Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания русской и родной литературы в национальной школе: теория и методика
Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Развитие творческих способностей учащихся в процессе преподавания русской и родной литературы в национальной школе: теория и методика
Аннотация. В данной статье освещается вопрос о теории и методике развития творческих способностей учащихся в условиях национальной, в частности, бурятской школы.
Ключевые слова: творческие способности; национальная школа; русская литература; родная литература; учащиеся; национальный характер.
В современной педагогике процесс обучения невозможно представить без учета определенных принципов (научности, доступности, наглядности и т.д.). Для нас важен принцип оптимизации методов и приемов обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учеников, что возможно при условии особой, творческой, целенаправленной организации обучения, которое в свою очередь эффективно влияет, в частности, на характер воздействия литературного произведения на учащихся" [4, с. 38].
В современной психологии творчеством ученика считается такой вид его деятельности, который направлен на создание в процессе поиска качественно новых для него продуктов (ценностей), имеющих общественное значение, поскольку важны для формирования как социального субъекта" [3, с. 6].
Признаки творческой деятельности школьников проявляются, как показывают эксперименты, при подготовке сообщений, докладов, рефератов и других, которые составляют основу таких занятий, к примеру, как семинар, защита реферата, конференция, дискуссия и др. При этом предполагается большая самостоятельность учащихся в усвоении знаний и способов деятельности (навыков и умений). Задача учителя в том, чтобы это усвоение происходило на творческом уровне.
Проблема познавательной самостоятельности взаимосвязана с проблемой восприятия учащимися художественного текста. По утверждению психологов, "содержание текста полифонично, многоаспектно, стоящий за ним мир может быть "увиден" реципиентом по-разному, в зависимости от того, что ему нужно было "увидеть", и только степень вариантности точек разная" [2, с.24].
Н. Д. Молдавская считает, что "образное книжное общение вырастает из конкретных представлений, из их сцепления и живого взаимодействия. Чем активнее процесс образной конкретизации, тем ярче, детализованнее и адекватнее представления, возникшие на основе словесно-художественного текста, тем глубже и шире образное общение. Процессы образной конкретизации и образного обобщения неразрывны и обуславливают друг друга" [4, с. 31].
М. В. Черкезова, как бы продолжая эту мысль, говорит о том, что на восприятие художественной литературы нерусскими учащимися оказывают влияние специфические особенности национального мира (определенные эстетические вкусы и представления, наличие в национальном характере ряда исторически сложившихся черт). Для того чтобы создать явные предпосылки для адекватного восприятия, автор предлагает различные методы работы, связанные с комментированием текста, изучением типологической общности русской и родной литератур, применением зрительных и наглядных материалов и т.д. [5, с. 70].
В. Веселова выделяет три уровня восприятия, каждый из которых имеет свои особенности. 1-й уровень − неумение определять проблематику произведения, одностороннее поверхностное понимание идейного содержания произведения, замена анализа пересказом, отсутствие читательского опыта, способности к переживанию, отсутствие личностного отношения к воспринимаемому и так далее. 2-й уровень − ученики правильно понимают основные проблемы и идейный смысл произведения, но нечетко формулируют их. Стремятся к самостоятельному выражению мыслей. Авторская позиция и художественное своеобразие произведения осознаются поверхностно...
3-й уровень − ученики верно понимают проблематику и идейное содержание произведения, четко их формулируют. Они свободно владеют русским языком. Проявляют довольно высокий уровень теоретических знаний и умений, необходимых для анализа текста [1].
Вышеперечисленные уровни в целом подходят к учащимся и бурятской национальной школы в отношении восприятия ими художественного произведения на уроках русской литературы.
Изучение уровня восприятия учащимися-бурятами художественных произведений русской литературы тесно связано также с характеристикой их национальных черт, психологических особенностей. По нашим наблюдениям, в частности, характеристика ученика-бурята типичной сельской национальной школы выглядит следующим образом. В школе он дисциплинирован, доброжелателен, трудолюбив, спокоен, несуетлив, уважителен к старшим. Довольно сдержан в выражении собственных чувств и эмоций, что может показаться, особенно на первый взгляд, скрытным, замкнутым, медлительным, даже недоверчивым, что объясняется не только особенностями национального характера. Возможно, отчасти это происходит от того, что у него недостаточно богат словарный запас. Также недостаточно высок уровень свободной, творческой речи по сравнению, к примеру, с городскими учениками-бурятами. Но вне уроков он более оживлен и подвижен, может хорошо петь, танцевать, интересуется поэзией, хорошо разбирается в современной эстрадной музыке. Многие из них связывают свое будущее с приобретением хороших профессий, востребованных в современном обществе, полученных на базе престижных высших учебных заведений (юрист, экономист, социолог, психолог, программист и др.). Для него весьма важно знание иностранных языков (английского, китайского и других), основ работы с компьютером, он интересуется наукой, спортом, искусством, бизнесом. Сельские школьники, как и все молодые россияне, не представляют свою жизнь без интернета, без общения через соцсети, без путешествий по миру.
На уроках родной литературы, в отличие от русской литературы, ученики-буряты ведут себя более-менее внутренне раскованно. Могут рассуждать, рассказывать на литературные темы в достаточно эмоциональной форме, чем на уроках русской литературы. Но несмотря на это, и здесь наблюдается недостаточное владение учащимися национальных школ нормой бурятского литературного языка. Для их суждений характерен разговорный стиль, недостаточен их словарный запас, далеко не все владеют хорошими навыками художественной и научной речи на родном языке.
При изучении произведений русской и родной литератур учитываются и особенности возрастных групп учащихся. Так, к примеру, психологи отмечают готовность подростка ко всем видам учебной деятельности, которые делают его более самостоятельным в собственных глазах. Его привлекают активные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Но, к сожалению, он не владеет многими методами самостоятельной работы. Поэтому, в особенности в условиях национальной школы, весьма важен подготовительный этап перед проведением, к примеру, нестандартных форм уроков (дискуссия, семинар, урок-презентация, деловая игра, ролевая игра и другие). Для этого есть необходимость использования уроков-практикумов, уроков-консультаций, индивидуальных собеседований на литературные темы, опережающих заданий творческого характера.
Таким образом, развитие творческих способностей учащихся национальной школы предполагает, кроме всего, учет их возрастных, индивидуальных особенностей, психологических черт национального характера, а также методически верно выстроенную организацию его самостоятельной работы при подготовке к литературным занятиям.