Статья:

«Школа предпринимательства в дополнительном образовании в области искусств» как инструмент формирования новых компетенций преподавателей в сфере платных образовательных услуг

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Наталия А.К. «Школа предпринимательства в дополнительном образовании в области искусств» как инструмент формирования новых компетенций преподавателей в сфере платных образовательных услуг // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 50-56.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

«Школа предпринимательства в дополнительном образовании в области искусств» как инструмент формирования новых компетенций преподавателей в сфере платных образовательных услуг

Наталия Анатольевна Курьянович
соискатель БФУ им. И. Канта, директор Детской музыкальной школы им. Р.М. Глиэра, РФ, г. Калининграда

 

Entrepreneurship School in Supplementary Education in the Field of Arts as a tool for creating new competencies for teachers in the sphere of paid educational services

 

Natalia Kuryanovich

Degree-Seeking Student of Immanuel Kant Baltic Federal University, Director of Children’s Music School named after R.M. Gliere, Russia, Kaliningrad

 

Аннотация. Рассматриваются возможности современного дополни­тельного образования в области искусств, в части предоставления платных образовательных услуг и необходимости формирования компетентности преподавателей дополнительного образования в платной дополнительной образовательной деятельности.

Abstract. Possibilities of modern supplementary education in the field of Arts are considered in the part of providing paid educational services and the necessity to develop the competence of supplementary education teachers in paid additional educational activities.

 

Ключевые слова: образовательная услуга; дополнительная обра­зовательная услуга; качество образовательных услуг; компетентность преподавателя; профессиональный стандарт; предпринимательство в дополнительном образовании в области искусств.

Keywords: paid service; additional educational service; quality of educational services; teacher’s competence; professional standard; entrepreneurship in supplementary education in the field of Arts.

 

Взаимоотношения работников образования с реальной экономикой, бизнесом и предпринимательской инициативой имеют, с одной стороны, давнюю историю (репетиторство), с другой – относятся к аспектам современной модернизации преподавательского труда в части платных дополнительных образовательных услуг, в том числе готовности и способности их реализации.

Современное общество основано на услугах. Как отмечает амери­канский социолог Дэниел Белл в книге «Грядущее постиндустриальное пространство. Опыт социального прогнозирования»: «Если индустри­альное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами – здраво­охранением, образованием, отдыхом и культурой, которые становятся желанными и доступными для каждого». Сложно представить себе деятельность человека, который бы не нуждался в услугах других людей [6, с. 5].

Традиционное восприятие социальной роли педагога, как пассионария со свойственным ему состоянием повышенной тяги к действию, неодолимым стремлением изменять своего ученика в лучшую сторону даже ценой своего здоровья и благополучия (некая жертвенность) – входит в противоречие с оптимальным социальным статусом, в котором сочетаются необходимые и достаточные средства уверенного существования, в том числе и финансовые.

Готовы ли сегодня преподаватели ДШИ оказывать платные образо­вательные услуги? Есть ли у них желание и способности к реализации платных дополнительных образовательных услуг, которые будут, с одной стороны, способствовать росту профессионально-личностных достижений и, с другой стороны, обеспечивать конкурентность образовательной организации, их основного места работ?

Если рассматривать современную ситуацию в сфере дополни­тельного образования, то нельзя не заметить две устойчивые тенденции: первая – возрастающая автономизация образовательных организаций, повышение их финансовой и правовой самостоятельности, и вторая – все более глубокая интеграция детских школ искусств в сферу широкого социально-экономического и культурного взаимодействия.

Рассматриваемая тема платных образовательных услуг обусловлена, с одной стороны, потребностью современной Российской экономики в квалифицированных сотрудниках, занятых в сфере дополнительного образования и способных участвовать в их реализации, а с другой стороны противоречием между потребностью общества в специалистах, обладающих компетентностью в платной дополнительной образова­тельной деятельности, и отсутствием содержания и методов процесса повышения квалификации педагогов с целью формирования данной компетентности.

Платные образовательные услуги законодательно закреплены следующими документами: Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Основы законодательства РФ о культуре, приказы Министерства образования и науки РФ по различным аспектам дополнительного образования, Письмо Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг», а также Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, конкретно, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденный приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 613н.

В целях изучения готовности преподавателей к реализации платных дополнительных образовательных услуг был проведен опрос о предпо­читаемых стимулах, влияющих на достижение лучших показателей в работе. Преподавателям трех учреждений дополнительного образования детей (ДМШ, ДШИ, ДХШ г. Калининграда) – 70 человек – было предложено оценить степень выраженности значения стимулов, побуждающих лучше работать. Для пятибалльной оценки (1 – совсем не значим; 2 – не очень значим; 3 – значим; 4 – очень значим; 5 – значи­тельно значим) перечислены материальные, моральные, эмоциональные и организационные стимулы (всего 23 стимула):

К материальным стимулам отнесены: деньги, вознаграждение, премии;

к моральным – уважение, самоутверждение, похвала, признание заслуг, независимость, благодарность за сверхурочную работу, доверие руководства;

к эмоциональным – чувство принадлежности к организации, приятная рабочая обстановка, осознание себя членом команды, товарищеские отношения, творческая атмосфера, чувство уверенности в работе,

к организационным – гибкий график работы, возможность внесения идей и предложений, возможность учиться, карьера, возможность работать дома, сотрудничество с другими людьми, устоявшийся рабочий процесс.

Анализ полученных данных показал, что приоритет отдается эмоциональному стимулу «творческая атмосфера» (54% опрошенных), что оценивается как позитивный факт, поскольку отражает высокое качество управления образовательным процессом в исследованных образовательных учреждениях, где руководители поддерживают творческую рабочую среду, что определяет желание, как можно дольше оставаться в профессии. Подтверждают данный вывод высокие рейтинги стимулов «уважение» (46% опрошенных), «чувство уверенности в работе» (44%), «приятная рабочая обстановка» (44%), «доверие руководству» (43%).

Вместе с тем в контексте проблемы готовности педагогов к реализации платных дополнительных услуг вызывает озабоченность только пятый ранг материального стимула «деньги» и последние ранги стимулов «признание заслуг», «похвала», «вознаграждение». Данный факт свидетельствует о недооценке педагогами роли предпринимательства в трудовой деятельности.

Полученные данные актуализируют проблему преодоления психо­логических барьеров в профессионально-личностной самореализации преподавателей посредством вовлечения в реализацию платных дополнительных образовательных услуг. Формирование готовности к данному виду педагогической деятельности предполагает снятие разнообразных препятствий, к числу которых относятся возможные фобии (страхи), опасения и риски предпринимательских неудач, отсутствие представлений о том, как сделать платные образовательные услуги средством творческой самореализации и дополнительного заработка.

Формирование готовности преподавателей к реализации платных дополнительных образовательных услуг необходимо оценивать, как государственный заказ к системе кадрового менеджмента в направлении «повышение квалификации». Как актуальную, следует рассматривать задачу разработки дополнительной программы профессионального образования. Для того, чтобы потребитель получил качественную платную образовательную услугу, возникла необходимость в подготовке специалистов этой новой сферы деятельности.

В 2016 году вниманию преподавателей детских школ искусств калининградской области был предложен новый разработанный совместно с д.п.н., профессором БФУ им. Э Канта Н.В. Самсоновой курс повышения квалификации «Школа предпринимательства в дополнительном образовании в области искусств». Курс реализует три последовательных модуля: обучающий, тренирующий, итоговый. Каждый из модулей содержит набор лекций и практических заданий (тренингов), максимально приближенных к профессиональной деятельности детских школ искусств и направленных на формирование компетентности в платной дополнительной образовательной деятельности.

Модули курса повышения квалификации «Школа предпринима­тельства в дополнительном образовании в области искусств» имеют гибкое содержание, позволяющее менять последовательность заданий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их познава­тельной и профессиональной мотивации, а также иных объективных условий. В модульную структуру входят блоки, направленные на повышение уровня профессиональной мотивации, на развитие навыков самопрезентации и педагогического маркетинга, организаторских умений и развитие навыков обеспечения качества платных дополни­тельных образовательных услуг, их правового сопровождения, разрешения конфликтных ситуаций и медиации, а также рефлексии.

Программа курса включает в себя лекционные и практические занятия, рассчитанные на 24 часа (внутрифирменнное обучение). На лекционные занятия выносятся теоретические вопросы, актуализи­рующие целостное понимание ключевых аспектов оказания платных дополнительных образовательных услуг в детской школе искусств, необходимые для организации практических занятий и дальнейшей самостоятельной работы обучающихся. На практических занятиях педагоги детской школы искусств приобретают и отрабатывают умения и навыки по осуществлению маркетингового продвижения платных дополнительных образовательных услуг, технологию органи­зации платных дополнительных образовательных услуг и их правового сопровождения, методы урегулирования конфликтов и медиации.

Задания и тренинговые упражнения разработаны и отобраны на основе профессиональных задач с ориентацией на развитие интегри­рованных умений в области платных дополнительных образовательных услуг у педагогов детских школ искусств.

Итоговой работой служит разработка и представление разрабо­танных обучающимися проектов учебных и нормативных документов по организации платных дополнительных образовательных услуг, стратегий урегулирования конфликтов. Курс выполняет информативную, развивающую и обучающую функции.

По итогам прохождения курса повышения квалификации «Школа предпринимательства в дополнительном образовании в области искусств» каждый педагог детской школы искусств получает возможность сделать собственные наработки по направлению деятельности в области платных дополнительных образовательных услуг: сформулировать интересующие ситуационные и учебные задачи, тренинговые упражнения, разработать индивидуальный график творческих занятий и т. д.

 

Рисунок 1. основные компетенции преподавателя при оказании платных образовательных услуг

 

Выделенные компоненты профессиональной компетентности в платной дополнительной образовательной деятельности педагога детской школы искусств в системе дополнительного образования, составляют целостную компетентность преподавателя в предоставлении платных образовательных услуг.

Итогом выполнения проектно-творческих заданий обучающимися становятся ресурсы: методические разработки, анкеты заинтересован­ности в платных дополнительных образовательных услугах, карты вероятностных претензий, технологии продвижения и организации платных дополнительных образовательных услуг.

Модульная организация курса повышения квалификации «Школа предпринимательства в дополнительном образовании в области искусств» обеспечивает гибкое обучение без отрыва от профессио­нальной деятельности, и в процессе опытно-экспериментальной работы подтвердила свою эффективность.

 

Список литературы:
1. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.
2. Основы законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 г. № 3612-1.
3. Письмо Министерства образования РФ от 21.07.1995 № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».
4. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, конкретно, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 26 августа 2010 г. N 761н.
5. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» от 8 сентября 2015 г. № 613н.
6. Лайко О.Т. Сервисная деятельность: учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений/О.Т.Лойко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 304 с.