Реализация технологии развития критического мышления в высшем образовании
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Реализация технологии развития критического мышления в высшем образовании
The implementation of the technology of critical thinking development in higher education
Natalia Kuznetsova
The candidate of agricultural sciences, associate Professor, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Michurinsk State Agrarian University" Socio-pedagogical Institute, Russia, Michurinsk
Аннотация. Современное образование предъявляет новые высокие требования к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений, где центральное место должен занять студент с его потребностями, интересами, стремлениями, склонностями. Технология развития критического мышления является перспективной образовательной технологией, способной осуществить полноценное личностное развитие студентов, раскрыть их творческий потенциал, а также реализовать индивидуальные ресурсы.
Abstract. Modern education makes new high demands to the level of training of graduates of higher educational institutions where the central place should take the student with his needs, interests, aspirations, and inclinations. Technology of development of critical thinking is a promising educational technology which is capable to develop the full students’ capability, to unfold their creative potential and implement their individual resources.
Ключевые слова: образовательный процесс; технология развития критического мышления; методы; методические приемы.
Keywords: educational process; technology of critical thinking development; methods; methodical reception.
Центральным местом в современной образовательной системе является полноценное личностное развитие обучающихся, реализация их творческих способностей и индивидуальных возможностей. Все это возможно через осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении, когда цели и содержание приобретают для обучающегося личностный смысл и формируют устойчивую мотивацию к получению новых знаний.
Ведущей технологией, которая позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в подготовке студентов высших учебных заведений, является технология развития критического мышления, т.е. совокупность стратегий и методических приемов, рассчитанных для применения в различных предметных областях, в разнообразных формах и видах работы.
Использование рассматриваемой технологии дает возможность преподавателю проводить содержательные интересные занятия в интерактивном режиме, когда студенты самостоятельно ставят перед собой цель и задачи, определяют целесообразные методики выполнения заданий, выбирают критерии оценивания полученных результатов и намечают пути исправления ошибок. В соответствии с требованиями ФГОС учебные занятия в высшей школе следует проводить с использованием активных и интерактивных методик, поэтому технология развития критического мышления приобретает особую актуальность. Спецификой рассматриваемой технологии является возможность развития коммуникативных и рефлексивных умений студентов, воспроизводимость в работе с различными контингентом обучающихся, высокая эффективность познавательной деятельности [1, с. 91]. Базовую модель занятия с использованием технологии развития критического мышления можно представить в виде последовательной реализации трех стадий (вызов, осмысление, рефлексия), каждая из которых включает методы и приемы, способствующие оптимальной организации деятельности студентов при формировании компетенций. Стадия вызова является первым и обязательным этапом каждого занятия. Она позволяет актуализировать и систематизировать имеющиеся у студентов знания по определенной теме или проблеме, вызвать устойчивый интерес к ее изучению и сформировать мотивацию к активной учебной деятельности. Работа при реализации первой стадии может быть организована как индивидуально, так и в парах, группах и на всю аудиторию. Преподаватель может предложить обучающимся задания по анализу собственных знаний, обобщению информации до ее непосредственного изучения. Информация, полученная педагогом на первой стадии, используется им для структурирования хода занятия и выбора целесообразного методического инструментария. Для эффективной реализации стадии вызова следует организовать работу по составлению списка «известной информации». Например, составление рассказа-предположения по ключевым словам, который позволит выяснить начальный уровень знаний и осведомленности студента по теме занятия, способствует реализации творческих способностей, письменной речи и умений грамотно излагать свои мысли. При изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» можно предложить составить рассказ с использованием слов «радиоактивность», «Рольф Зиверт», «радиационно опасный объект»», «1986 год», «чрезвычайная ситуация», расположив их либо в логической, либо в хронологической последовательности.
Еще одним приемом реализации стадии вызова является составление таблиц, схем, кластеров, т.е. графическое обобщение имеющейся информации. Данный прием эффективен тем, что студенты отрабатывают навыки по выделению главных смысловых частей, определению возможных взаимосвязей, обобщению и систематизации информации. С целью развития логики обучающихся можно использовать прием «перепутанные логические цепочки», направленный на восстановление последовательности событий, процессов или явлений. Например, восстановите последовательность действий для оказания первой помощи пораженному электрическим током. Интересным приемом, применяемым на первой стадии, может быть «мозговая атака», позволяющая за короткий промежуток времени выработать большое количество идей по решению поставленной преподавателем проблемы, задействовав при этом свой интеллектуальный потенциал [2, с. 62]. Примером могут служить проблемы по выработке мер профилактики подросткового суицида или способов решения продовольственных задач.
Итак, стадия вызова – неотъемлемая часть технологии развития критического мышления, благодаря которой у студентов формируется устойчивая мотивация к активной познавательной деятельности на учебном занятии.
Стадия осмысления – следующий этап реализации технологии критического мышления, в ходе которого обучающиеся получают необходимый объем новой информации, сознательно работая с разнообразными источниками знаний, осуществляя зарисовки, проводя критический анализ. Методический инструментарий преподавателя на этой стадии также разнообразен и интересен. Например, ведение «бортового журнала», в ходе которого обучающиеся отвечают на вопросы «что мне было известно по данной теме?», «что нового я узнал?».
Одним из приемов активной фиксации вопросов в ходе работы с новой учебной информацией является составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов. Данный прием способствует формированию у студентов умений грамотно и четко формулировать вопросы, обобщая и систематизируя учебный материал, активно применяя творческий подход. На занятии сначала необходимо предложить обучающимся задание составить «тонкие», или простые, вопросы, а затем уже «толстые», которые требуют полного развернутого ответа. Составленные вопросы студенты могут адресовать друг другу. Во время работы с текстовыми источниками информации интересен прием «чтение с остановками», который реализуется в следующей последовательности: высказывание предположений о возможном содержании текста и последующее ознакомление с ним; глубокий анализ и составление прогноза о вероятном развитии событий; непосредственная работа с текстом и соотнесение полученных знаний с высказанными ранее предположениями. Использованием приема «чтение с остановками» развивает у обучающихся умения анализировать текст, выделять в нем главные мысли, четко формулировать вопросы, корректно отстаивать свою точку зрения. Использовать подобный прием возможно при изучении, например, нормативно-правовых документов.
Стадия рефлексии – это заключительная стадия реализации технологии развития критического мышления. В ходе осуществления этого этапа студенты активно обмениваются информацией, обобщают полученные данные, высказывают собственное отношение к рассматриваемому вопросу.
Примером возможных приемов работы является написание синквейна, который эффективен при резюмировании учебного материала по определенной тематике. Разнообразить методический аппарат целесообразно посредством проведения дискуссии, способствующей развитию коммуникативных качеств, самостоятельного мышления, критически оценивать собственные суждения и мнение своих товарищей. Групповая дискуссия позволяет увидеть и осмыслить обсуждаемую проблему в целом, исключить однозначную трактовку каких-либо событий, процессов.
Образовательный процесс, основанный на использовании технологии развития критического мышления, обладает рядом преимуществ. Так, у обучающихся эффективно развиваются коммуникативные навыки общения в парах и малых группах, раскрывается их интеллектуальный и творческий потенциал, формируется уважение к мнению своих товарищей, развивается познавательный интерес. Все это требует значительных затрат времени, сил, опыта работы преподавателя, а также значительные моральные и материальные затраты, но все это компенсируется высокими образовательными результатами студентов, значительной степенью их заинтересованности и познавательной активности.