Теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с алалией в процессе игровой деятельности
Конференция: VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
VII Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с алалией в процессе игровой деятельности
Theoretical going near forming of communicative skills for the children of preschool age with алалией in the process of playing activity
Olga Chikunova
graduate student of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University; Faculty of inclusive and correctional education, specialty (defectology) education; Master's program "Psychological and pedagogical support of persons with speech disorders", Russia, Chelyabinsk
Аннотация. В статье представлен авторский анализ современных подходов к формированию коммуникативных навыков у дошкольников с алалией. Обзор представлен в контексте преимущественного использования игры для развития основ общения при алалии.
Abstract. The author presents an analysis of modern approaches to the formation of communicative skills in preschool children with alalia. The review is presented in the context of the predominant use of the game for the development of the foundations of communication under alalia.
Ключевые слова: алалия, коммуникативные навыки, игровая деятельность, общение.
Keywords: Alalia, communication skills, game activity, communication.
Проблема изучения механизма алалии и возможности ее коррекции – традиционно актуальная в современной логопедической науке. Алалия – является системным недоразвитием речи, при котором нарушаются и фонетико-фонематическая сторона речи и лексико-грамматический строй. Со стороны неречевых расстройств отмечают моторные, сенсорные, психопатологические симптомы [6].
Будучи достаточно распространенной в детской популяции среди всех групп детей с тяжёлой речевой патологией (по данным Т.В. Башинской среди детей дошкольного возраста алалия встречается примерно у 1% детей, а среди детей школьного возраста – у 0,2–0,6 %) [1], проблема алалии сегодня, в условиях перехода отечественной системы на ФГОС, изучается в аспекте преимущественного нарушения общения – как ведущего фактора, определяющего успешность социальной компетентности ребёнка.
Проблемой общения занимались такие отечественные ученые, как Б.Ф. Ломов, М.И. Лисина, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Брудный, А.А. Леонтьев, Л.А. Карпенко и др. [5].
Основы коммуникативного развития детей дошкольного возраста рассматривались в фундаментальных исследованиях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Ж. Пиаже и др. [7].
Л.А. Дубина отмечает, что к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков, выделяемых автором, составляют общеизвестные умения [2]:
· сотрудничать;
· слушать и слышать;
· воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
· говорить самому.
Таким образом, под коммуникативными навыками подразумевается умение общаться, вступать в общение, сотрудничество.
Рассматривая особенности коммуникативных навыков в онтогенезе, М.А. Хайкина и Л.М. Лапшина характеризуют дошкольный возраст как важный этап в коммуникативном развитии ребенка, имеющего как норму психофизического развития, так и ОВЗ (в т.ч. нарушения речи): в дошкольном возрасте, который является «периодом расцвета» ролевой игры, дети предпочитают играть вместе, и в это время развиваются коммуникативные навыки [9].
В игре, как и при любом акте коммуникации, оба партнера должны быть активны. У детей дошкольного возраста с алалией, коммуникативная активность снижена. Г.В. Чиркина отмечает замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, напряженное состояние, повышенная раздражительность, как реакцию на речевую недостаточность детей [3].
Ряд авторов отмечают поверхностный интерес к игре, дети с алалией чаще выполняют роль ведомых, для них характерно нежелание вступать в контакт [6; 8].
В работах А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой указывается, что при поражении биологической основы речи и поведения (базальных отделов лобных долей коры больших полушарий) наблюдается изменение поведения - общая расторможенность, импульсивность, частые аффективные вспышки, что затрудняет общение с другими людьми [3]. Этот факт подтвержден и в более современных исследованиях – при изучении особенностей мозгового кровообращения детей с тотальным поражением ЦНС [4].
Однако, учитывая ведущую роль игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков – «… в игре возбуждается общий интерес ребенка …» – Е.В. Долганюк, И.И. Васильева и др. обращают внимание, на необходимость использования игровых приемов при формировании основ коммуникации у детей с алалией. По мнению авторов во время игры активнее развивается общение, речевое внимание. При этом естественным образом и в непринужденной форме вызывается потребность речи и речевое подражание даже у детей с алалией [6].
Таким образом, ведущим методом формирования основ коммуникации у детей дошкольного возраста с алалией, и с точки зрения сообразности возрастного развития и точки зрения эффективности логопедической помощи, является игровая деятельность [3].
При этом на занятиях следует создавать эмоциональную заинтересованность, приучать детей к общению с окружающими, обязательно используя речь – вне зависимости от уровня ее сформированности. Речевая недостаточность может исключить ребенка из коллектива и в дальнейшем нарушить более широкий процесс – общую социализацию на всех последующих этапах возрастного развития – детства и взрослости.