Статья:

Возможности методов арттерапии в развитии детей с ОВЗ

Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная психология

Выходные данные
Ковалан Е.М. Возможности методов арттерапии в развитии детей с ОВЗ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XVII междунар. науч.-практ. конф. — № 4(17). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 76-85.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности методов арттерапии в развитии детей с ОВЗ

Ковалан Елена Михайловна
старший преподаватель КФ ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», РФ, г. Куйбышев

 

POSSIBILITIES OF METHODS OF ART THERAPY IN DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH OVZ

 

Elena Kovalan

senior teacher of KF FGBOU IN " Novosibirsk state pedagogical university", Russia, Kuibyshev

 

Аннотация. В статье анализируются методы, техники средства артерапии, способствующие благоприятному развитию внимания, мышления, воображения, речи, интеллекта, творческих способностей, личностного и творческого потенциала. Универсальные, уникальные, богатые по своему содержанию и не имеющие ограничений по состоянию здоровья, методы арттерапии могут с успехом исполь­зоваться в области медицины, психологии и педагогики, в обучении, развитии, лечении, реабилитации, психолого-педагогической коррекции. Работа с творческими методами терапии позволяет ребенку познать себя и научиться разным способам самовыражения. Артметоды способствуют не только гармоничному развитию личности, но и могут обеспечить благополучную самоактуализацию, адаптацию и социали­зацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Abstract. In article methods, the technicians of means of an arterapiya contributing to the favorable development of attention, thinking, imagination, the speech, intelligence, creative abilities, personal and creative potential are analyzed. Universal, unique, rich according to the contents and not having restrictions for health reasons, methods of art therapy can be used with success in the field of medicine, psychology and pedagogics, in training, development, treatment, rehabilitation, psychology and pedagogical correction. Work with creative methods of therapy allows the child to learn itself and to learn different ways of self-expression. Art methods contribute not only to the harmonious development of the personality, but also can provide safe self-updating, adaptation and socialization of children with the limited opportunities of health (LOH).

 

Ключевые слова: адаптация; арттерапия; коррекция; методы арттерапии; ОВЗ; развитие; социализация.

Keywords: adaptation; art therapy; correction; methods of art therapy; HIA; development; socialization

 

«Когда творческая энергия находит удовлетворение,

 она становится надежной опорой, дающей силы

 в трудные моменты, она приносит нам здоровье».

(Хилл, 1945).

 

Термин «Арттерапия» (с англ. аrt. искусство) впервые открыл и воплотил в жизнь британский художник Адриан Кит Грэм Хилл. Работая в 1939 году в санатории Мидхарст, в котором проходили лечение раненые на войне солдаты, люди с туберкулезом, он заметил, что рисунок оказывает исцеляющий эффект на больных. Сегодня арттерапевтические методы активно используется специалистами медицины, психологии, педагогики в коррекции разного рода отклонений и нарушений в развитии детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основной целью артерапии является обеспечение гармонии психического состояния человека посредством самопознания и самовыражения. Арттерапия имеет принцип универсальности, она не имеет противопоказаний, работает, как со здоровыми детьми, так и с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нередко дети с ОВЗ, в силу своих психофизиологических особенностей нарушения здоровья, ограничены во взаимодействии с социальной средой. Внутреннее мироустройство каждого ребенка, в абсолютной независимости от его пола, социального положения, возраста уникально и по-своему сложно. Можно предположить, что внутренний мир ребенка, имеющего определенные ограничения здоровья еще более сложен, в силу существующих у него проблем. Дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды в момент прохождения лечения могут получить психотравму, их психофизиологическое и психоэмоциональное состояние может привести к затруднению необходимой для полноценного развития связи с внешним окру­жающим миром, к проблемам общения со сверстниками, нарушению навыков самообслуживания. В связи с чем, естественным образом, возникает проблема, требующая от специалиста действий, связанных с оказанием поддержки ребенку в трудный момент для дальнейшей благополучной адаптации, социализации и включения в полноценную жизнь.

Артподход, как универсальный, безболезненный, безопасный и многогранный метод в лечении разных физических и психологических недугов, может оказать бесценную помощь детям в приобретении ими уверенности в себе, в своем завтрашнем дне. Средства артметода позволяют ребенку с ОВЗ научиться смотреть на собственную жизнь более позитивно, дают ему мощные ресурсы для успешной жизни в обществе, стирают границы между понятиями «здоровые дети» и «дети с ОВЗ. Искусство, которое лежит в основе арттерапии позволяет детям свободно и смело выражать все свои мысли, заветные мечты и имеющиеся чувства, и, наконец, быть самим собой. О благоприятном влиянии применения разного рода искусства в развитии детей говорил еще советский психолог Лев Семенович Выготский. Он уделял особое внимание художественной деятельности, как в развитии всех высших психических функций, так и в непосредственной активизации всевоз­можных творческих проявлений детей с проблемами в развитии [3, с. 10]. Арттерапия, как творческий метод, метод в котором активно исполь­зуются различные средства искусства, имеет глубокое исцеляющее начало. У ребенка с ОВЗ должны быть стимулы для того, чтобы жить, для того, чтобы научиться бороться со своим заболеванием, отклонением. В разработке коррекционных и реабилитационных программ помощи детям с ОВЗ, артсредствам, искусству уделяется, как правило, особое внимание.

Сегодня, успешно реализуются такие формы арт-терапии, как: изотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, глинотерапия, куклотерапия, бумагопластика, библиотерапия, песочная терапия, драма­терапия, фототерапия, терапия танцем, и пр. [9, с. 5].

Применение изотерапии предполагает лечение изобразительным творчеством, и в первую очередь принято рассматривать его, как метод рисования, который используется для психологической профилактики и психологической коррекции различного рода негативных состояний у детей, перенесших какие-либо серьезные заболевания, а также детей-инвалидов, которые в большей мере нуждаются в успешной социальной адаптации. Так, доктор педагогических наук, профессор Наталья Михайловна Сокольникова пишет следующее: «Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе. Любование потоками краски, возможность мять глину и лепить из нее, пачкаться углем, рвать бумагу на мелкие кусочки, раскрашивать лицо и многие другие техники благотворительно влияют на психологическое здоровье детей» [11, с. 209]. Метод изотерапии может служить отличным инструментом для изучения чувственного спектра детей с ОВЗ, развивать навыки их межличностного общения, способствовать укреп­лению хороших отношений, повысить уверенность в себе, поднять уровень самооценки. Кроме того, это метод, обеспечивающий «развитие зрения, осязания, формирование образного и пространственного мышления, интеллектуальной и эмоциональной сферы, личностных качеств, раскрытие творческого потенциала личности» [6, с. 25].

При подборке артматериалов, методов, техник, выборе или самостоятельной разработке развивающих и коррекционных программ, необходимо обязательно учитывать специфику заболевания, индивидуальные личностные особенности ребенка с ОВЗ. Педагогу, работающему с таким ребенком, необходимо уметь вовлечь его или группу детей в творческий процесс таким образом, чтобы каждый ребенок смог почувствовать, что у него непременно все получится, вне зависимости от его недуга или умений. Чтобы исключить у ребенка установку «я не умею рисовать» важно помнить одно из золотых правил в инструкции к упражнениям с использованием рисунка: за рисунки не выставляются оценки, главный принцип - это получение удовольствия от самого процесса рисования. Можно сказать, что последний принцип распространяется на все методы арттерапии, будь то лепка из пластилина, глины, взаимодействие с песком, работа с другими материалами. В рамках изотерапевтического метода, работа с красками используется для преодоления негативных переживаний. Смешивая различные краски и создавая целый спектр оттенков, каждый ребенок не только знакомится и приобретает навыки в работе с изобразительными техниками, но и усваивает положительный опыт в развитии своего индивидуального творческого видения. Когда ребенок научится работать с красками, он сможет с легкостью преодолеть все имеющиеся у него защитные барьеры и почувствовать себя настоящим творцом цвета. [6, с. 5]. Работа с красками дает детям с ОВЗ сильный эмоциональный отклик, пробуждает ощущения радости и свободы, развивает воображение, фантазию, делает их внутренний мир богаче. В арттерапии рисунок, как и любой другой творческий продукт, является для педагога-психолога отличным диагностическим мате­риалом, источником знаний о ребенке, его актуальном состоянии на сегодняшний день. Анализ этих продуктов позволяет рассказать о многих отношениях ребенка с окружающим миром. В арттерапевтическом направлении процесс самовыражения ребенка посредством рисунка представляется более символичным, чем его речь. Рисунок может многое рассказать о своем авторе, насколько он может быть внимателен, старателен, а также о том, насколько у него развита моторика, как он видит окружающий мир, о его самочувствии, развитии в целом [8, с. 15].

На занятиях с детьми с ОВЗ в арттерапевтических целях необходимо использовать разнообразные техники и виды декоративно-прикладной деятельности. Лепка из пластилина, глины, теста, техника моделирования, творческая аппликация, работа с разными природными материалами, рисование, созерцание отдельных картин или иллюстраций всегда вызывает у ребенка «живой отклик, активирует творческую мысль, содействует в развитии художественного познания, помогает получить ответ на многие жизненно важные вопросы» [3, с. 36].

Известны также и популярны такие техники арттерапии, как оригами, квиллинг, аппликация. Техника оригами помогает налаживать контакты даже с самыми трудными детьми. Бывает, что некоторые дети не желают идти на контакт с педагогом-психологом в процессе арттерапии. Однако, стоит только трансформировать лист бумаги в какую-нибудь веселую зверушку, цветок, любой другой образ, как постепенно зарождается интерес. Можно также использовать уже готовые бумажные продукты творчества для создания на их основе новых интересных авторских композиций. Для детей с ОВЗ дошкольного или младшего школьного возраста прекрасно подойдет использование гофрокартона. Разные забавные и смешные фигурки, изготовленные из такого материала смогут освоить даже малыши. Дети с большим удовольствием будут скручивать различные цветные полоски в спирали или диски, делать из них животных, цветочки и целые картины. Из бумаги также можно изготовить совместно с ребенком пальчиковый кукольный театр, а затем обыграть с ним известные сказки. О положительном эффекте техники оригами свиде­тельствует опыт работ арттерапевтов и педагогов Е.Л. Кабачинской, М.Г Яременко, Н.Д. Острун и др. Занятия с использование оригами способствуют развитию логического и пространственного мышления у детей с ОВЗ, также позволяют диагностировать и осуществлять коррекцию депрессивных и психосоматических расстройств.

Подростковой категории можно предложить технику квиллинг. Данная техника дает возможность ввести еще такой важный и интересный метод арттерапии, как терапия цветом. Например, цветные полоски квиллинга сгодятся для работы с детьми, которые постоянно сомневаются в своих имеющихся способностях. Спиральки изготав­ливаются по шаблону, в последующем они объединяются в орнамент. Так, ребенок избавляется от разных рамок и может легко выражать себя без всяких ограничений. Данный вид творческой деятельности помогает сосредоточиться на самом процессе, а не на его результате, обеспечивает чувство защищенности и способствует расслаблению. Следует отметить, что с использованием данной техники достигается не только эффективное развитие мелкой моторики, способности концентрировать свое внимание у детей с ОВЗ, но и активно развивается тактильная чувствительность. Подобную технику, к примеру, следует предложить детям, имеющим проблемы со зрением, детям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Упражнения с использование оригами также содействуют в развитии памяти, конструктивного мышления. Развитие мелкой моторики, с помощью бумажных техник благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие маленького ребенка.

Известная техника «Коллаж» позволяет понять психологическое состояние ребенка с ОВЗ в настоящий жизненный момент, определить его истинные переживания, а так же актуальные стороны самосознания, раскрыть его потенциальные возможности. Данная техника имеет диагностическую и психотерапевтическую направленность. Избираемые ребенком, представленные его вниманию, картинки могут отражать важные темы и проблемы, будучи скрытыми в зоне вербального общения с ним. Большое количество материалов, будь то картинки из журналов, вырезки из газет, ткани, фотографии, открытки, цветная или простая бумага, обеспечивает полную свободу творчества для своего автора. Подобная техника может быть использована специалистом как индивидуально, так и в группе, и включать в себя неограниченное количество разных тем и возможностей.

Занятия с использованием аппликации дают возможность взаимо­действовать с самыми маленькими детьми. Применение аппликации, проговаривание действий, позволяет педагогу развивать речь ребенка, в творческом процессе вырезания, и наклеивания и общения, диагностировать его возможное эмоциональное состояние, актуальные потребности. Придумывая сюжет, связанный с аппликацией, обыгрывая его, педагог способствует вовлечению ребенка в процесс общения. Занятия с применение аппликации формируют у детей с ОВЗ представление о форме, пространстве и цвете. Техника «Обрывная аппликация» делает акцент на работу обеими руками. Дети включаются в работу двумя руками с использованием разных техник изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Основная цель - развития мелкой моторики левой руки. Последнее способствует укреплению связи между левым и правым полушариями головного мозга, а также значительно повышает уровень реабилитации и способствует саморегуляции детского организма в целом [12, с. 20]. Следует отметить, что особенный эффект данная методика имеет в работе с использованием пластилина, а также в технике «Рваная аппликация», потому, что здесь в работе ребенок вынужден задей­ствовать сразу обе руки и каждый палец.

В настоящее время, в современной медицине и психологии активно используется глина для лечения самых различных заболе­ваний позвоночника, она помогает от болей в суставах, проблем, связанных с мышцами и ушибами. Глина пластична, в руках ребенка становится теплая, она словно «живая», в связи с чем, идеально подходит для выражения и передачи человеческих эмоций и переживаний.

Песочная терапия, в свою очередь, дает возможность специалисту работать с неуверенными, агрессивными, застенчивыми детьми, с детьми, которые испытывают проблемы, связанные с чувствами стыда, вины, лжи, имеют трудности в принятии своих собственных чувств. Метод песочной терапии включает в себя целый спектр упражнений, работающих на общую релаксацию, способствующих снятию двигательных стереотипов и различного рода судорожных движений. В процессе взаимодействия с песком в игровой форме ребёнок с ОВЗ получает отличную возможность в выражении своих глубоких эмоциональных переживаний, он отпускает все свои страхи, все плохое, что было им когда-то пережито, и все это защищает его от формирования психотравмы. Упражнения, в которых психологи и другие специалисты используют песок имеют важное значение для развития детской психики. Игры с песком способствуют стабилизации эмоционального состояния ребенка, развивают тактильно-кинестетическую чувствительность, содействуют в развитии мелкой моторики рук, интеллекта, а также научают ребенка с ОВЗ прислушиваться к себе, своим ощущениям, и, наконец, дают ребёнку чувство защищённости. Таким образом, в дальнейшем закладываются и формируются навыки позитивной коммуникации, становится более совершенной предметно-игровая деятельность ребенка, что, в свою очередь, ведет к развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка-инвалида. Использование проективных игр на песке раскрывают потенциальные возможности ребенка, творческий потенциал.

Доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева предложила всеобщему внимаю разные и интересные виды игр на песке. Познавательные игры: игры на знакомство с окружающим миром, географические игры, фантастические и исторические, игры-экскурсии по городу. Проективные игры: проективные можно проводить инди­видуально и в группе, с их помощью осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка. Ребёнок выбирает игрушки и строит свой мир, свою сказку. Игры с песком на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы. Приведем несколько практических упражнений, предлагаемых в работе с детьми с ОВЗ Зинкевич-Евстигнеевой:

1. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

2. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

3. Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

4. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

5. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.

6. Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

7. Игра «Мой город». Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

8. «Чей это след?». На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть ребенок, попробует отгадать, где чей отпечаток?

Возможности арттерпевтических методов в работе с детьми с ОВЗ велики, и в статье проанализирована лишь малая их часть. Артерапия дает детям не только «углубленные знания о возможностях различных материалов, но и способствуют закреплению положи­тельных эмоций, стимулируют желание заниматься художественно-творческой деятельностью» [3, с. 61]. Благодаря методам арттерапии, ребенку открывается возможность лучше узнать и понять себя, научиться открыто выражать свои чувства, мысли, эмоции, реализовать себя в общении с окружающими его людьми. С помощью артерапевтических средств, взаимодействие ребенка с ОВЗ с внешним миром станет более доступным для него, сам он почувствует себя более уверенно. Каждому педагогу и психологу, работающему с категорией детей с ОВЗ известно, что успех, полученный в творчестве в психике бессознательно, переносится и в повседневную реальную жизнь. Психика ребенка с ОВЗ становиться более гибкой, а это ее свойство позволит ему быть более адаптивным к окружающей действительности, поможет ему в дальнейшей успешной социализации и самореализации.

 

Список литературы:
1. Белозерова Г.М. Инновационные технологии в инкультурации и реабилитации личности особого ребенка // Теория и практика общественного развития. – 2013. – №1. – С. 251–253.
2. Буровкина Л.А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе: монография. – М.: МГПУ, 2008. – 124 с.
3. Буровкина Л.А. Комплексный подход к обучению школьников декоративно-прикладному искусству в системе непрерывного образования // Воспитание школьников. – 2010. – № 4. – С. 36-39.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1991. – 99 с.
5. Джеральд О., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Методическое пособие. – М.: Прогресс, 2001. – 184 с.
6. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок художник. Обучение дошкольников рисованию. – М.: Ювента, 2002. – 200 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.: Игра с песком. Практикум по песочной терапии. - СПб.:Речь,2016. - 256 с.
8. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
9. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
10. Корешков В.В. Культурно-образовательная область «Искусство» в формировании современной личности // Пути и средства повышения качества художественного образования и эстетического воспитания. Межвузовский сборник науч. трудов. Вып. 3. – М.: 2012.
11. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специ-альном образовании: учебник для вузов. – М.: Академия, 2001. – 248 с.
12. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. 6 издание. – М.: Академия, 2013. – 256 с.