Гендерные различия в формировании орфографической компетенции: нейропсихологический анализ
Конференция: XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная психология
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Гендерные различия в формировании орфографической компетенции: нейропсихологический анализ
Гендерные особенности являются одной из широко обсуждаемых тем в современном научном сообществе. Психолого-педагогические аспекты этого вопроса включают в себя поиски стратегий обучения детей с учетом не только возрастных, но и половых различий в психическом и речевом развитии. Общепринятым является мнение об опережающем речевом развитии девочек по сравнению с мальчиками [1]. Частота возникновения речевых нарушений, и в частности, нарушений письменной речи, существенно выше у мальчиков [1; 6]. Указанные факты позволяют высказать предположение о существовании определенных различий в механизмах расстройств письма у мальчиков и девочек. В связи с этим нами было предпринято исследование, направленное на выявление взаимосвязей между показателями выполнения нейропсихологических проб и количеством орфографических ошибок в письменных работах у мальчиков и девочек.
Методика исследования включала в себя комплекс нейропсихологических и патопсихологических проб, позволяющих оценить функциональное состояние различных отделов коры головного мозга: проба на реципрокную координацию движений; проба на динамический праксис; графическая проба «Заборчик»; воспроизведение ритмов по речевой инструкции; проба реакции выбора; пробы на праксис позы пальцев; пробы Хэда; предъявления вербального стимульного материала с помощью шепотной речи; воспроизведения ритмов по слуховому образцу; проба на оценку предметных звуков; методика «Исключение лишнего» (вербальный вариант); кубика Коса; решение арифметических задач (субтест из батареи Векслера); перечисление предметов одного класса; 10 слов по Лурия; методика «Исключение лишнего» (образный вариант); понимание переносного смысла; выстраивание последовательности сюжетных картин; зрительная память (проба на узнавание невербализуемых фигур); проба на левостороннее игнорирование. Исследование нарушений письма у младших школьников проводилось при помощи специально подобранных текстов для записи под диктовку и списывания [2].
В исследовании принимали участие 150 обучающихся 3-х классов (9-10 лет), посещающих общеобразовательные школы Санкт-Петербурга. Исследуемая группа включала 78 девочек и 72 мальчика.
Корреляционный анализ позволил выявить различия в структуре корреляционных графов в группах мальчиков и девочек. В группе мальчиков выявлено шесть корреляций нейропсихологических показателей с показателем количества орфографических ошибок, в группе девочек – только три. По полученным нами данным, мальчики в среднем допускают на 40% орфографических ошибок больше по сравнению с девочками, что, с учетом результатов корреляционного анализа, предполагает у них вариативность причин порождающих дизорфографию. Наличие меньшего числа корреляционных связей у девочек с учетом более раннего созревания у них речевых функций может свидетельствовать о более жесткой и высокуровневой специализации морфо-функциональных мозговых систем, обеспечивающих грамотное письмо.
При рассмотрении структур корреляций у мальчиков и девочек обнаружились различные модели включенности изученных показателей в обусловливание орфографических навыков. Единственной методикой, эффективность исполнения которой оказалась представленной в обеих группах, оказалась методика кубики Косcа. Нейропсихологический анализ работы со стимульным материалом этой методики позволяет выделить несколько психологических механизмов. Во-первых, это заметное соучастие оптико-пространственного фактора, преимущественно связанного со зрелостью теменно-затылочных зон коры. Эти же участки мозга включаются и в конструктивную деятельность, реализация которой требует дополнительного привлечения механизмов анализа и синтеза, играющих ключевую роль в обучении орфографически правильному письму. Правописание окончаний базируется на сформированности системы грамматических значений, умении определять синтаксическую функцию слова в предложении. Общепринятой является точка зрения, в соответствии с которой наиболее сложные виды интеллектуальной деятельности обеспечиваются задней ассоциативной зоной мозга. К числу ее нагрузок относится и оценка такого семантического фактора как грамматическое значение, передаваемое флексиями. Можно предположить, что недостаточная сформированность этих зон коры параллельно проявляется и в низкой успешности выполнения кубиков Косса, и в ошибках правописания безударных окончаний.
Подтверждением значимой роли анализа и синтеза в становлении орфографической компетенции в группе девочек является достоверная корреляция между балльной оценкой по методике «Исключение лишнего -вербальный вариант» и грамотностью письма. Однако, нельзя исключить и влияние уровня лексического развития на успешность усвоения орфографических умений и навыков. Чем выше уровень структурированности лексикона, тем при прочих равных условиях эффективнее выполнение всех операций, необходимых для применения орфографических правил [5]. Аналогичная тенденция обнаруживается у мальчиков, но с той лишь разницей, что для данной группы ключевым фактором в обусловливании становления орфографической компетентности выступают операции конкретизации, актуализирующиеся в пробе «Перечисление предметов одного класса».
У мальчиков выявлена значимая корреляция орфографической компетенции и арифметических способностей. Здесь меньше представлена проблема соотнесения элемента и класса (частного и общего), но существенно большая нагрузка ложится на оценку семантики задачи и программное обеспечение логики ее решения. Это значит, что функциональную слабость в этой группе испытуемых обнаруживают зона угловой извилины левого полушария и префронтальная и премоторная кора лобных долей, известная как основной организатор сложных форм деятельности и поведения. Это косвенно подтверждает тот факт, что женщины превосходят мужчин в скорости арифметических операций [4].
В группе девочек выявлена значимая корреляция количества орфографических ошибок с успешностью вербального механического запоминания. Одним из обоснований включения этой методики в блок нейропсихологических проб явилось широко распространенное мнение о роли слухо-речевой памяти в усвоении русской орфографии [3]. По-видимому, при усвоении и применении правил орфографии девочки более склонны опираться на заучивание. У мальчиков влияние этого фактора на орфографическую правильность письма не обнаружено.
Анализ корреляционного графа показывает наличие связи между количеством орфографических ошибок и эффективностью исполнения пробы на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», определенно связанной с премоторными зонами лобной коры, которые параллельно определяют развертывание во времени практически всех и моторных, и интеллектуальных функций. Одним из вариантов объяснения рассматриваемой корреляции выступает предположение об отрицательном влиянии несформированности программирования последовательности графических элементов на возможность орфографически правильного написания слова.
Среди спектра корреляций орфографических ошибок с нейропсихологическими показателями статистическую значимость у мальчиков обнаружило воспроизведение ритма по образцу. Эта корреляция имеет свои основания в сформированности восприятия ритмической структуры слова. Трудности определения места словесного ударения приводят к невозможности адекватного подбора проверочного слова при написании слов с безударными гласными. Эта часть психической деятельности в значительной степени определяется зрелостью и функциональной полноценностью внеядерных зон височной коры. Однако в реализации данной пробы известное место занимает само исполнение ритма испытуемым, которое регулируется премоторной зоной коры. Эта часть мозга уже обнаруживала свою заинтересованность при исполнении пробы на динамический праксис у мальчиков, что подчеркивает ее роль в реализации орфографических навыков.
Еще одной статистически значимой корреляционной связью, выявленной в группе мальчиков, выступает обусловленность орфографической грамотности результатами исполнения по методике «Последовательные картинки». Работа с этой методикой включает перцептивные, гностические и логические компоненты, полноценная интеграция которых обеспечивает правильность решения предложенных задач. Смысловая нагрузка этой методики в нейропсихологическом контексте выводит преимущественно на функциональную зрелость двух зон коры, которая весьма поздно структурируется в онтогенезе – это передняя и задняя ассоциативные зоны.
Таким образом, как видно из представленных материалов имеются существенные различия в обусловливании орфографических навыков у мальчиков и девочек как по числу факторов, включенных в подобное обусловливание, так и по содержанию психических нагрузок, которые за ними скрываются.