Статья:

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Конференция: LXVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Коррекционная педагогика

Выходные данные
Королькова И.Е., Гребенюк И.И., Маслова И.Н. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам LXVII междунар. науч.-практ. конф. — № 11(67). — М., Изд. «МЦНО», 2022. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Королькова Илона Евгеньевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 15, РФ, г. Белгород
Гребенюк Ирина Ивановна
воспитатель, МБДОУ детский сад № 15, РФ, г. Белгород
Маслова Ирина Николаевна
воспитатель, МБДОУ детский сад № 15, РФ, г. Белгород

 

POSSIBILITIES OF USING A FAIRY TALE IN THE DEVELOPMENT OF DIALOGUE SPEECH IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

 

Ilona Korolkova

Speech therapist teacher, MBDOU kindergarten No. 15, Russia, Belgorod

Irina Grebenyuk

Educator, MBDOU kindergarten No. 15, Russia, Belgorod

Irina Maslova

Educator, MBDOU kindergarten No. 15, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные этапы формирования диалогической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития. А также цели и приемы коррекционной работы.

Abstract. This article discusses the main stages in the formation of dialogic speech in older preschoolers with general underdevelopment of speech. As well as the goals and methods of corrective work.

 

Ключевые слова: диалогическая речь; связная речь; старшие дошкольники; задержка психического развития; коррекционная работа.

Keywords: colloquial speech; colloquial speech; older preschoolers; mental retardation; correctional work.

 

Развитие связной речи является актуальной задачей коррекционной работы, непосредственно заключающейся в формировании личности дошкольника, непосредственно в воспитании его мировоззрения и культуры.

На развитие диалогической речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество для детей ­ это, прежде всего, сказки. Они наиболее интересны для старшего дошкольного возраста, так как этот жанр является самым доступным, из-за простоты и непосредственности изложения. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют развивать диалогическую речь детей самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрируют насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями (1).

Сказки – уникальный литературный жанр. Они обладают глубоким смыслом и знаниями, которые понятны ребенку лучше, чем другие виды искусства. В народных сказках можно отметить следующие характерные особенности: метафоричность, символичность, динамичность, отражение национального характера, в текстах сказок упускаются детали. Сюжеты народных сказок многообразны. Это и сказки о животных, об отношениях людей, о взаимоотношениях человека и животных, о быте. Традиционное направление в работе со сказкой заключается в ознакомлении ребенка с содержанием сказки, ее анализе.

Нетрадиционный подход подразумевает оригинальное восприятие сказки: придумывание событий, смешение сюжетов разных сказок, собственную интерпретацию образов, инсценировку событий. В связи с тем, что психические процессы у ребенка формируются взаимосвязано, то это позволяет оказывать целенаправленное воздействие на развитие ребенка. (4).

Если в системе логопедической работы целенаправленно использовать сказку, то это повысит уровень развития диалогической речи детей с ЗПР, так как сказка способствует развитию эмоционально-волевой сферы и основных компонентов языковой системы, из-за недоразвития, которых обусловлены трудности детей в овладении диалогической речью.

Сказка выполняет важные речевые и коммуникативные функции: лексико-образную; активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память; становление речевой культуры; развиваются основные языковые функции; развивающее - терапевтическую. В ходе логопедических занятий с использованием сказки возможна постановка таких целей (2):

  1. Создание на занятии благоприятной атмосферы, непосредственно обогащение эмоциональной сферы ребенка.
  2. Взаимосвязь зрительного, непосредственно слухового и моторного анализаторов.
  3. Эффективность игровой мотивации детской речи.
  4. Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка.
  5. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, непосредственно восприятия и выразительности.
  6. Совершенствование лексико-грамматических средств языка.
  7. Развитие диалогической и монологической речи.

Использование сказки в логопедической работе способствует развитию в детях старшего дошкольного возраста с ЗПР: активности, самостоятельности, творчества, эмоциональности, произвольности, диалогической речи.

Л.Д. Короткова в своей книге «Сказкотерапия для дошкольников и детей младшего школьного возраста» рекомендует методическую систему работы над сказкой, непосредственно, которая состоит из 2-х этапов (3):

1 этап включает в себя следующие виды работы: чтение сказки; беседу по сказке на нравственно - духовную тематику, эмоциональное переживание; речевую зарядку (словарная работа, развитие фразовой речи, знакомство с фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками; развитие мышления и воображения (вопросы по сказке, задания на преобразование сюжета, героев, обучение умению выражать свою позицию, оценку событиям и героям); арттерапия (развитие воображения, восприятия, формирования чувства красоты, мелкой моторики)

2 этап предполагает следующие виды совместной деятельности: беседа по содержанию сказки; инсценирование эпизодов или всей сказки; психогимнастика; работу над выразительностью речи, непосредственно тембром голоса, непосредственно выражением настроения; игровая психокоррекционная работа (снятие тревожности, непосредственно замкнутости, непосредственно страха и т.д.).

Можно выделить основные направления логопедической коррекционной работы при использовании сказки:

  • формирование культуры речи;
  • развитие артикуляционной и мелкой моторики, непосредственно речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
  • совершенствование фонематического восприятия, непосредственно правильного произношения, непосредственно грамматического строя речи;
  • развитие монологической и диалогической формы речи, непосредственно мыслительных навыков и творческой самостоятельности детей.

В системе работы со сказкой О.А.  Шорохова выделяет три этапа работы с дошкольниками с ЗПР (5).

Первый этап подразумевает познавательно-аффективную ориентировку, целью которой является осмысление сюжетов сказки с помощью языковых средств выразительности, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование реплик героев, ритмизация эмоциональных состояний, выразительное исполнение в мимике и движениях сказочного образа.

Второй этап – это словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Целью данного этапа является овладение навыками управления своими поведенческими реакциями с помощью составления развернутых словесных описаний, полученных ощущений при восприятии тембра, динамики, мелодики музыкальной композиции, выполнении выразительных движения и ритмического рисунка.

Третий этап подразумевает выражение замещающей потребности. Цель данного этапа - приведение в равновесие эмоционального поведения дошкольников с ЗПР и выразительного слова через передачу эмоциональных проблем и актуальных переживаний — потребностей в играх-фантазиях по сказке. Особое место О.А. Шорохова в своих исследованиях отводит речевым играм, словесному фантазированию по музыкальной композиции и словесное рисование. Они широко используются на разных этапах работы со сказкой в тесной связи с другими методами и приемами.

Словесное фантазирование по музыкальной композиции рекомендовано автором для старших дошкольников. К этому возрасту у детей накапливается значительный запас слов, вырабатывается критическое отношение к собственным и чужим грамматическим ошибкам; активно развивается воображение, стимулирующее творческие проявления. Поэтому особое внимание в логопедической работе со сказкой уделяется словесному фантазированию по музыкальной композиции. Так, прослушав музыкальный отрывок, дети придумывают возможные варианты продолжения сказки, подходящие к характеру, динамике, мелодике музыкального образа, и драматизируют придуманную историю.

Словесное рисование подразумевает воссоздание мысленно представляемых эпизодов и эмоциональных состояний героев в проблемных ситуациях требует определенной децентрации (умения стать на позицию другого). Поэтому этот метод рекомендован автором на старшую группу. К этому возрасту ребенок накапливает жизненный и литературный опыт. При этом взрослый помогает применить уже имеющиеся знания в новых условиях. Обсуждая, как можно воссоздать образ героя с помощью красок, ребята проникают в сферу ею мыслей, чувств и состояний, поднимаются на новый уровень более глубокого понимания эмоционального подтекста сказки (5).

Использование сказки на логопедических занятиях предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров).

 

Список литературы:
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии /— СПб.: ООО «Речь», 2000. - 310с.
3. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста /– М.: ЦГЛ, 2006. –  144 с.
4. Сказка как источник творчества детей / Науч. рук. Ю.А. Лебедев. - М.: Просвещение, 2001. - 235 с.
5. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников // ТЦ «Сфера» – М., 2006. – 208 с.