Статья:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гулина Н.В. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Идет обсуждение
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гулина Наталья Викторовна
учитель начальных классов высшей категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 38», РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Краеведение является важнейшим фактором в развитии и воспитании подрастающего поколения. Необходимо учить и воспитывать в детях любовь к Родине, родному краю уже с первых дней обучения в школе. В данной статье показана система работы по краеведению, составленная на собственном опыте работы.

 

Ключевые слова: краеведение, патриотизм, окружающий мир, исследовательская работа.

 

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва …

А.С.  Пушкин.

 

Развитие духовного мира ребенка начинается с дороги, соединяющей крыльцо его дома со школьным крыльцом. Чем знамениты село, город, поселок, где живет маленький человек, - все это должно пройти сквозь его сердце.

В настоящее время разорвана нить, которая связывает поколения и делает их представителями одной нации. Чтобы восстановить эту связь, необходимо с первого класса уделять внимание краеведению, т. к. сказки, небольшие рассказы, песни, пословицы, поговорки, загадки имеют огромное значение в воспитании детей. Знакомясь с ними, они входят в жизнь своего народа, начинают понимать ее течение, закономерности, обряды, обычаи.

Краеведение – это совокупность знаний о родном крае, изучение его природы, истории,  быта и т. д.

Известные педагоги – К.Д Ушинский и В.А. Сухомлинский – уделяли большое  внимание краеведению. Основу их системы составляет наглядное обучение, т. к. «… дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. (К.Д. Ушинский). Только такое обучение позволит учителю войти в мир детского мышления.

Созерцание окружающей действительности накапливает в памяти ребенка образы и картины. Ведь рождение гражданских чувств начинается с любви к тому месту, где родился и вырос человек, с любви к тем людям, которые его окружали и окружают.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучение культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Развивать и поддерживать любовь детей к родным местам помогает детальное знакомство с ними.

Каждая местность, каждый уголок родной земли богаты историей, и надо только интересно рассказать о ней детям, оживить какое-то событие, повлиять на чувства детей и вызвать уважение к делам и людям давно прошедших лет и к сегодняшним.

В начальной школе по программе краеведению уделяется  недостаточное внимание.   И поэтому  я включаю краеведческий материал на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, а также на классных часах и на внеклассных мероприятиях.

С этой целью мне пришлось серьезно заняться изучением необходимой литературы, не один раз побывать и самой, и с ребятами в  Тольяттинском краеведческом музее, в Техническом музее ВАЗа, в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина, совершить экскурсии по городам области, посетить мужской монастырь в Шлюзовом, храмы и часовни города, побывать в Ташле, Винновке, в Большой Рязани («святые места»), совершить путешествие по Волге.

Мною составлен следующий план работы с учащимися начальной школы по краеведению.

I класс:

  1. Беседа «История г. Тольятти» (Сентябрь).
  2. Автобусная экскурсия по  г. Тольятти (Ноябрь, каникулы).
  3. Классный час на тему: «Чем пахнет Рождество?» (История возникновения праздника и празднование его на Руси, а значит и в Самарской губернии (Январь).
  4. Конкурс рисунков на тему: «Как красив мой край родной!» (Февраль).
  5. Посещение Краеведческого музея, ознакомление с отделом «Природа» (Апрель).

II класс:

  1. Классный час на тему: «Наш город – Автоград» (Сентябрь).
  2. Утренник на тему: «Выбирая себе дорогу, с Автоградом шагаю в ногу» (История ВАЗа в судьбах родителей, учащихся класса бабушек и дедушек) (Январь).
  3. Экскурсия в Технический музей ВАЗа (Весенние каникулы).
  4. Интегрированный урок изобразительного искусства и чтения на тему: «К нам в гости Масленица пожаловала». (Происхождение и празднование масленицы на Руси и в нашем городе) (Март).
  5. Экскурсия в лес и целью наблюдения за просыпающейся природой (Май).

III  класс:

  1. Классный час  на тему: «Край родной, навек любимый!» (Сентябрь)
  2. Посещение краеведческого музея. Подробное ознакомление с отделом музея «Животный мир». (Чтобы не распылять внимание детей младшего школьного возраста, сначала лучше подробно знакомить с некоторыми отделами музея) (Октябрь).
  3. Внеклассное чтение по книге «Легенды и были Жигулей» (Январь).
  4. Автобусная экскурсия в с. Ташла («По святым местам Самарской области») (Март).
  5. Внеклассное чтение по сказкам самарского писателя Бондаренко (Май).

IV  класс:

  1. Классный час на тему: «Чье имя носит моя улица» (Сентябрь).
  2. Классный час на тему: «Куйбышев – запасная столица» (Ноябрь).
  3. Исследовательская работа над топонимами родного края (название деревень, поселков, рек, городов). В помощь привлекаются родители (В течение февраля).
  4. Краеведческая викторина (материал прилагается)  (Апрель).
  5. Экскурсия в г. Самара с посещением областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина (Май)

Постепенно накапливая материал, использую его на уроках русского языка и математики.

Так, например, периодически  составляю задачи на сложение, вычитание, деление, умножение, используя цифры, рассказывающие о количестве выпускаемых за сутки, неделю, месяцы, год машины на ВАЗе, о количестве учебных заведений в городе, построенных зданий, квадратных метрах жилья, заработной платы и т.д.  На уроках русского языка составляю предложения для грамматического разбора, связанные с краеведением.

Использование краеведческого материала  значительно повышает  умственный потенциал учащихся в гуманитарном направлении и расширяет  их кругозор.

В результате данной систематической работы на протяжении четырёх лет начальной школы, у ребят происходит формирование интереса  и любви к родному краю и городу, в котором они проживают.

Изучение родного края способствует воспитанию у детей  патриотического чувства, дает возможность привлечь их к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная  проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Так, например, мой ученик – второклассник Чистяков Марк принял участие в гимназической научно-практической конференции со своей исследовательской работой на тему «Прогулки по городу Тольятти», став победителем. С данной работой он принял участие в городском конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь», секция «Краеведение», получив Грамоту.

Краеведение  является  важным фактором в развитии и воспитании гражданственности личности подрастающего поколения. Его потенциал в современном образовании ещё до конца не раскрыт. Однако то, что краеведческая работа основывается не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с "большой" и "малой" историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Краеведческая викторина.

Цель: Знать историю своего города и края; уметь рассказывать о событиях.

Задачи: Развитие мышления, памяти учащихся; воспитание любви к родному краю, уважения к делам и людям своей местности.

  1. В каком году был основан город Ставрополь-на-Волге? (1837 г.)
  2. Кто является основателем нашего города? (В.Н. Татищев).
  3. Сколько раз рождался город? (Трижды)
  4. В честь кого и почему он назван Тольятти? (В честь итальянского деятеля Пальмиро Тольятти)
  5. В каком году город стал называться Тольятти? (1964 г.)
  6. В каком году стал строиться Новый город? (октябрь 1967 г.)
  7. Когда с конвейера ВАЗа вышел первый автомобиль? (1970 г.).
  8. Какие марки машин выпускают на ВАЗе? (Лада-Веста, Лада-Гранта, Лада-Ларгус)
  9. Каково население нашего города? (около 700 000 чел.).
  10. Сколько человек проживает в Новом городе? (около 380 000 чел.).
  11. Сколько территориальных районов в Тольятти? Назовите их.

(Автозаводский, Центральный, Комсомольский)

  1. Каких известных людей нашего города вы знаете? Чем они         прославились? (Алексей Немов, Александр  Герунов).
  2. Какие города есть в Самарской области? (Самара, Тольятти, Сызрань,   Отрадный)
  3. Какой город по количеству жителей больше – Самара или Тольятти,   Тольятти или Сызрань, Новокуйбышевск или Отрадный?
  4. Назовите «святые места» нашей области. Почему они «святые»?

(Ташла, Большая Рязань).

  1. Какие достопримечательности родного края вы знаете?
  2. Какие знаменитые люди прошлого посещали или жили в нашем городе? (Алексей Николаевич  Толстой,  Максим  Горький, Сергей Тимофеевич Аксаков).
  3. Как называются горы, проходящие вдоль Волги? (Жигулевские горы)
  4. Какие еще реки протекают по Самарскому краю? (Сок, Самарка, Уса и др.).
  5. Какие животные обитают в наших лесах?

В конце викторины подводится итог, объявляются победители, происходит их награждение.

 

Список литературы:
1. АвтоВАЗ сегодня и завтра. Рекламно – информационный справочник. Страницы истории. – Тольятти: Литературно-издательская группа АО «АВТОВАЗ». – Тольятти, 2001.
2. АвтоВАЗтранс с верой в будущее.  – Тольятти: Современник, 2004. – 140 с. 
3. Мельник С.Г. Улицы памяти. Тольятти: Духовное наследие. Благотворительный фонд. – 2005. – 105 с.
4. Овсянников В.А. Ставрополь – Тольятти. Страницы истории – Тольятти: Изд-во фонда Развитие через образование.  Современник, 1997. – 70 с.
5. Плешанов Л.В. Тольятти. Дела и люди. Книга-фотоальбом. – Тольятти, 2007.
6. Рашевская В.А. Четыре века Ставрополя-Тольятти: хроника городской жизни, 1737-2007. – Самара. Агни, 2007. – 543 с. 
7. Фото-открытки Знаменитые люди в Ставрополе-Тольятти. – Проект ТКМ. 2006.
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 08.11.2024.)