Проблема формирования социальной активности современных школьников
Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория, методика и организация социальнокультурной деятельности
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Проблема формирования социальной активности современных школьников
Issue of today’s students’ community relief education
Elena Alekseeva
candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor at Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, TSPU, Russia, Tula
Ulyana Nikityuk
a student, Tula State Leo Tolstoy Pedagogical University, Russia, Tula
Аннотация. Важной составляющей процесса социализации школьника является формирование его социальной активности. В данной статье рассматривается сущность и направления волонтерской деятельности; приводятся экспериментальные данные, полученные в результате опроса старшеклассников на предмет выявления нематериальной мотивации волонтера.
Abstract. The social relief ostent is the main constituent of the student’s socialization process. The article considers the core activity of the volunteering and its work area. The article also provides the experimental data obtained from a survey of upper-form students for the purpose of revealing of the volunteer’s non-financial motivation.
Ключевые слова: процесс социализации; социальная активность; волонтерство; современный школьник.
Keywords: volunteering; community relief; today’s student; socialization process.
Современная социокультурная ситуация обуславливает необходимость формирования определенного типа личности. Общество нуждается в уверенных, деловых людях с яркой индивидуальностью и присущей им активной социальной позицией, способных принимать взвешенные решения и нести ответственность за свои поступки.
Проблема формирования социальной активности школьников, выступающей одной из важнейших ступеней становления личности, является достаточно актуальной. Сегодня подрастающее поколение не стремится проявлять реальную инициативу, активность, быть полезным окружающим и обществу в целом. В связи с этим процесс социального становления учащихся приобретает в современной школе все большую значимость, поскольку способствует развитию таких качеств, как коллективизм, ответственность за порученное дело, инициатива и самостоятельность, формированию организаторских умений, лидерских способностей, активной социальной позиции детей [1, с. 140].
В научной литературе и педагогических трудах понятие «социальная активность» трактуется как «деятельность, имеющая личностную и общественно значимую цель; форма проявления гражданской активности, направленная на воспитание в себе гражданина» [2, с. 25].
Сегодня одним из ярких примеров проявления социальной активности можно назвать движение волонтерства, предполагающее добровольческую безвозмездную деятельность. Волонтерская деятельность открывает большие перспективы для ее участников, так как они могут проявить себя и реализовать свои возможности в различных сферах жизнедеятельности человека, например:
· посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;
· благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;
· просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа, подростковой преступности;
· помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода [3, с. 298].
Однако, несмотря на обширный выбор направлений деятельности, современные педагоги сталкиваются с большими трудностями в организации волонтеской деятельности. Одна из них – нежелание заниматься этой деятельностью, низкий уровень социальной активности школьников.
Поставив себе целью выяснение причин незаинтересованности детей в волонтерской деятельности и низкого уровня проявления ими социальной активности, мы провели опрос среди учащихся 9–11 классов МБОУ ЦО № 1 г. Тулы. Опрос заключался в выявлении процентного соотношения различных видов нематериальной мотивации потенциального волонтера. Результаты опроса мы отобразили в диаграмме.
Рисунок 1. Нематериальная мотивация
На основании полученных данных мы можем заключить, что первостепенным стимулом к социальной активности у школьников служит поиск источника новых впечатлений. Данный вид мотивации выделили 31% учащихся. Помощь людям стала мотивирующим фактором для 19% школьников. Практически то же количество опрошенных, 14%, отдали свой голос за проведение свободного времени с пользой в качестве мотивации волонтера. 12% опрошенных в волонтерской деятельности заинтересованы поиском полезных знакомств и связей с влиятельными людьми. Общественное признание как нематериальную мотивацию выделили 10% старшеклассников. 8% проголосовали за новые знания и опыт, получаемые в процессе участия в волонтерском движении. И лишь 6% опрошенных считают продвижение своих идей мотивирующим фактором.
Данное исследование подтверждает тот факт, что перед педагогом и родителями стоит важная задача- познакомить школьников с понятием «волонтерство», с особенностями и спецификой волонтерской деятельности, с примерами проявления активной социальной позиции известными людьми, с перспективами, которые появляются у молодых людей, занимающих активную социальную позицию. Наше дальнейшее исследование предполагает поиск педагогических путей и средств формирования социальной активности современных школьников.