Статья:

Обращения детей и подростков на общероссийскую детскую линию телефона доверия. (Из опыта работы телефона доверия г. Новокузнецка)

Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Социальная психология

Выходные данные
Пекшева М.А., Сидорова Е.Г. Обращения детей и подростков на общероссийскую детскую линию телефона доверия. (Из опыта работы телефона доверия г. Новокузнецка) // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXIX междунар. науч.-практ. конф. — № 5(29). — М., Изд. «МЦНО», 2019. — С. 158-162.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Обращения детей и подростков на общероссийскую детскую линию телефона доверия. (Из опыта работы телефона доверия г. Новокузнецка)

Пекшева Марина Альфонсовна
заведующая отделением экстренной психологической помощи по телефону, МКУ СРЦН «Уютный дом» отделение экстренной психологической помощи по телефону РФ, г. Новокузнецк
Сидорова Елена Геннадьевна
супервизор отделением экстренной психологической помощи по телефону, МКУ СРЦН «Уютный дом» отделение экстренной психологической помощи по телефону РФ, г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются количественные и качественные показатели обращений несовершеннолетних на обще­российскую линию телефона доверия г. Новокузнецка. Приведены примеры работы психолога. Уделяется внимание особенностям и слож­ностям установления контакта с подростками в рамках телефонного консультирования.

 

Ключевые слова: кризисная ситуация, экзистенциальные пере­живания, количество обращений, эмоциональное напряжение.

 

«Здравствуйте, телефон доверия!» - так часто обращаются дети. «О чем с вами можно поговорить?» - это пробный шар, знакомство, проверка безопасности контакта. Бывает по-другому – «Здравствуйте, у меня проблема! Помогите мне!».

Дети могут радоваться каникулам, и громко смеяться в трубку. И уже через минуту - звонок от подростка с экзистенциальными пере­живаниями о том, что его никто не понимает, он как будто один на земле. Друзей нет, все плохо. Как выяснилось из разговора, мальчик дружить не умеет, родители к нему равнодушны «что есть, что нет». Звонок сложный и энергозатратный, в нем использовался эмоциональный ресурс психолога, который необходимо восстановить.

Экстренную психологическую помощь по телефону можно назвать одним из главных способов профессионального сопровождения несовер­шеннолетних, особенно в острой кризисной ситуации. На очную психологическую консультацию в случае неблагополучия ребенка приводят родители, а на телефон доверия он звонит сам, по собственной воле.

Звонок может прозвучать и рано утром и поздно вечером и глубокой ночью. Без устали и выходных трудится Телефон доверия и ему горожане и жители региона, а иногда только ему доверяют свои тайны и печали, свою боль и отчаяние. Голоса взрослых абонентов сменяют детские голоса и наоборот. У детей множество сложных проблем, которые требуют немедленного решения.

Как менялось количество обращений с 2016 года по 2018 год от детей и подростков можно увидеть из таблицы. Процентный показатель проблемных обращений говорит о том, что дети серьезно относятся к своим трудностям, переживаниям и в лице Общероссийской детской линии Телефона доверия находят помощника и друга. Сокращение звонков происходит в категории «другие» - это молчащие, развлека­тельные, справочные. Можно предположить, что в сознании несовер­шеннолетних формируется понимание важности и возможности получения безотлагательной психологической помощи, эмоциональной поддержки, расширения представления о возможностях.

Таблица 1.

Сравнительная таблица обращений несовершеннолетних

Год

2016

2017

2018

Всего обращений

3538

4205

3270

Другие

734 (22%)

1121 (27%)

701 (21%)

Проблемные

2804 (78%)

3084 (73%)

2569 (79%)

 

Основная задача психологов телефона доверия – снятие эмоцио­нального напряжения и создание условий, в которых ребенок сможет осознать новые возможности и преодолеть кризис.

 

Рисунок 1. Количество обращений по проблемам у детей и подростков

 

Тема «любовных и дружеских отношений» со сверстниками (в том числе, с противоположным полом) составляет 38 % в рамках данной возрастной группы – так как ведущей деятельностью в подростковом периоде является интимно - личностное общение, это является одной из основных тем обращений молодежи.

У подростка есть возможность получить жизненно важную инфор­мацию в области сексуальной сферы (150 звонков), узнать о противо­зачаточных средствах, о венерических заболеваниях, о беременности 16 обращений (23 обращения в 2017 г.), сексуального насилия.

В обществе, по-прежнему сохраняется множество проблем, при­ведших к серьезному дефициту позитивного воздействия на детей всех институтов социализации - семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно - воспитательных учреждений. Многие подростки не находят понимания и поддержки дома, в школе, а потребность в признании, в приобщении к взрослой жизни, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию остается неудовлетво­ренной и для 44 % (1061 обращений) подростков важно найти ответы на волнующие вопросы и «принять себя как личность».

Другой важный момент в жизни подростка это переживания, связанные с «дисгармонией в отношениях со сверстниками» в кол­лективе, с другом или подругой и желанием восстановить дружеские отношения и эта тема звучала в 252 случаях.

Акцент в работе психолог делает на расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоя­тельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе.

В 24 случаях дети предъявляли трудности в общении со сверст­никами и обсуждали вопросы насилия, издевательства со стороны одноклассников. Эта тема постоянно присутствует в детских обра­щениях, зачастую дети бессильны справиться с натиском сверстников и не умеют противостоять их жестокости.

Подросток 12-ти лет позвонил на ТД в состоянии тревоги и рассказал о том, что его дразнят и обижают одноклассники. Проясняя обстоятельства того, как это происходит, консультант и абонент вслушивались друг в друга и понимали - возникает ли доверие, контакт между нами. Для подростка в большей степени важным является мнение сверстников, чем взрослых людей, но, очевидно, возможность ТД сохранять анонимность звонящего, играет положительную роль. Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самого преследуемого. Негативное отношение сверстники демонстрировали относительно внешности Максима и его замкнутости. Подростку удалось прояснить для себя в ходе беседы, какие дети пользуются расположением сверст­ников. Подростки, имеющие больше друзей, более общительные, открытые и добрые. Не обязательно точно таким должен быть портрет, но ему удалось выделить для себя желаемое направление – стать более энергичным и добрым – чтобы изменить ситуацию в позитивном направ­лении. Важно, что подростка есть возможность снова позвонить на ТД и рассказать об изменениях или о трудностях в реализации намеченного.

За 2018 год поступило 87 обращений из них 19 от детей, касающихся домашнего насилия и жестокого обращения со стороны взрослых, в том числе учителей.

Девушка 15-ти лет размещала в социальной сети, как ей казалось, вполне безобидные истории о школе, учителях, ребятах-одноклассниках. Когда ее сочинения были прочитаны кем-то из педагогов, информация распространилась в школе очень быстро. Учителя усмотрели в этих текстах неуважение, оскорбление своего достоинства. Против девочки ополчился весь педагогический коллектив. Прошло несколько воспита­тельных бесед, на которых и ученица, и ее мать подвергались жесткой критике. Конфликт разросся, снизились оценки. Из благополучной ученицы девочка превратилась в изгоя. Она обратилась на ТД расте­рянная, испуганная и в тоже время достаточно агрессивная. Сказала, что очень хочется разместить компрометирующие материалы в сети, они имеются. Мама предложила сменить школу. Дочь считает, ситуацию несправедливой. Хотела бы отстоять себя, но чувствует, что сил недостаточно. В ситуациях, когда подросток ожесточился против взрослых, столкнулся с несправедливостью, важен плавный контакт, формирование атмосферы доверия. Консультант ТД поддержал девочку, подробно и заинтересованно расспросил о ее увлечениях. Обратил вни­мание на переполняющие эмоции, помог их выпустить наружу, назвать, осмыслить. Пояснил, что каждый человек имеет право на отрицательные переживания. Научиться с ними справляться – это важная задача, которая сослужит хорошую службу и в дальнейшей жизни. Психолог и абонентка обсудили шаги по утилизации эмоций. Страх отступает, если посмотреть ему в глаза. С гневом можно справиться с помощью телесных практик, физических нагрузок, осмысления ситуации, реали­зации себя в творчестве, в любимом деле. Важно показать подростку, что свобода, в том числе и творческих проявлений, демонстрируемых публично, заканчивается там, где начинается свобода другого человека отстаивать свои границы. Важно это сделать не в форме прямых ука­заний, которые могут вызвать сопротивление подростка, а с помощью метафоры, образа, притчи, истории из жизни другого человека. Так абонент при поддержке специалиста сам может прийти к важным открытиям.

Обсуждались этические нормы, их содержание и степень размы­тости в некоторых ситуациях. Разобрали суть конфликта в школе и вышли на ресурсы для разговора с учителями. Девушке важно было сохранить анонимность. Консультант и абонентка заключили контракт – девушка звонила несколько раз, постепенно научаясь говорить, открыто о своих чувствах и потребностях, доносить их до другого человека, уважая его мнение и позицию.

Психолог пропускает через себя проблемы абонентов и присоеди­няется к ним в момент острого переживания, затем плавно отсоединяется и продолжает диалог из профессиональной позиции. Иначе он не сможет быть полезным, а находиться в профессиональной позиции помогает личная рефлексия, направленная на отношения между ним и абонентом. Не секрет, что психолог испытывает во время разговора различные эмоции, он как человек реагирует на те ситуации, о которых рассказывает абонент.

Вопросам профилактики профессионального выгорания уделяется особое внимание. В отделении организованы супервизии. На смене постоянно работают два психолога-консультанта, которые могут помочь друг другу разобрать трудности, возникшие во время разговора с абонентом, поддержать, дать профессиональную оценку.

 

Список литературы:
1. Айви Е., Айви Мэри Б., Даунинг Линк С. Психологическое консульти-рование и психотерапия. М. – 487 с.
2. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. - М.: Академический проспект, 1999. – 240 с.
3. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – 404 с.