Статья:

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: XCII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Павлова И.А. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XCII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(92). — М., Изд. «МЦНО», 2025.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Павлова Инна Анатольевна
учитель начальных классов, МОУ СОШ «Перспектива», РФ, Московская область, г.о. Власиха

 

Аннотация. В статье рассматривается значение кукольного театра в начальной школе, его влияние на всестороннее развитие ребёнка. Автор делится собственным опытом работы с детьми и родителями, показывает пользу театрального искусства на уроках, внеурочных занятиях и в театральных кружках. 

 

Ключевые слова: кукольный театр, учебно-воспитательные задачи, развитие памяти, коммуникабельность, эффективное средство обучения и воспитания, активная речь, командная работа, укрепление семейных связей, учить играя, артистические способности, всестороннее развитие ребёнка, начальная школа.

 

Давно известно, что в формировании речевых зон в коре головного мозга важная роль отводится развитию кисти руки, поскольку именно она имеет самое большое представительство в коре больших полушарий. Поэтому кукольный театр имеет большое значение для развития ребенка. Известный педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Кукольный театр – это не только развлечение, это, в первую очередь, эффективное средство обучения и воспитания школьников. Благодаря кукольному театру обучение превращается в увлекательное приключение, дети усваивают знания в игровой форме. 

Кукольный театр помогает решать важные учебно-воспитательные задачи:

  • помогает расширять представления об окружающем мире, знакомит с новыми явлениями, расширяет кругозор;
  • помогает пополнять словарный запас ребенка, развивать память, фантазию, воображение, артистические способности;
  • способствует развитию коммуникабельности ребёнка;
  • развивает моторику рук и пальцев, двигательную активность школьника.

Особое значение театральное творчество имеет в начальной школе, потому что именно младший школьный возраст – это самый благоприятный период всестороннего развития ребенка, у ребёнка формируются отношение к окружающему миру, характер, интересы. Примеры доброты, трудолюбия, отзывчивости, дружбы полезно показывать именно в этом возрасте.

Театр кукол часто становится первым театром в жизни ребенка. Это искусство наиболее понятное и близкое детской психологии. Игрушки, куклы оживают, превращаясь в сказки. Это, конечно, оказывает большое эмоциональное воздействие на детей.

Влияние кукольного театра на развитие детей:

  1. Развитие речевых навыков.

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства, а также интонации, соответствующие характеру героев, старается говорить четко и понятно для окружающих. 

  1. Воспитание чувств.

Умение сочувствовать, сострадать, сопереживать – все это задачи театра, который как бы организует эмоциональный опыт человека. С помощью кукол дети учатся выражать различные эмоции, что помогает им лучше понимать себя и окружающих. 

  1. Уверенность и общительность.

Благодаря кукольному театру дети становятся раскрепощёнными, уверенными в себе, перестают бояться публичных выступлений, превращаются в хороших ораторов, владеющих голосом, телом и мимикой.

  1. Командная работа.

Выступления за ширмой позволяют ребятам чувствовать себя менее скованно, и в то же время ощутить свою значимость в общем деле. Театр – творческий коллектив, где все зависят друг от друга. Участник спектакля должен знать не одну роль, чтобы в случае необходимости заменить отсутствующего товарища. Успех или неудача одного отражается на общем результате. Это сплачивает ребят, проявляется взаимовыручка, поддержка. Дети боятся подвести друг друга, чувствуют большую ответственность.

Воспитываются и развиваются не только дети, принимающие участие в спектаклях, но и дети-зрители, так как в пьесах и сценках раскрываются темы дружбы и взаимопомощи.

Родители становятся активными помощниками подготовки спектаклей. Вся семья увлекается, родители помогают ребёнку выучить слова, помогают дома подготовить текст, участвуют в изготовлении декораций, привозят детей на участие в фестивалях, праздничных мероприятиях. Это сплачивает, сближает родителей и детей. Происходит укрепление семейных связей. 

Увлечение театральной деятельностью повышает успеваемость учеников. Включение элементов кукольного театра может значительно обогатить учебный опыт детей, сделав его более ярким и запоминающимся. Это помогает детям лучше усваивать информацию, развивает креативное мышление. Таким образом, реализуется принцип обучения: УЧИТЬ ИГРАЯ.

Элементы кукольного театра можно использовать на уроках литературного чтения для развития памяти, образного мышления и речи школьников, а также для анализа художественного произведения. Ребята учатся определять характеры героев, осуждают плохие поступки, и в то же время учатся добру и человечности.

Использование кукол для демонстрации литературных произведений делает образовательный процесс более наглядным и интересным для детей. 

Не менее эффективно использование элементов кукольного театра на занятиях английского языка. С помощью кукол дети быстрее запоминают буквы, с удовольствием поют песни, рассказывают стихи, показывают сценки. Это позитивно влияет на отношение учащихся к обучению и способствует улучшению их навыков английской речи.

Кукла может стать гостем, например, на уроке математики. Новый друг может быть немного нелеп, глуповат, не боится задавать глупые вопросы, делать ошибки. Кукла может просить детей что-то ей объяснить. Дети очень хотят помочь ему, стараются рассказать всё, что знают сами. Например, всеми любимый Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малыши!» не может решить задачу, а дети ему с удовольствием подсказывают и помогают.

Это расслабляет детей, психологически перекладывает ответственность за ошибки на куклу. Плюс такой формат уроков повышает детскую самооценку.

Выход наших работ – это:

  1. Показ кукольных спектаклей воспитанникам детского сада. 
  2. Показ кукольных спектаклей ученикам начальной школы.
  3. Использование элементов кукольного театра в учебной деятельности.
  4. Участие в школьных мероприятиях, праздничных концертах, победы в конкурсах, фестивалях.

Кукольный театр делает жизнь ребёнка более интересной и содержательной. Дети испытывают радость от творчества, получают яркие впечатления. А навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

 

Список литературы:
1. Бехтерев, В.Н. Общие основы рефлексологии человека / В.Н. Бехтерев. М., 1928. 
2. Поздеева Ю.С., Матвеева Н.О. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. – Режим доступа: [https://scienceforum.ru/2016/article/2016022960] (февраль, 2016 г.) 
3. Умняшина Г.И. Театральная постановка как форма работы педагога с младшими школьниками во внеурочной деятельности. – Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2012/12/20/statya-teatralnaya-postanovka-kak-forma-raboty] (20.12.2012 г.) 
4. Ларионова О.В. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК ОДНО ИЗ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. – Режим доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2013/06/04/kukolnyy-teatr-kak-odno-iz-universalnykh-sredstv] (04.06.2013)