Статья:

Формирование метапредметных умений при обучении школьников работе с несплошными текстами

Конференция: XXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Мошкина М.А. Формирование метапредметных умений при обучении школьников работе с несплошными текстами // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XXI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(21). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 27-33.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Формирование метапредметных умений при обучении школьников работе с несплошными текстами

Мошкина Маргарита Анатольевна
учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 7» РФ, г. Ачинск

 

Margarita Moshkina

teacher of Russian language and literature MBOU «Secondary school № 7», Russia, Achinsk

 

Аннотация. В данной статье представлен опыт работы творческой группы учителей МБОУ «Средняя школа № 7» г. Ачинска Красноярского края по использованию пошаговых действий (алгоритма) при работе с текстовыми заданиями различной структуры.

Abstract. This article presents the work experience of the creative group of teachers of the Secondary School No. 7, Achinsk, Krasnoyarsk Territory, using step-by-step actions (algorithm) when working with text assignments of various structures.

 

Ключевые слова: метапредметные компетенции; обучение; несплошные тексты.

Keywords: meta-subject competence; training; incomplete texts.

 

Обучение школьников умению работать с несплошными текстами является одной из актуальных образовательных задач, решение которой обеспечивает формирование метапредметных знаний, являющихся, согласно требованиям ФГОС ОО, одним из результатов образования. Несплошными являются тексты, включающие в себя таблицы, диаграм­мы, графики, схемы, рисунки, карты и другие графические объекты, в которых наряду с изображениями содержатся фрагменты текста. Одно из важных требований современного федерального государствен­ного образовательного стандарта основного общего образования – формирование у учащихся умения «создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач» [1]. Однако результаты мониторинговых исследований последних лет свидетельствуют о том, что школьники не умеют извлекать информацию из текстов, содержащихся в графических объектах, находить ответы на вопросы и делать выводы. По данным PISA (Program for International Student Assessment), «российские учащиеся, которым для выполнения задания надо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти информацию, представленную даже в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её, то есть показали неготовность работать с несплошными текстами» [2].

В задания международной программы PISA включены тексты: сплошные (без изображений) и несплошные (с изображениями). В материалах программы PISA даны пояснения понятию «несплошные тексты»: к ним относятся «графики, диаграммы, таблицы, карты, формы (налоговые, визовые, анкеты и др.), информационные листы и объявления» [3]. При работе с несплошными текстами школьники должны уметь:

· различать сплошные и несплошные тексты, определять их виды;

· читать несплошной текст (воспринимать текст, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде; интерпретировать её);

· переводить информацию в другие текстовые формы (сплошной текст в несплошной и наоборот);

· менять вид несплошного текста (например, составлять кластер на основе таблицы);

· использовать полученную информацию для решения учебной задачи.

Анализ несплошных текстов позволяет выделить следующие виды заданий, которые помогают формировать у учащихся умение работать с такими текстами:

1) определить вид несплошного текста (таблица, схема, диаграмма и др.);

2) «прочитать» несплошной текст (построить связное письменное/ устное высказывание на основе извлечённой информации).

3) «перевести» информацию в другие текстовые формы (таблицу «переоформить» в схему; кластер – в таблицу);

4) изменить вид несплошного текста (текст учебного материала оформить в виде плана, тезисов);

5) самостоятельно создать несплошной текст (текст параграфа оформить в виде таблицы);

6) использовать полученную информацию для решения учебной задачи (применить формулу для решения конкретной задачи).

В данной статье мы рассмотрим алгоритм работы с несплошными текстами, содержащими таблицы. Анализируя современные учебники по различным предметам, мы пришли к выводу о том, что практически на всех занятиях в школе ученикам приходится работать с таблицами. Например, в русском языке в таблицах представлены сведения о частях речи, по орфографии; в литературе – информация о литературном процессе, биографии писателя; в истории – особенности исторической эпохи, хронологии событий. Мы предположили: если обучающиеся в работе с таблицами будут использовать единый алгоритм работы с информацией, то это позволит значительно сократить время на её освоение, будет способствовать формированию у них метапредметных умений.

Большинство учителей в работе с таблицами используют опреде­ленный набор вопросов, отвечая на которые, ученики осваивают учебный материал. При этом учителя, как правило, строят вопросы «от общего к частному»: сначала задают вопросы, связанные с пониманием материала в целом, затем предлагают ученикам уточняющие вопросы. После знакомства с информацией, представленной в таблице, учащиеся должны воспроизвести материал в связной форме (например, устный рассказ по таблице). В этой ситуации ученику отводится в целом пассивная роль: принять и воспроизвести вслед за учителем учебный материал.

Мы предлагает иной, по сравнению с традиционной системой обучения, подход к работе с текстами, содержащими таблицы. В основе нашего подхода – активизация работы учащихся с информацией, представленной в таблице, на основе работы в парах. В начале нашей работы мы поставили цель – разработать и апробировать перечень вопросов, которые позволят учащимся воспроизводить графически оформленную текстовую информацию и представлять её в связном монологическом высказывании. Изучив типологию таблиц, данных в школьных учебниках, мы пришли к выводу, что их можно объединить в следующие группы:

· таблицы, содержащие полный объём информации;

· таблицы, требующие определенного минимума знаний по ранее изученному материалу;

· таблицы, частично заполненные информацией и требующие поиска новых знаний.

Мы составили вопросы, на основе которых учащиеся осваивают информацию, данную в таблице, и с помощью которых вопросов проверяются их умения:

· понимать текст таблицы, раскрывать его содержание;

· извлекать смысл из таблицы, объяснять найденные факты с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретировать содер­жание таблицы;

· создавать собственный новый смысл на основе текста таблицы.

В результате совместной работы учителей на занятиях по раз­личным предметам был определен перечень вопросов, которые стали опорными при работе с таблицами.

1. С каким разделом учебного предмета связано содержание таблицы?

2. На какие части можно разделить содержание текста таблицы?

3. Какая информация содержится в каждой графе таблицы?

4. Какой вывод вы сделали на основе данной таблицы?

На уроках ученикам предлагается рассмотреть содержание текста таблицы и ответить на перечисленные выше вопросы. Учащиеся в парах находят ответы на поставленные вопросы, используя при этом имеющиеся знания, данные учебника или справочной литературы, словари, электронные ресурсы. В паре ученики проговаривают друг другу ответы на вопросы. В случае затруднения, ученик обсуждает с товарищем «проблемные места» таблицы. В результате совместной работы в парах происходит присвоение совместно приобретенных новых знаний как личностных.

Рассмотрим на конкретных примерах процесс работы с несплош­ными текстами на различных уроках. На уроке русского языка в 7 классе учащимся при повторении темы «Части речи» предлагается схема, представленная на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Части речи

 

Ученики в парах обсуждают содержание таблицы и отвечают друг другу на вопросы:

1. С каким разделом русского языка связано содержание таблицы?

2. На какие части можно разделить содержание таблицы?

3. Какая информация содержится в каждой части таблицы?

4. Какой вывод вы сделали на основе данной таблицы?

При обсуждении материала, представленного в таблице, у уча­щихся могут возникнуть затруднения, связанные с дефицитом знаний. Например, в нашем случае, школьники не могли вспомнить, в чем отличие склонения от спряжения. На этом этапе каждая пара учащихся использовала различные ресурсы для снятия дефицита знаний (учебник, словари, Интернет). Далее было организовано коллективное обсуждение полученных знаний. При этом каждый ученик получил именно тот объем знаний, который ему нужен для дальнейшего освоения учебного материала: кто-то повторил уже знакомый материал, а кто-то, благодаря работе в паре, получил недостающие знания. Таким образом, данная таблица помогает учащимся повторить довольно большой объем материала.

В другом случае, мы использовали таблицы, частично заполненные и требующие поиска новых знаний. Например, на уроке литературы в 8 классе мы использовали следующую таблицу 1:

Таблица 1.

Характеристика литературного героя

Вопросы

Совместно найденные ответы

Имя персонажа

 

Каково место персонажа в данном литературном произведении?

 

Какие поступки, характеризуют героя?

 

Как речь персонажа, отражает его внутренний мир?

 

Каково ваше отношение к данному персонажу?

 

 

Цель работы с такой таблицей – совместный поиск ответов на вопросы. Учащиеся в парах заполняют правую сторону таблицы, используя текст художественного произведения. Затем, проговаривая ответы, составляют монологическое высказывание. При этом ответы отличаются друг от друга, так как каждый приводит свои аргументы, характеризуя персонаж. В результате такой работы учащиеся не только перерабатывают информацию, находят ответы, но и составляют моноло­гическое высказывание, основанное на личном восприятии литературного персонажа. Данный прием работы с текстами таблиц используется и другими учителями на уроках по разным предметам.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Вопросы, составленные к таблице, помогают учащимся более эффективно воспроизводить текстовую информацию и представлять её в связном монологическом высказывании, носят универсальный характер и позволяют работать с любыми типами таблиц на уроках.

2. Работа в парах при освоении содержания таблиц обеспечивает включенность каждого ученика в активную деятельность и присвоение новых знаний как собственных в результате совместного размышления.

3. Использование опорных вопросов при работе с содержанием таблиц позволяет учителям достигать более высоких результатов в формировании универсальных учебных действий обучающихся.

Представленный в данной статье алгоритм работы с несплошными текстами, содержащими таблицы, позволяет эффективно реализовывать требования ФГОС второго поколения, достигать стабильных результатов обучения, воспитания, развития.

Мы планируем совершенствовать данный методический приём, расширять область его использования для достижения гарантированных результатов обучения.

 

Список литературы: 
1. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17 декабря 2010 года № 1897 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: window.edu.ru›2010›files/FGOS_OO.pdf (Дата обращения 23.07.2018).
2. Результаты сравнительных международных исследований качества образования TIMSS и PISA как индикаторы преобразований, реализуемых в системе образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fioco.ru›…international_conference_February_2017 (Дата обращения 23.07.2018). 
3. Международная программа PISA 2000. Примеры заданий почтению, математике и естествознанию [Электронный ресурс]. М., Российская Академия образования. Институт общего среднего образования. Центр оценки качества образования 2003. – Режим доступа: school6vyazniki.ucoz.ru›test/PISA_2003.pdf (Дата обращения 23.07.2018).