КОМПЕТЕНЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА XXI ВЕКА
Конференция: LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Педагогическая психология
LXXVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
КОМПЕТЕНЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГА XXI ВЕКА
Аннотация. В данной статье представлена характеристика начинающего педагога посредством анализа различных классификаций компетенций в условиях современной динамично развивающейся сферы образования.
Ключевые слова: начинающий педагог, компетенции, профессиональные навыки, профессиональное развитие, профессиональное становление, система образования.
Инновационные процессы реализуются сегодня практически во всех сферах человеческой деятельности. В частности, это относится к сфере образования. Что касается общего образования – школа должна поддерживать интерес к современным технологиям, социально-экономическим изменениям в обществе, развитию новых тенденций и направлений. К таким процессам относится национальный проект «Образование». Данный проект ориентирован на модернизацию сферы образования, в том числе и на развитие и становление современного педагога, владеющего новыми профессиональными навыками и компетенциями.
В связи с тем, что на сегодняшний день все более актуальным становится вопрос формирования надпрофессиональных навыков, поскольку они играют ключевую роль в успешной карьере, возникает вопрос о том, какие компетенции нужно развивать, чтобы стать конкурентоспособным на современном рынке труда и быть востребованным с точки зрения развития карьеры.
Обратившись ко всем имеющимся на данное время исследованиям ученых со всего мира, стоит сказать, что вопрос упорядочивания моделей soft skills все еще считается исследуемым. На данный момент единой классификации не существует так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящее под понятие «мягких» навыков, и эксперты в области управленческого консалтинга предлагают свои собственные классификации, включающие так или иначе схожие модели.
В рамках исследования «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенного Boston Consulting Group при поддержке WorldSkills Russia и Global Education Futures была создана модель компетенций 2025. Она включает ключевые универсальные компетенции, без освоения которых невозможно быть профессионалом в XXI веке. Среди ключевых компетенций выпускников выделяются такие, как:
- коммуникация;
- межличностные навыки;
- межкультурное взаимодействие;
- адаптивность;
- решение нестандартных задач;
- достижение результата;
- управленческие навыки;
- организованность, саморазвитие [3].
Эксперты предполагают, что к 2025 году рынок труда будет ориентирован на «человеческое в человеке», в общем, на все те универсальные компетенции, которые были представлены в их модели.
Специалисты из Общества научных исследований имени Макса Планка в Мюнхене, который является одной из ведущих и признанных во всем мире научно-исследовательских организаций Германии в области фундаментальных научных исследований, имеют свою классификацию моделей soft skills. Абашкина О.А., опираясь на исследования ученых, разделяет soft skills на четыре важнейших подгруппы, каждая из которых включает в себя определенный набор качеств и компетенций:
Таблица 1.
Модели soft skills по О.А. Абашкиной [1]
Личностная динамика |
Область межличностных отношений |
Стремление к успеху |
Выносливость |
- чувство ответственности; - стремление к достижениям; - уверенность в себе; - высокая мотивация. |
- контактность; - объективная самооценка; - сочувствие и переживание другим людям. |
- самоотдача; - мотивация к поддержанию статуса; - склонность к систематизации; -нициативность. |
- устойчивость к критике; - устойчивость к неудачам; - позитивная эмоциональная установка; - твердость жизненной позиции; - удовлетворен-ность работой. |
Данная классификация глубоко раскрывает сразу несколько аспектов, таких как межличностные отношения, психологические факторы, личностный рост и развитие в карьере.
Тренер-консультант тренинговой компании “Ars Vitae” Иванов Д.А. считает, что soft skills – это компетенции, которые сложно наглядно продемонстрировать, проверить и оценить. К ним относятся в основном коммуникативные и управленческие навыки:
- установление отношений;
- работа в команде;
- слушание и понимание собеседника;
- навыки убеждения;
- проведение переговоров;
- ораторское искусство;
- проведение презентаций;
- ведение дискуссий;
- решение проблем;
- разрешение конфликтных ситуаций;
- создание эффективных команд с учетом культурных различий;
- обучение других;
- мотивирование;
- лидерство;
- принятие решений [2].
Все перечисленные качества вполне можно сформировать на школьном этапе, что в последствии облегчит взаимодействие с людьми, поскольку в школе для обучающегося класс является командой, в которой также важно и нужно проявлять вышеперечисленные навыки.
Наиболее подробную классификацию предлагают аналитики мирового исследования World Economic Forum в “Future of Jobs report”, которые обозначили 35 «гибких» навыков. В их исследовании принимали участие всемирно известные работодатели различных отраслей. В соответствии с данными исследования в будущем будут востребованы модели способностей, базовых навыков и кросс-функциональных навыков, которые могут меняться в течение жизни и улучшаться в результате целенаправленных усилий.
Таблица 2.
35 моделей soft skills по World Economic Forum в “Future of Jobs report” [4]
Способности |
Базовые навыки |
Кросс-функциональные навыки |
1. Когнитивные способности: - когнитивная гибкость; - креативность; - логическая аргументация; -чувствительность к проблемам; -математическая аргументация; - визуализация. 2. Физические способности: - физическое здоровье; - мелкая моторика. |
1. Контент-навыки: - активное обучение; - устная коммуникация; - активное чтение; - письменные коммуникации; - информационная грамотность. 2. Процессные навыки: - активное слушание; - критическое мышление; - самоанализ и анализ других. |
1. Социальные навыки: - координация; - эмоциональный интеллект; - ведение переговоров; - умение убеждать; - клиентоориентированность; - обучение других. 2. Навыки решения сложных задач. 3. Системные навыки: - принятие решений; - системный анализ. 4. Навыки управления ресурсами: - финансовыми; - материальными; - человеческими; - тайм-менеджмент. 5. Технические навыки: - технологическая грамотность; - операционная грамотность; - програмирование; - контроль качества; - технологическая клиентоориентированность; - диагностика технических проблем. |
Таким образом, проанализировав выше предложенные классификации, очевидно, что ключевыми компетенциями являются коммуникация и работа в команде, ведь в настоящее время успех человека во многом зависит от его взаимодействия в обществе. Именно поэтому интерес к компетенциям учителя и потребность в них стали ещё сильнее и формировать их начинают еще на этапе вхождения в профессию.