ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье представлена программа повышения квалификации педагогов, реализующих инклюзивное образование, рассчитанная на 36 академических часов, доказавшая свою эффективность в процессе реализации.
Ключевые слова: особенности психофизического развития, инклюзия, компетенции, программа, повышение квалификации.
В последние время наблюдается увеличение количества детей с особенностями психофизического развития (ОПФР), как в мире, так и в нашей республике. Контингент детей с ОПФР весьма неравномерен по степени тяжести недоразвития высших психических функций и социального взаимодействия. Диапазон нарушения эмоционально-волевой сферы, интеллектуального развития у детей с ОПФР велик, что в свою очередь значительно определяет разницу развития относительно нормативного развития сверстников (С. Гринспен, О.С. Никольская, Н.Б. Лаврентьева др.).
На психолого-педагогическом уровне актуальность рассматриваемой авторами темы определяется тем, что в настоящее время ОПФР, в первую очередь, психолого-педагогическая проблема. В соответствии с тем или иным вариантом ОПФР формулируется как индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом особых образовательных потребностей и согласованности действий всех специалистов, взаимодействующих с ним.
Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов, в вопросах формирования основ педагогической культуры в рамках реализации инклюзивного образования.
Задачи:
- обеспечить условия для углубления и расширения у слушателей актуальных знаний и компетенций в вопросе инклюзивного образования;
- обеспечить освоение педагогами эффективных методов работы с учащимися с ОПФР;
- способствовать приобретению практических навыков и умений, необходимых педагогам для реализации эффективного педагогического взаимодействия, направленного на формирование компетенций в рамках реализации инклюзивного образования.
Содержание учебной программы раскрывается в виде лекций, практических занятий, тематической дискуссии, тренинга.
Методы: коллективного взаимообучения, активного и коммуникативного обучения (кейс-метод, дискуссия, супервизия и др.), организации деятельности (моделирование ситуаций), работа со схемами, таблицами и др.
Средства: материалы нормативных правовых документов (Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь, Концепция развития педагогического образования на 2021-2025 годы, тексты лекций, мультимедийные средства, видеозаписи, презентации, таблицы, конспекты уроков и воспитательных мероприятий, обзорные таблицы, кейсы и др.
Категория слушателей: педагоги, обеспечивающие процесс инклюзивного обучения.
Продолжительность обучения: 1 неделя (36 часов).
В ходе реализации учебной программы повышения квалификации слушатели смогут приобрести или усовершенствовать: комплекс профессиональных компетенций (общекультурные, универсальные, специальные), виды профессиональной деятельности, соответствующие приобретаемым компетенциям, в рамках которых осуществляется повышение квалификации (общекультурная, универсальная, специальная), функции и задачи профессиональной деятельности, соответствующие принципиальным установкам и требованиям результативности (знать, уметь, владеть).
Инвариантная часть
1.1. Анализ системы инклюзивного образования в Республике Беларусь (лекция, 2 часа)
Система специального образования и коррекционно-педагогической помощи в Республике Беларусь на современном этапе. Концептуальные подходы к развитию системы специального образования на перспективу до 2030 года. Инклюзивное образование. Стратегия развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.
1.2. Сетевое взаимодействие как способ оптимизации инклюзивной образовательной среды в Республике Беларусь (лекция, 2 часа)
Принципы беспрерывного образования и сопровождение детей с ОПФР на территории РБ, виды учреждений оказывающих педагогическое и реабилитационное сопровождение, виды образовательных маршрутов исходя из видов нарушений, основные подходы в процессе организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР. Единый алгоритм работы системы инклюзивного образования в связке с учреждениями специального образования.
1.3. Система специального образования и коррекционно-педагогической помощи обучающимся с особенностей психофизического развития (ОПФР) (лекция, 2 часа)
Понятие «лицо с особенностями психофизического развития». Категории обучающихся с особенностями психофизического развития (ОПФР), общие закономерности их развития и особые образовательные потребности. Анализ системы инклюзивного образования на территории РБ, принципы инклюзивного подхода и способы организации.
1.4. Вид ОПФР, особенности развития детей с ОПФР (лекция, 4 часа)
Нарушение слуха, зрения, речи. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Трудности в обучении. Аутистический спектр, детский аутизм. Интеллектуальные особенности. Тяжелые множественные нарушения развития. Психолого–педагогические особенности развития детей с ОПФР.
1.5. Особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) (лекция, 2 часа)
Понятие СДВГ, особенности развитие при нарушении, диагностика и способы коррекции. Особенности организации образовательного процесса с детьми с синдромом двигательной активности, основные методы и технологии организации педагогического процесса.
1.6. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом (РАС) (лекция, 4 часа)
Психолого-педагогическая характеристика детей с РАС, анализ типов аутизма, диагностика и способы коррекции, алгоритм работы с аффективным поведением, принципы создания инклюзивного образования для детей с РАС.
1.7. Психолого-педагогические подходы в рамках реализации инклюзивного образования (лекция, 4 часа)
Поведенческая терапия (АВА). Лечение обучением (ТЕАССН). Терапия повседневной жизнью (Хигаши). Программы, построенные на межличностном и аффективном взаимодействии, метод Кауфманов. Сенсорная интеграция. Томатис. Коммуникативно – смысловой подход. Развитие межличностных отношений .
1.8. Алгоритмы, методы, технологии организации инклюзивного обучения на уровне ДУ, СШ (тематическая дискуссия 2 часа)
Понятие инклюзивного пространства и инклюзивной среды, анализ способов коррекции в зависимости от ступени образования, разбор кейсов организации инклюзивного образования для детей с ОПФР на разных ступенях образования. Система работы педагога сопровождения, разбор ведения документации.
1.9. Особенности организации работы педагогов сопровождения в рамках реализации инклюзивного образования (лекция, 2 часа)
Нормативные документы, организующие работу педагога сопровождения, виды сопровождения, виды ОПФР нуждающиеся в педагоге сопровождения, основная документации педагога сопровождения, методы и формы педагогического сопровождения на разных ступенях образования.
1.10. Супервизия в процессе сопровождения молодого специалиста в рамках реализации инклюзивного образования, процесс формирование профессиональных компетенций у молодого специалиста (лекция, 2 часа)
Понятия супервизии, принципы и виды супервизии. Алгоритм и реализация супервизии в рамках общего образования и специального образования, анализ осоновных проблемных моментов в процессе формирования профессиональной компетенции молодого специалиста в процессе реализации инклюзивного образования.
1.11. Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОПФР (лекция, 2 часа)
Виды сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОПФР, алгоритмы работы и просвещения родителей детей с ОПФР, разбор и анализ элементов программы психолого-педагогической помощи родителям, проживающим хронический кризис в процессе воспитания детей с ОПФР.
Вариативная часть
Инклюзивная образовательная среда для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (практическое занятие, 2 часа)
Психолого-педагогическая характеристика детей с аутистическими нарушениями. Характеристика особых образовательных потребностей обучающихся с аутистическими нарушениями и их учет в создании особых образовательных условий в процессе организации инклюзивного образования. Проявления синдрома аутизма на разных возрастных этапах. Специфические трудности обучения при аутистических нарушениях. Зависимость особых образовательных потребностей для детей с аутистическими нарушениями от тяжести состояния. Особенности психического и социального развития при аутистических нарушениях, асинхрония развития. Актуальные подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с аутистическими нарушениями.
Инклюзивная образовательная среда для обучающихся с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (практическое занятие, 2 часа)
Дети с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания (СДВГ). Причины возникновения СДВГ. Внешние факторы, способствующие формированию СДВГ. Нейропсихологические механизмы формирования СДВГ. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с СДВГ. Особые образовательные потребности обучающихся с СДВГ и их учет в организации образовательного процесса. Общие правила поведения с обучающимся с СДВГ. Рекомендации для педагогов по организации обучения и воспитания обучающихся с СДВГ. Актуальные подходы к организации образовательного процесса для обучающихся с СДВГ.
Создание инклюзивной модели обучения для ребенка с ОПФР (практическое занятие, 2 часа)
Разбор практических кейсов, создание проблемной ситуации, практическая отработка стратегий создания психолого-педагогического алгоритма в процессе организации инклюзивного пространства на разных ступенях образования, анализ формирования выводов по результатам создания алгоритма работы.
Навыки коммуникации с инвалидами и детьми с ОПФР, принципы оказания ситуативной помощи (практическое занятие, 2 часа)
Виды альтернативной коммуникации, виды визуального подкрепления в процессе коммуникации с детьми с ОПФР и инвалидами, разбор алгоритма создания альбомов альтернативной коммуникации и принципов визуального подкрепления в процессе образования на разных ступенях образования.
После реализации цикла мероприятий практико-ориентированной направленности с целью оптимизации инклюзивного пространства и процесса в учреждениях, была разработана и внедрена документация для сопровождения мониторинга условий инклюзивной среды, разработан и внедрен цикл мероприятий направленных на повышения уровня компетентности педагогов реализующих инклюзивное образование, что в ходе реализации доказало свою эффективность.