Теоретический аспект изучения проблемы формирования счетно-вычислительного навыка у учащихся с задержкой психического развития на уроках математики
Конференция: VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
VIII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Теоретический аспект изучения проблемы формирования счетно-вычислительного навыка у учащихся с задержкой психического развития на уроках математики
Theoretical aspect of the study of the problem of calculating the computational skill in students with a delay in mental development in the lessons of mathematics
Irina Andrusyova
candidate of pedagogical sciences, associate professor, Special (defectology) education GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University", Russia, Simferopol
Julia Spichko
student of the department of special (defectology) education GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University", Russia, Simferopol
Аннотация. Вопросом формирования устных и письменных вычислительных навыков всегда задавались и обращали особое внимание психологи, дидактики, методисты и учителя. Этот вопрос всегда актуален. В методике математики известны исследования таких авторов: М.Н. Перова, М.А. Бантова, М.И. Моро, М.П. Никитина, Н.Н. Деменева, Н.Б. Истомина, О.Н. Ильиной, Ш.Я. Курманалина и др.
Abstract. The issue of the formation of oral and written computing skills has always been asked and paid special attention to psychologists, didactics, methodologists and teachers. This question is always relevant. In the methodology of mathematics, studies of such authors are known: M.N. Perova, M.A. Bantova, M.I. Moreau, M.P. Nikitina, N.N. Demeneva, N.B. Istomina, ON Ilyina, Sh. Ya. Kurmanalina et al.
Ключевые слова: вычислительный навык, задержка психического развития, урок математики, дискалькулия.
Keywords: Computational skill, mental development delay, problem, aspect, mathematics lesson.
Актуальность данного исследования заключается в том, что развитие счетно-вычислительных навыков на уроках математики на современном этапе особенно актуально, так как этот навык повышает скорость вычислительной работы, что ценно, а главное – развивает мышление.
Целью данного исследования является теоретическое изучение литературы по проблеме исследования.
Навык – составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. В процессе обучения во специальной (коррекционной) школе, вычислительный навык рассматриваются, как один из видов учебных навыков, формирующийся в процессе обучения.
Вычислительный навык, как высокая степень овладения приёмами вычисления, выявила в своем исследовании М.А. Бантова: «Для того чтобы усвоить вычислительный навык, важно понимать, в каком порядке нужно выполнять ту или иную операцию, чтобы вычислить результат арифметического действия, и выполнять эту операцию достаточно быстро и успешно», считает автор.
Досконально начали исследовать вопрос улучшения и совершенствования устного и письменного вычислительного навыка лишь в 60-70 гг. ХХ века. Исследования последующих лет посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков (М.А. Бантова), рационализации вычислительных приемов (М.И. Моро) и дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков (Л.И. Федотова).
Каждое из этих исследований вопроса формирования устных и письменных вычислительных навыков внесло явный вклад в разработку и усовершенствование методической системы, которая применялась в практике обучения, и нашла отклик в учебниках математики.
Проанализировав учебники для начальной школы по математике, пришли к выводу, что все учебники содействуют выработке и развитию познавательной активности учащихся, их творческого развития, гибкости мышления, а также формирования прочных и сознательных вычислительных навыков. Способы организации вычислительной деятельности также ориентированы на показ образца вычислительного приема, отработку способов вычислений и использование тренировочных упражнений.
По мнению Л. Ф. Федотовой, вычислительные навыки и умения можно считать сформированными только в том случае, если учащиеся умеют с достаточной беглостью выполнять математические действия с натуральными числами, а также производить тождественные преобразования различных числовых выражений [6].
А.Н. Ляшенко считает, что формирование устного и письменного вычислительного навыка у детей с задержкой психического развития, происходит с большими трудностями. Особенности формирования навыка осложнены специфичными нарушениями, свойственные детям с задержкой психического развития. Одним из таких нарушений исследователи выделяют дискалькулию, как специфичное нарушение счетных вычислительных навыков, которые обнаруживаются на начальной стадии обучения детей счету [4].
Специальные исследования В. А. Крутецкого показали, что для творческого овладения математикой, как учебным предметом необходима способность к формализованному пониманию математического материала, схватыванию формальной структуры задачи, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений, действий, способность мыслить свернутыми структурами гибкость мыслительных процессов, способность к быстрой перестройке направленности мыслительного процесса, математическая память, а именно обобщенная память на математические отношения, методы решения задач, принципы подхода к ним [2].
Вывод. Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по вопросу формирования вычислительного навыка можно сделать вывод, что успех в овладении вычислительным навыком школьниками с задержкой психического развития зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения математическими знаниями и навыками, а с другой – от учета потенциальных индивидуальных возможностей учащихся.