Статья:

ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика обучения и воспитания

Выходные данные
Гисметуллова Н.М. ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 3(82). — М., Изд. «МЦНО», 2024.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩ, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

Гисметуллова Нелля Михайловна
воспитатель учебного курса, Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ – УГСВУ, РФ, г. Ульяновск

 

DIAGNOSIS OF MORAL GROWTH OF SUVOROV MILITARY SCHOOL’S STUDENTS AS ONE OF THE MOST IMPORTANT COURSE TEACHER’S ACTIVITIES

 

Nellya Gismetullova

Educational course teacher, Ulyanovsk guards Suvorov military school of Ministry of defense of Russian Federation UGSVU, Russia, Ulyanovsk

 

Аннотация. В современных условиях большое значение имеет уровень нравственного воспитания для будущих офицеров российской армии. В статье рассматривается роль и возможности использования диагностики в отслеживании эффективности используемых методов и форм духовно-нравственной воспитанности суворовцев.

Abstract. In the modern conditions moral education for the future officers of the Russian army has a great importance. In this article role and opportunities are under observation for using diagnosis in order to track the effectiveness of used methods and forms of moral education level of Suvorov military schools’ students.

 

Ключевые слова: нравственное развитие, воспитание, диагностика.

Keywords: moral growth, education, diagnosis.

 

Повышение качества образования, а так же создание условий для развития личности каждого обучающегося, –  важнейшая задача современной системы образования. Именно на это направлены Федеральные государственные образовательные стандарты III поколения (ФГОС). Так  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, ориентирован на становление таких личностных характеристик ученика, как социальная активность, уважающие к закону и правопорядку, способность соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Воспитание нравственности в суворовском училище, имеет особую значимость, так как многие воспитанники посвятят свою жизнь армии, а особенностью военной профессии во все времена, и особенно в российской армии, был высокий  уровень нравственности, выражающийся в гуманизме, взаимовыручке, бескомпромиссности, определенном мужестве военных кадров.

Реализовать задачи нравственного воспитания подрастающего поколения можно, только в ходе комплексной, системной, непрерывной работы. Важной частью такой работы, является, диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности подростков, что позволяет отслеживать, эффективность используемых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки. Все это в полной мере относится и к суворовским  училищам.

На современном историческом этапе для российского общества, духовно-нравственное развитие и воспитание подрастающего поколения, является одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики.

Так в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», подчеркивается, что  ключевыми задачами в воспитательной сфере, являются развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Нравственное развитие – это интегрированный показатель сформированного отношения воспитанника к социальной культуре поведения, семейной культуре поведения, личностной культуре поведения. Одним из  главных показателей нравственной воспитанности являются сформированные личностные нравственные идеалы.

Несомненно, для того, чтобы воспитать высоконравственную личность, обладающую такими характеристиками, как образованность, воспитанность, толерантность, стрессоустойчивость, честность, предприимчивость, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, необходимо знание индивидуальных особенностей каждого воспитанника, что требует регулярного мониторинга его личностного развития.

«Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо, прежде всего, знать его во всех отношениях», – писал еще классик педагогической науки К. Д. Ушинский [3].

Воспитателю важно знать, какие изменения происходят с личностью подростка, каков результат воспитательной деятельности?

Важность работы направленной на диагностику нравственного развития обучающихся определяется рядом причин. Такая работа способствует, с одной стороны выявлению особенностей нравственного развития воспитанников, определению уровня сформированности тех или иных качеств, отслеживанию динамики изменений нравственных характеристик личности. С другой стороны она направлена на повышение профессионально-педагогической культуры воспитателя, позволяет ему уточнить цели своей воспитательной работы, эффективнее решать  педагогические задачи, связанные как с формированием личности ребенка, так и с каждодневными педагогическими ситуациями.

Диагностика позволяет корректировать процесс воспитания, индивидуализировать работу с воспитанниками, совершенствовать способы работы с ними. Она дает возможность определить степень соответствия реально достигнутого результата воспитания изначально поставленной цели и позволяет судить об эффективности данного процесса.

Вслед за многими педагогами, стоит подчеркнуть, что определение уровня нравственного развития является сложной и не вполне разрешенной в современной педагогике проблемой.

Таким образом, формирование и диагностика нравственных идеалов детей – актуальная задача современного образования и данная проблема требует дальнейшей проработки.

Как уже подчеркивалось выше проблема диагностики уровня нравственного развития – одна из сложнейших в педагогической науке и практике. В ходе ее достижения, возникает целый ряд противоречий, которые требуют своего разрешения. Среди них следует выделить:

- противоречие между необходимостью приобщения подростков к нравственным ценностям, декларируемых во множестве документов и наличием у подростков некоторых альтернативных ценностей, отражающих деструктивное отношение к окружающему миру;

- противоречие между неоднозначностью позиции педагогов, философов, психологов в определении сути нравственного воспитания и необходимостью выделения четких ориентиров нравственного развития учащихся педагогами;

- противоречия между требованиями ФОГС по формированию ключевых компетенций в нравственной сфере у подрастающего поколения и недостаточностью проработанности методов и технологий эффективного нравственного воспитания;

- противоречие между необходимостью регулярной диагностики уровня нравственного развития и отсутствием, единой, теоретически обоснованной методики осуществления такой диагностики;

- противоречие между достаточно большим количеством разного рода инструментов мониторинга нравственного развития  и правильностью их подбора и использования;

- противоречия между большим количеством методик и  сравнительно небольшим количеством среди них методик валидализированых и с чётким методологическим обоснованием;

- противоречия между необходимостью системного исследования уровня нравственного развития и наличием большого количества методик направленных на исследование конкретного параметра развития личности;

- противоречие между стандартизированными методиками и проблемой необходимости «стандарта» в уровне нравственного развития.

В современную эпоху вопрос нравственного развития является одним из ключевых в системе воспитания и образования подрастающего поколения.

Во многом это связано с процессами деформация духовных и нравственных ценностей и идеалов, что ведет к кризисным явлениям во всех сферах жизни общества: в образовании, культуре, экономике.

Именно система образования должна сыграть ключевую роль в преодолении данного кризиса. Для этого необходимо осуществлять системную и постоянную деятельность, направленную на организацию и проведение в образовательном учреждении работы по развитию нравственных ценностей подрастающего поколения.

Одним из компонентов этой системы как раз и являются диагностика и мониторинговые исследования сформированности духовно-нравственной сферы воспитанников суворовских училищ.

Для осуществления эффективной работы направленной на нравственное развитие учащихся и в частности на диагностику уровня такого развития, необходимо определиться с такими понятиями как «нравственность», «нравственное воспитание», «диагностика» как инструмент определения уровня нравственного развития, выявить основные критерии развития нравственности подростков.

В Большом толковом словаре русского языка под редакцией С.А. Кузнецова нравственность определяется как  внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе [1].

Р. В. Овчарова, рассматривает нравственную сферу личности ребенка как интегральное единство и взаимодействие его нравственного сознания, чувств, поведения, отношений и переживаний, динамика которых обусловлена характером интериоризации-экстериоризации базисных этических категорий (понятий) [4].

В современной психологии и педагогике не вызывает разногласий утверждение, что именно в подростковом и раннем юношеском возрасте идет наиболее интенсивный процесс формирования системы нравственных ценностей, который влияет на становление характера личности. Именно те основы нравственности, которые сформировались в подростковом возрасте, являются фундаментом, на котором строятся особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [2; 6; 7; 8].

Вопрос, который не перестаёт интересовать педагогов, это вопрос об определении уровня нравственности. Основным способом достигнуть данной цели является диагностика. Диагностику следует рассматривать, как оценочную процедуру, направленную на выявление ситуации, условий и обстоятельств, в которых протекает процесс. Ее главная цель – получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов [8].

Педагогическая диагностика, призвана ответить на следующие вопросы:

- что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать: какими методами пользоваться;

- где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности;

- при каких условиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс;

- каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию.

Сущность педагогического диагностирования состоит в том, чтобы:

- обнаружить изменения состояния существенных характеристик, признаков личности, индивидуальности участников педагогического взаимодействия, педагогического процесса;

- увидеть нормы или отклонения в изменении их состояния (ориентируясь на эталон);

- определить степень (уровень) развития;

- проанализировать полученные факты;

- установить закономерности, причины, вызывающие эти изменения;

- выработать обоснованный и конкретный план дальнейшего педагогического взаимодействия в целях развития участников педагогического процесса.

По мнению  многих авторов, уровень нравственности можно определить, через выявление знания и понимания у подростков сущности нравственных качеств, норм, правил, выявлением осознанности их принятия общечеловеческих ценностей и ориентированностью на них в любой, в том числе эстетической, творчески направленной деятельности, а также характером и уровнем эмоциональных проявлений.

Осуществляя диагностику уровня нравственного развития, необходимо выработать критерии такой диагностики, которые позволят делать обоснованные выводы о результатах процесса воспитания.

Подбор критериев и показателей – наиболее сложный этап в диагностической процедуре.

 Существует значительное количество показателей и критериев, уровня нравственного развития, которые могут варьироваться в зависимости от намеченных задач и целей диагностики. Среди наиболее репрезентативных критериев следует выделить:

- набор нравственных качеств личности;

- направленность личности;                        

- нравственную позицию личности;

- отношение воспитанников к обществу, учению, труду, людям;

- согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением;

- способность к сознательной саморегуляции поведения и самоорганизации деятельности.

Одним из подходов к диагностике нравственного развития, является подход, основанный на выявлении ключевых факторов характеризующих нравственное развитие подростка. Среди доминирующих факторов уровня развития нравственности следует выделить:

- ценностные ориентации воспитанников, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения и т. д.;

- коммуникативная культура;

- направленность личности;

- операциональные умения (организаторские качества личности).

То есть, в современных условиях развития системы образования, определение уровня нравственного развития обучающихся должно выявляться, через определение таких показателей, как:

- уровень осознанности, прочности и устойчивости представлений воспитанников об основополагающих нравственных ценностях;

- уровень развития способности воспитанников к самооценке и оценке нравственных ценностей и поступков окружающих;

- уровень сформированности интереса и целеполагания воспитанников на проявление нравственных качеств.

Говоря о развитии нравственности воспитанников суворовских училищ, в первую очередь мы говорим о воспитательной среде сложившейся в образовательном учреждении.

Воспитательную среду можно рассматривать, как «совокупность социальных, культурных, психолого-педагогических и пространственно-временных условий», которые способствуют становлению и реализации индивидуальности личности как субъекта воспитательного процесса [5].

Воспитательная среда училища имеет огромный потенциал, являясь одним из главных и эффективных факторов в формировании нравственных ценностных ориентаций у воспитанников. В воспитательной среде училища должны интегрироваться воспитательные воздействия всех субъектов воспитания (обучающихся, педагогов, воспитателе, родителей, представителей общественности и др.), что обеспечит объединение усилий всех заинтересованных сторон для реализации задач в достижении поставленных целей.

Организация образовательного пространства, должна способствовать наполнению внутреннего мира воспитанников гуманистически ценностным содержанием. Особая роль в решении этой задачи принадлежит нравственному воспитанию, нацеленному на формирование у взрослеющего человека потребности к саморазвитию, реализации физических и духовных сил.

Нравственное воспитание осуществляется в единстве урочной, внеурочной деятельности, а также деятельности вне училища, при совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества, что, к, и характеризует воспитательную среду училища.

В нашем училище воспитательная среда опирается на достижения и рекомендации современной психологии, педагогики, медицины, методики. В работе с воспитанниками учитываются их возрастные и психологические особенности.

Воспитательная среда училища способствует созданию единого образовательного процесса, который интегрирует урочную и внеурочную деятельность, что крайне важно для  нравственного развития суворовцев.

Таким образом, воспитательный потенциал образовательной среды, в сфере духовно-нравственного развития воспитанников училища, должен опираться на:

- на совместную работу психолога, медицинских работников, преподавателей и воспитателей, методистов училища, родителей, которая и формирует психолого-педагогический климат в коллективе, способствующий созданию внутреннего комфорта, условия для конструктивного диалога между воспитанниками и воспитателем;

- теоретическую и методологическую оснащённость, программы, в частности специальную методическую литературу, материалы по внеклассной и внеурочной работе, электронные пособия;

- использование современных, педагогических методик и технологий, направленных на  нравственное развитие воспитанников;

- активную личностную позицию воспитателя, его личный пример в конкретных жизненных ситуациях, уважение к своим подопечным;

- интеграцию урочной и внеурочной деятельности направленную на развитие нравственности воспитанников училища;

- наличие хорошо развитой материально-педагогической базы, наглядных материалов, стендов, плакатов, других средств визуальной передачи информации, которые направлены на развитие духовно-нравственных качеств личности;

- взаимодействие с социально-воспитательной окружающей средой: библиотеки, религиозные организации, воинские части, другие учебные заведения, творческие коллективы, музеи, спортивные организации, промышленные предприятия.

Важность диагностики уровня нравственного развития состоит в том, что именно на основании диагностики можно сделать предварительные прогнозы нравственного развития воспитанников, осуществить планирование системы воспитательной работы по переводу ребят  с одного уровня нравственного развития на другой.

В целях воспитания недостающих признаков нравственного поведения мобилизуются усилия педагогов, воспитателей, родителей, актива воспитанников и самого подростка. Результаты диагностики позволяют анализировать уровень нравственного развития как в повседневной воспитательной работе, в процессе деятельности и общения воспитанников, так и при проведении специальных форм анализа и самоанализа: на внеклассных мероприятиях, групповых обсуждениях, при индивидуальном собеседовании.

Стоит отметить, что работа, направленная на диагностику уровня нравственного развития суворовцев, требует постоянства, регулярности и системного подхода, существует необходимость дальнейшего развития системы диагностики уровня нравственного развития, как составной части учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, систематическая работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств воспитанников суворовских училищ и применение диагностических методик позволяет создать условия для осмысления подростками значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения к себе, людям, окружающему миру и успешной социализации и адаптации в обществе.

 

Список литературы:
1. Большой толковый словарь русского языка. – / Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
2. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
3. Колдунов Я.И. Нравственное воспитание личности. – Калуга: КГПИ, 2007. – 91 с.
4. Овчарова Р. В Развитие нравственной сферы личности подростка: монография. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. – 1\47 с.
5. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: Учебно-методическое пособие. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 243 с.
6. Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №6. – С.506.
7. Синицын, Ю.Н., Жирма, Е.Н., Хомутова, Н.А. Формирование духовно-нравственной культуры школьника: диагностика, анализ результатов и перспективы развития инновационного проекта. Методические указания. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2018. – 62 с.
8. Фролова С. Л. Диагностика нравственной воспитанности обучающихся: практикоориентированный подход: метод. пособие. – М.: АСОУ, 2017. – 52 с.