Статья:

Методы психологической коррекции виктимного поведения

Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.

Выходные данные
Бовин В.В., Богомолов Е.В. Методы психологической коррекции виктимного поведения // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. — № 10(44). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 67-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы психологической коррекции виктимного поведения

Бовин Вячеслав Владимирович
учитель основ безопасности жизнедеятельности, заместитель директора по безопасности средней общеобразовательной школы №45, РФ, г. Ставрополь
Богомолов Евгений Валерьевич
студент Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Ставрополь

 

METHODS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF VICTIM BEHAVIOR

 

Vyacheslav Bovin

Teacher of the basics of life safety, Deputy Director for security of secondary school № 45, Russia, Stavropol

Evgeny Bogomolov

Student of the faculty of correspondence and distance education of the Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol

 

Аннотация. В работе рассмотрено понятие виктимности; описаны задачи коррекционной работы виктимного поведения, а также основные формы и методы психологической коррекции.

Abstract. The paper considers the concept of victimization; describes the tasks of correctional work of victim behavior, as well as the main forms and methods of psychological correction.

 

Ключевые слова: виктимность; виктимное поведение; психология; коррекционная работа.

Keywords: victimization; victim behavior; psychology; correctional work.

 

Понятие виктимности является одним из основных виктимологии и означает приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву [2].

С понятием виктимности тесно связано понятие виктимного поведения, которое может проявляться в следующем [4]:

  • провокация на совершение определенного поступка, провокация конфликтной ситуации и т.п.;
  • создание обстановки, выгодной для совершения каких-либо насильственных действий;
  • привлечение к себе внимания.

Проанализировав работы Т.Н. Матанцевой [3], А.А. Максименкова, А.В.  Майорова [2] и В.Е. Христенко [5], мы выделили следующие качества личности, склонной к виктимному поведению: эмоциональная неустойчивость, тревожность, конформность (соглашательство), робость, доверчивость, некритичность, внушаемость, повышенная моральная ответственность, излишняя добросовестность, готовность жертвовать собой, то есть готовность принимать роль жертвы, ожидание в отношении себя насилия, оскорблений, обмана. 

Повышенная склонность становиться жертвой не является врожденным качеством, а, следовательно, поддается психологической коррекции. Психологическая коррекция – это мероприятия комплексного, системного психологического вмешательства в структуру личности с целью исправления, восстановления утерянных ценностей, личностных качеств [1, с. 3].

Основными задачами психологической коррекции виктимного поведения являются:

- выявление причины виктимного поведения;

- выявление личных зон социальной уязвимости человека;

- анализ и коррекция механизмов психологической защиты от воздействия внешних факторов;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающим;

- повышение самооценки;

- выработка уверенности в себе и обретение чувства независимости от внешних обстоятельств;

- развитие коммуникативных навыков и способности взаимодействия с другими людьми;

- развитие самоконтроля;

- формирование установок на адекватный тип поведения;

- снятие напряженности и последствий стресса, выход из состояния депрессии.

Анализ психологической и социологической литературы по теме нашего исследования позволил выявить следующие методы коррекции виктимного поведения.

1. Психологическое изучение «портрета» жертвы. Данный метод предполагает исследование и изучение причин, факторов, приводящих к виктимному поведению человека. Для этого используют социометрические методы сбора информации, тестирование, наблюдение и др.

В социальной психологии выделяют следующие факторы, способствующие проявлению виктимности: предрасположенность, внешние обстоятельства, влияние социума.

Психологическое изучение «портрета» жертвы предполагает:

  • выявление вида виктимности (личностная, ролевая, социальная), доминирующей в поведении данного человека;
  • исследование жизненных ситуаций, в которых чаще происходит демонстрация виктимного поведения жертвы;
  • исследование уровня проявления виктимности;
  • исследование характера виктимности (ситуативная и относительно стабильная) и др.

Коррекция виктимного поведения зависит от причин его возникновения, поэтому исследование «портрета» жертвы мы считаем важным этапом в коррекционной работе психолога, социального педагога или педагога-психолога.

2. Вербальный метод – беседа, как способ индивидуальной или групповой работы, направленный на предупреждение возможности в определенной ситуации стать жертвой.

3. Социально-психологические тренинги, представляющие собой специальную форму обучения знаниям, умениям, навыкам в сферах эффективного, социально приемлемого межличностного общения и взаимодействия. На тренингах человек, склонный к виктимному поведению, учится правильно оценивать намерения других людей и отношение к нему.

4. Методы когнитивной психотерапии для коррекции установок, взглядов, ценностей, отношения к себе и окружающим.

5. Методы поведенческой терапии, направленные на формирование и сохранение навыков применения адекватных действий и устойчивого самоконтроля.

6. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков. Данное направление коррекционной работы подразумевает:

- просветительскую работу с обучающимися, их родителями или с законными представителями ребенка о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан;

- формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов;

- диагностику индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации (методика «Исследования склонности к виктимному поведению», методика «12-ти факторный опросник (для подростков)» (12 PF), методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности»);

- формирование системы занятий, направленной на профилактику виктимного поведения подростков.

Социально-психологическое сопровождение также может проводиться в рамках виктимологической профилактики в общеобразовательных учебных заведениях.

7. Назначение специалистом медицинских препаратов.

В некоторых случаях может быть использована музыкальная терапия, арт-терапия, основная задача которых – гармонизация психического состояния жертвы.

В заключение отметим, что коррекционная работа, как правило, направлена на исправление поведения или чувственной сферы и подразумевает устранение причины виктимного поведения или его следствия, ведь как отмечают многие психологи, формирование виктимной модели поведения зачастую происходит в ранние детские годы человека. В этом случае обстоятельства нельзя изменить, но можно изменить отношение человека к ним.

 

Список литературы:
1. Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности. – М.: Литагент Владос, – 2015. 
2. Максименков А.А., Майоров А.В. Психологические аспекты виктимности // Виктимология. – 2015. – № 4(6). – С. 26-29. 
3. Матанцева Т.Н. Факторы виктимного поведения подростков как социальная проблема психологической науки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 74–81.
4. Христенко В.Е. Психология поведения жертвы. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004.
5. Юрова К.И., Юров И.А. Психология виктимного поведения молодежи // Виктимология. – 2017. – №1(11). С.23-26.