Соотношение мотивации учебной деятельности и смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте
Конференция: XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
XLVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Соотношение мотивации учебной деятельности и смысложизненных ориентаций в студенческом возрасте
CORRELATION OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY AND LIFE-MEANING ORIENTATIONS IN STUDENT AGE
Maria Paskar
Student of Bryansk state University named after I. G. Petrovsky, Russia, Bryansk
Аннотация. В данной статье рассматривается мотивация учебной деятельности и смысложизненные ориентации в студенческом возрасте. Проанализированы результаты методик и выявлена взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности и смысложизненными ориентациями у студентов.
Abstract. This article discusses the motivation of educational activities and life-meaning orientations in student age. The results of the methodology are analyzed and the relationship between the motivation of educational activities and the life-meaning orientations of students is revealed.
Ключевые слова: мотивация; мотивация учебной деятельности; осмысленность жизни; смысложизненные ориентации; студенческий возраст; статистическая обработка.
Keywords: motivation; motivation of educational activity; meaningfulness of life; life-meaning orientations; student age; statistical processing.
В настоящее время является актуальным изучение одной из главных составляющих образовательного процесса высшего учебного заведения – мотивации учебной деятельности студентов, влияющей на повышение эффективности качества получаемого образования [1; с. 59]. Мотивационная направленность студентов при построении перспективы будущего, определении профессиональных и жизненных планов определяет доминирующие мотивы его поступления в вуз, какие цели преследует, каким специалистом в будущем стремится стать [2; с. 168]. Поэтому перед каждым индивидом в студенческом возрасте встает задача самостоятельного построения системы ценностей, норм, смысловых установок. Именно в этом возрасте ценности личности становятся наиболее осознанными, чем были ранее, и отражаются в сознании в виде смысложизненных ориентаций, которые направляют личностное развитие и поведение, определяют выбор жизненного пути, самоопределение индивида и его потенциал по отношению к настоящему и будущему [5; с. 136]. Так, наличие положительной мотивации учебной деятельности студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки [3; с. 64].
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых накоплен довольно большой теоретический и эмпирический материал изучения мотивации учебной деятельности и смысложизненных ориентаций. Исследованием проблемы мотивации занимались Л.И. Божович, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Мюррей, Б. Вайнер, Д. Мак-Клелланд и другие. Проблема смысла жизни исследовалась С.Франком, Д.А. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, И.С. Коном, А.Г. Асмоловым, Г.А. Вайзером, В.Г. Асеевым и другими
На основе теоретического анализа проблемы нами было проведено эмпирическое исследование, гипотезой которого послужило предположение о существовании взаимосвязи между мотивацией учебной деятельности и смысложизненными ориентациями у студентов. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского». Испытуемыми выступили студенты в возрасте от 18 до 23 лет в количестве 30 человек.
В качестве инструментария было выделено две методики: методика «Диагностика учебной мотивации студентов» (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой), методика «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева.
Анализ результатов по методике «Диагностика учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) позволил нам выявить доминирующие мотивы учебной деятельности студентов (рисунок 1).
Рисунок 1. Результаты изучения учебной мотивации студентов
Примечания: 1 – Коммуникативные мотивы; 2 - Мотивы избегания; 3 - Мотивы престижа; 4 - Профессиональные мотивы; 5 - Мотивы творческой самореализации; 6 - Учебно-познавательные мотивы; 7 - Социальные мотивы.
Из рисунка 1 видно, что наиболее выраженными являются социальные мотивы, связанные с различными видами социального взаимодействия респондентов с другими людьми, а также выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Также выраженными являются учебно-познавательные мотивы, свидетельствующие об ориентации исследуемых на овладение новыми знаниями, учебными навыками и отражающие стремление испытуемых к самообразованию, их направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Наименее выраженными являются мотивы престижа, что указывает на то, что испытуемые не стремятся к получению или поддержанию высокого социального статуса.
Затем с целью изучения осмысленности жизни студентов была применена методика «СЖО» Д.А. Леонтьева (рисунок 2).
Рисунок 2. Результаты изучения осмысленности жизни студентов
Из рисунка 2 видно, что в данной выборке преобладает средний показатель осмысленности жизни, тогда как исследуемых, имеющих высокий и низкий уровни осмысленности жизни, значительно меньше. Таким образом, было выявлено, что жизнь студентов в общем виде наполнена смыслом.
Далее была проведена диагностика выраженности смысложизненных ориентаций у студентов по методике «СЖО» Д.А. Леонтьева (рисунок 3).
Рисунок 3. Результаты выраженности смысложизненных ориентаций у студентов
Примечания: 1 – Цели в жизни; 2 - Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни; 3 - Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией; 4 - Локус контроля-Я (Я – хозяин жизни); 5 - Локус контроля-жизнь или управляемость жизни; 6 - общий показатель ОЖ.
Из рисунка 3 видно, что показатели смысложизненных ориентаций респондентов находятся в норме и имеют средний уровень. Испытуемые чётко осознают цели своего будущего и жизни, направленность и временную перспективу, представляют смысл и результативность своей жизни, самореализации, представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и убеждённость контроля своей жизни. Таким образом, полученные результаты указывают на то, что респонденты в большей степени ориентированы в будущее, чем на настоящее (процесс) и результат жизни (прошлое). Уровень оценки локуса контроля свидетельствует о том, что при достаточно большой убежденности испытуемых в своих возможностях, они мало верят в свои силы контролировать события собственной жизни и не всегда берут ответственность за них на себя.
Затем был проведен корреляционный анализ, выявляющий взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности и смысложизненными ориентациями в студенческом возрасте (таблица).
Таблица.
Результаты корреляционного анализа
В ходе корреляционного исследования наличия взаимосвязи между мотивацией учебной деятельности и смысложизненными ориентациями студентов с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона была выявлена положительная связь между показателями «Мотивы престижа» и «Процесс жизни» (r = 0,438, p0,05), «Результативность жизни» (r = 0,526, p0,01), «Общий показатель осмысленности жизни» (r = 0,413, p0,05). Наличие этих взаимосвязей свидетельствует о зависимости выраженности мотива престижа учебной деятельности и осмысленностью жизни, возможностью ставить перед собой цели и достигать их. Следовательно, при возрастании мотива престижа, увеличивается осмысленность жизни, возрастает число достигнутых целей, прожитые годы имеют большое значение, и наоборот.
Была выявлена положительная связь между показателями «Учебно-познавательные мотивы» и «Процесс жизни» (r = 0,386, p0,05), «Результативность жизни» (r = 0,445, p0,05), «Локус контроля - Я» (r = 0,520, p0,01), «Локус контроля - жизнь» (r = 0,396, p0,05), «Общий показатель осмысленности жизни» (r = 0,468, p0,01). Наличие этих взаимосвязей свидетельствует о зависимости выраженности учебно-познавательных мотивов и смысложизненных ориентаций. Следовательно, при увеличении учебно-познавательных мотивов, возрастает осмысленность жизни, чётко осознаются смысл и результативность жизни, возрастает стремление к самореализации, точнее представления о себе, и наоборот.
Была выявлена положительная связь между показателями «Социальные мотивы» и «Процесс жизни» (r = 0,470, p0,01), «Результативность жизни» (r = 0,424, p0,05), «Локус контроля - Я» (r = 0,363, p0,05), «Локус контроля - жизнь» (r = 0,420, p0,05), «Общий показатель осмысленности жизни» (r = 0,524, p0,01). Наличие этих взаимосвязей свидетельствует о зависимости выраженности социальных мотивов и смысложизненных ориентаций. Следовательно, при увеличении социальных мотивов, возрастает осмысленность жизни, чётко осознаются смысл и результативность жизни, возрастает стремление к самореализации, точнее представления о себе, и наоборот.
Была выявлена положительная связь между показателями «Мотивы творческой самореализации» и «Цели в жизни» (r = 0,477, p0,01), «Процесс жизни» (r = 0,460, p0,05), «Результативность жизни» (r = 0,452, p0,05), «Локус контроля - Я» (r = 0,510, p0,01), «Локус контроля - жизнь» (r = 0,479, p0,01), «Общий показатель осмысленности жизни» (r = 0,619, p0,01). Наличие этих взаимосвязей свидетельствует о зависимости выраженности мотивов творческой самореализации и смысложизненных ориентаций. Следовательно, при увеличении важности мотива творческой самореализации, возрастает осмысленность жизни, чётко осознаются цели будущего, жизни и временной перспективы, представляется смысл и результативность жизни, возрастает стремление к самореализации, точнее представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора и убеждённостью контроля своей жизни, и наоборот.
Таким образом, выявлено, что существует взаимосвязь между мотивацией учебной деятельности и смысложизненными ориентациями у студентов. Выявленные тенденции требуют дальнейшего, более углубленного анализа.