СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ НА УРОКАХ И ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Краеведение является важнейшим фактором в развитии и воспитании подрастающего поколения. Необходимо учить и воспитывать в детях любовь к Родине, родному краю уже с первых дней обучения в школе. В данной статье показана система работы по краеведению, составленная на собственном опыте работы.
Ключевые слова: краеведение, патриотизм, окружающий мир, исследовательская работа.
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва …
А.С. Пушкин.
Развитие духовного мира ребенка начинается с дороги, соединяющей крыльцо его дома со школьным крыльцом. Чем знамениты село, город, поселок, где живет маленький человек, - все это должно пройти сквозь его сердце.
В настоящее время разорвана нить, которая связывает поколения и делает их представителями одной нации. Чтобы восстановить эту связь, необходимо с первого класса уделять внимание краеведению, т. к. сказки, небольшие рассказы, песни, пословицы, поговорки, загадки имеют огромное значение в воспитании детей. Знакомясь с ними, они входят в жизнь своего народа, начинают понимать ее течение, закономерности, обряды, обычаи.
Краеведение – это совокупность знаний о родном крае, изучение его природы, истории, быта и т. д.
Известные педагоги – К.Д Ушинский и В.А. Сухомлинский – уделяли большое внимание краеведению. Основу их системы составляет наглядное обучение, т. к. «… дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить ее мыслить иначе. (К.Д. Ушинский). Только такое обучение позволит учителю войти в мир детского мышления.
Созерцание окружающей действительности накапливает в памяти ребенка образы и картины. Ведь рождение гражданских чувств начинается с любви к тому месту, где родился и вырос человек, с любви к тем людям, которые его окружали и окружают.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучение культуры своего народа, изучение прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.
Развивать и поддерживать любовь детей к родным местам помогает детальное знакомство с ними.
Каждая местность, каждый уголок родной земли богаты историей, и надо только интересно рассказать о ней детям, оживить какое-то событие, повлиять на чувства детей и вызвать уважение к делам и людям давно прошедших лет и к сегодняшним.
В начальной школе по программе краеведению уделяется недостаточное внимание. И поэтому я включаю краеведческий материал на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, а также на классных часах и на внеклассных мероприятиях.
С этой целью мне пришлось серьезно заняться изучением необходимой литературы, не один раз побывать и самой, и с ребятами в Тольяттинском краеведческом музее, в Техническом музее ВАЗа, в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина, совершить экскурсии по городам области, посетить мужской монастырь в Шлюзовом, храмы и часовни города, побывать в Ташле, Винновке, в Большой Рязани («святые места»), совершить путешествие по Волге.
Мною составлен следующий план работы с учащимися начальной школы по краеведению.
I класс:
- Беседа «История г. Тольятти» (Сентябрь).
- Автобусная экскурсия по г. Тольятти (Ноябрь, каникулы).
- Классный час на тему: «Чем пахнет Рождество?» (История возникновения праздника и празднование его на Руси, а значит и в Самарской губернии (Январь).
- Конкурс рисунков на тему: «Как красив мой край родной!» (Февраль).
- Посещение Краеведческого музея, ознакомление с отделом «Природа» (Апрель).
II класс:
- Классный час на тему: «Наш город – Автоград» (Сентябрь).
- Утренник на тему: «Выбирая себе дорогу, с Автоградом шагаю в ногу» (История ВАЗа в судьбах родителей, учащихся класса бабушек и дедушек) (Январь).
- Экскурсия в Технический музей ВАЗа (Весенние каникулы).
- Интегрированный урок изобразительного искусства и чтения на тему: «К нам в гости Масленица пожаловала». (Происхождение и празднование масленицы на Руси и в нашем городе) (Март).
- Экскурсия в лес и целью наблюдения за просыпающейся природой (Май).
III класс:
- Классный час на тему: «Край родной, навек любимый!» (Сентябрь)
- Посещение краеведческого музея. Подробное ознакомление с отделом музея «Животный мир». (Чтобы не распылять внимание детей младшего школьного возраста, сначала лучше подробно знакомить с некоторыми отделами музея) (Октябрь).
- Внеклассное чтение по книге «Легенды и были Жигулей» (Январь).
- Автобусная экскурсия в с. Ташла («По святым местам Самарской области») (Март).
- Внеклассное чтение по сказкам самарского писателя Бондаренко (Май).
IV класс:
- Классный час на тему: «Чье имя носит моя улица» (Сентябрь).
- Классный час на тему: «Куйбышев – запасная столица» (Ноябрь).
- Исследовательская работа над топонимами родного края (название деревень, поселков, рек, городов). В помощь привлекаются родители (В течение февраля).
- Краеведческая викторина (материал прилагается) (Апрель).
- Экскурсия в г. Самара с посещением областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина (Май)
Постепенно накапливая материал, использую его на уроках русского языка и математики.
Так, например, периодически составляю задачи на сложение, вычитание, деление, умножение, используя цифры, рассказывающие о количестве выпускаемых за сутки, неделю, месяцы, год машины на ВАЗе, о количестве учебных заведений в городе, построенных зданий, квадратных метрах жилья, заработной платы и т.д. На уроках русского языка составляю предложения для грамматического разбора, связанные с краеведением.
Использование краеведческого материала значительно повышает умственный потенциал учащихся в гуманитарном направлении и расширяет их кругозор.
В результате данной систематической работы на протяжении четырёх лет начальной школы, у ребят происходит формирование интереса и любви к родному краю и городу, в котором они проживают.
Изучение родного края способствует воспитанию у детей патриотического чувства, дает возможность привлечь их к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Так, например, мой ученик – второклассник Чистяков Марк принял участие в гимназической научно-практической конференции со своей исследовательской работой на тему «Прогулки по городу Тольятти», став победителем. С данной работой он принял участие в городском конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь», секция «Краеведение», получив Грамоту.
Краеведение является важным фактором в развитии и воспитании гражданственности личности подрастающего поколения. Его потенциал в современном образовании ещё до конца не раскрыт. Однако то, что краеведческая работа основывается не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, доступном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с "большой" и "малой" историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краеведческая викторина.
Цель: Знать историю своего города и края; уметь рассказывать о событиях.
Задачи: Развитие мышления, памяти учащихся; воспитание любви к родному краю, уважения к делам и людям своей местности.
- В каком году был основан город Ставрополь-на-Волге? (1837 г.)
- Кто является основателем нашего города? (В.Н. Татищев).
- Сколько раз рождался город? (Трижды)
- В честь кого и почему он назван Тольятти? (В честь итальянского деятеля Пальмиро Тольятти)
- В каком году город стал называться Тольятти? (1964 г.)
- В каком году стал строиться Новый город? (октябрь 1967 г.)
- Когда с конвейера ВАЗа вышел первый автомобиль? (1970 г.).
- Какие марки машин выпускают на ВАЗе? (Лада-Веста, Лада-Гранта, Лада-Ларгус)
- Каково население нашего города? (около 700 000 чел.).
- Сколько человек проживает в Новом городе? (около 380 000 чел.).
- Сколько территориальных районов в Тольятти? Назовите их.
(Автозаводский, Центральный, Комсомольский)
- Каких известных людей нашего города вы знаете? Чем они прославились? (Алексей Немов, Александр Герунов).
- Какие города есть в Самарской области? (Самара, Тольятти, Сызрань, Отрадный)
- Какой город по количеству жителей больше – Самара или Тольятти, Тольятти или Сызрань, Новокуйбышевск или Отрадный?
- Назовите «святые места» нашей области. Почему они «святые»?
(Ташла, Большая Рязань).
- Какие достопримечательности родного края вы знаете?
- Какие знаменитые люди прошлого посещали или жили в нашем городе? (Алексей Николаевич Толстой, Максим Горький, Сергей Тимофеевич Аксаков).
- Как называются горы, проходящие вдоль Волги? (Жигулевские горы)
- Какие еще реки протекают по Самарскому краю? (Сок, Самарка, Уса и др.).
- Какие животные обитают в наших лесах?
В конце викторины подводится итог, объявляются победители, происходит их награждение.