Методы психологической коррекции виктимного поведения
Конференция: XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая психология, психология личности, история психологии.
XLIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Методы психологической коррекции виктимного поведения
METHODS OF PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF VICTIM BEHAVIOR
Vyacheslav Bovin
Teacher of the basics of life safety, Deputy Director for security of secondary school № 45, Russia, Stavropol
Evgeny Bogomolov
Student of the faculty of correspondence and distance education of the Stavropol state pedagogical Institute, Russia, Stavropol
Аннотация. В работе рассмотрено понятие виктимности; описаны задачи коррекционной работы виктимного поведения, а также основные формы и методы психологической коррекции.
Abstract. The paper considers the concept of victimization; describes the tasks of correctional work of victim behavior, as well as the main forms and methods of psychological correction.
Ключевые слова: виктимность; виктимное поведение; психология; коррекционная работа.
Keywords: victimization; victim behavior; psychology; correctional work.
Понятие виктимности является одним из основных виктимологии и означает приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву [2].
С понятием виктимности тесно связано понятие виктимного поведения, которое может проявляться в следующем [4]:
- провокация на совершение определенного поступка, провокация конфликтной ситуации и т.п.;
- создание обстановки, выгодной для совершения каких-либо насильственных действий;
- привлечение к себе внимания.
Проанализировав работы Т.Н. Матанцевой [3], А.А. Максименкова, А.В. Майорова [2] и В.Е. Христенко [5], мы выделили следующие качества личности, склонной к виктимному поведению: эмоциональная неустойчивость, тревожность, конформность (соглашательство), робость, доверчивость, некритичность, внушаемость, повышенная моральная ответственность, излишняя добросовестность, готовность жертвовать собой, то есть готовность принимать роль жертвы, ожидание в отношении себя насилия, оскорблений, обмана.
Повышенная склонность становиться жертвой не является врожденным качеством, а, следовательно, поддается психологической коррекции. Психологическая коррекция – это мероприятия комплексного, системного психологического вмешательства в структуру личности с целью исправления, восстановления утерянных ценностей, личностных качеств [1, с. 3].
Основными задачами психологической коррекции виктимного поведения являются:
- выявление причины виктимного поведения;
- выявление личных зон социальной уязвимости человека;
- анализ и коррекция механизмов психологической защиты от воздействия внешних факторов;
- формирование позитивного отношения к себе и окружающим;
- повышение самооценки;
- выработка уверенности в себе и обретение чувства независимости от внешних обстоятельств;
- развитие коммуникативных навыков и способности взаимодействия с другими людьми;
- развитие самоконтроля;
- формирование установок на адекватный тип поведения;
- снятие напряженности и последствий стресса, выход из состояния депрессии.
Анализ психологической и социологической литературы по теме нашего исследования позволил выявить следующие методы коррекции виктимного поведения.
1. Психологическое изучение «портрета» жертвы. Данный метод предполагает исследование и изучение причин, факторов, приводящих к виктимному поведению человека. Для этого используют социометрические методы сбора информации, тестирование, наблюдение и др.
В социальной психологии выделяют следующие факторы, способствующие проявлению виктимности: предрасположенность, внешние обстоятельства, влияние социума.
Психологическое изучение «портрета» жертвы предполагает:
- выявление вида виктимности (личностная, ролевая, социальная), доминирующей в поведении данного человека;
- исследование жизненных ситуаций, в которых чаще происходит демонстрация виктимного поведения жертвы;
- исследование уровня проявления виктимности;
- исследование характера виктимности (ситуативная и относительно стабильная) и др.
Коррекция виктимного поведения зависит от причин его возникновения, поэтому исследование «портрета» жертвы мы считаем важным этапом в коррекционной работе психолога, социального педагога или педагога-психолога.
2. Вербальный метод – беседа, как способ индивидуальной или групповой работы, направленный на предупреждение возможности в определенной ситуации стать жертвой.
3. Социально-психологические тренинги, представляющие собой специальную форму обучения знаниям, умениям, навыкам в сферах эффективного, социально приемлемого межличностного общения и взаимодействия. На тренингах человек, склонный к виктимному поведению, учится правильно оценивать намерения других людей и отношение к нему.
4. Методы когнитивной психотерапии для коррекции установок, взглядов, ценностей, отношения к себе и окружающим.
5. Методы поведенческой терапии, направленные на формирование и сохранение навыков применения адекватных действий и устойчивого самоконтроля.
6. Социально-психологическое сопровождение детей и подростков. Данное направление коррекционной работы подразумевает:
- просветительскую работу с обучающимися, их родителями или с законными представителями ребенка о наиболее распространенных преступлениях, связанных с посягательством на жизнь и достоинство граждан;
- формирование у детей знаний в области взаимоотношения полов, морально-нравственных принципов;
- диагностику индивидуально-психологических черт личности подростков с целью выявления «группы риска», подверженности виктимизации (методика «Исследования склонности к виктимному поведению», методика «12-ти факторный опросник (для подростков)» (12 PF), методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности»);
- формирование системы занятий, направленной на профилактику виктимного поведения подростков.
Социально-психологическое сопровождение также может проводиться в рамках виктимологической профилактики в общеобразовательных учебных заведениях.
7. Назначение специалистом медицинских препаратов.
В некоторых случаях может быть использована музыкальная терапия, арт-терапия, основная задача которых – гармонизация психического состояния жертвы.
В заключение отметим, что коррекционная работа, как правило, направлена на исправление поведения или чувственной сферы и подразумевает устранение причины виктимного поведения или его следствия, ведь как отмечают многие психологи, формирование виктимной модели поведения зачастую происходит в ранние детские годы человека. В этом случае обстоятельства нельзя изменить, но можно изменить отношение человека к ним.