Детская изобразительная деятельность в развитии представлений о формировании нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Детская изобразительная деятельность в развитии представлений о формировании нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста.
Children's art activity in the development of ideas about the formation of moral relations in children of older preschool age
Elvira Popova
student, "Baby Club on March 8" - a specialist in working with children, FSBEI HE "Bashkir State Pedagogical University im.M. Akmullah", Russia, Ufa
Аннотация. В статье представлен анализ вопроса формирования нравственных отношений детской изобразительной деятельности в теоретическом аспекте изучения темы. В научной работе рассматриваются различные предложения, в организации работы по формированию нравственны отношений у детей дошкольного возраста.
Abstraсt. The article presents an analysis of the issue of the formation of moral relations in children's graphic arts in the theoretical aspect of studying the topic. The scientific work examines various proposals for the organization of work on the formation of moral relations in children of preschool age.
Ключевые слова: нравственное отношение; детская изобразительная деятельность.
Keywords: moral attitude; children's art activity.
При формировании у дошкольника основ нравственных отношений, происходит развитие нравственной и духовной культуры, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств. В содержании социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, большое внимание уделяется развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Это в том числе, и указывает на то, как у воспитанника формируются нравственные отношения с окружающими. Усиление внимание в данной проблеме в большей степени связано и с тем, какие требования к целям и задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста предъявляются в обществе, то есть социальное значение нравственного воспитания. Формы и методы работы по данному направлению зависят от того, какие средства позволят вести систематическую и планомерную работу по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Теоретический анализ литературы по данному вопросу позволил сделать следующие выводы, о том, что проблема формирования социальных норм и нравственных отношений дошкольников занимало ведущую роль в научных исследованиях многих авторов, таких как: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Выготский Л.С., Н.Я. Грот, А.Л. Журавлев, К.Д. Кавелин, А.Б. Купрейченко, Б.Г. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. [1, 2, 5]. В своих исследованиях, ученые подчеркивали, что воспитание личностных качеств и нравственных ценностей усваиваются детьми в интегрированном подходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами и спецификой каждой из них.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию нравственных отношений у детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [7]. Формы и методы работы по данному направлению зависят от того, какие средства позволят вести систематическую и планомерную работу по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Необходимо также учитывать, при каких условиях будут достигнуты наиболее эффективные способы коммуникации с участниками взаимоотношений: в сотрудничестве, уважительном отношении друг к другу, сопереживании, отзывчивости и другими компонентами нравственных отношений.
Детская изобразительная деятельность несет сознательный процесс передачи ребенком своих представлений, умений, личный опыт ребенка, художественный потенциал, доступными для ребенка средствами выразительности [3].
Детская изобразительная деятельность тесно связана с формированием социальных установок, нравственных отношений ребенка. Во время занятий у ребенка формируется нравственно-волевые качества: обогащение знаний об окружающей действительности, личное отражение знаний в рисунках, лепке, аппликации, умение наблюдать за действия взрослого, помогать сверстникам, доводить работу до конца и т. д. Воспитателю необходимо обогащать нравственное содержание работ воспитанников [2, 3, 4].
Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) в детской изобразительной деятельности можно применять следующие методы и приемы [2]:
- накопление нравственного опыта и его отражение в творческих работах методом создания продукта деятельности по памяти, по замыслу и т. п.
- оценка творческих работ (поощрение, похвала, рекомендации). Анализ работ помогает ребенку обратить внимание не только на свою деятельность, но и увидеть проявление творчества у окружающих, подчеркнуть важные детали для совместной деятельности.
- положительный пример ребенка, воспитателя. Слова поощрения одного ребенка, или отдельных детей имеют результат при условии того, что это пример нравственных отношений, а не личная симпатия. Благодаря такой форме остальные дети стараются подражать окружающим для получения положительной оценки своих действий.
- убеждение (этические беседы, разъяснения). Используя данный метод, педагог, побуждает детей к практическому применению усвоенных ранее нравственных норм и правил, побуждая детей к осознанности поступков.
Немаловажное значение имеет моделирование образовательной среды нравственного развития детей дошкольного возраста. Шафикова Г.Р. пишет: «насыщенность (среды) нравственными идеями и фактами, составляющими основу формирующего мировоззрения, дает возможность латентного влияния на нравственное сознание… У детей должно быть сформировано целостное представление о мире (природе – обществе - самом себе), о роли и месте каждого изучаемого факта в общей картине мира» [6].
Стоит отметить, что дети дошкольного возраста лишь обучаются основам нравственных отношений и не всегда уверены в своих поступках – им необходима поддержка взрослых. Методами стимулирования могут выступить: поощрение, одобрение, награждение. Разумеется, в данном случае необходимо учитывать и то, чтобы поощрение не стало для ребенка самоцелью. Иногда получив награду, дети могут не выполнять правило нравственного общения в повседневных ситуациях. Следовательно, работа по формированию представлений социальной действительности, правил и норм морали, должна происходить планомерно в каждом виде детской деятельности, а не носить стихийный характер в виде порицания или кратковременных бесед [3, 2].
Мы пришли к выводу что, необходимо организовать изобразительную деятельность ребят так, чтобы положительные эмоции и нравственные чувства окрашивали весь процесс творчества. Атмосфера во время творческого процесса должна быть живой и непринужденной, без жестких дисциплинарных мер, сковывающих свободу и творческий потенциал детей.