РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Конференция: LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Теория и методика обучения и воспитания
LIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Важным элементом новой идеологии воспитания выступает идея «Мәңгілік Ел», которую Глава государства изложил и обосновал в Послании народу Казахстана «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» [1]. Это совершенно новая концепция в отечественной истории «документальная форма общенациональной идеи, это емкая, уникальная программа идентичности единства казахстанцев. В нем связаны воедино вопросы экономики, политики, морали, веры, нашего видения в глобальном мире» [2]. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов сегодня является формирование модели образования страны, основанной на национальных идеях, национальных ценностях и приоритетных интересах нации.
Знание и уважение к отечественной истории - основа любви к Родине. История - важный индикатор настоящего и будущего народа. Предмет история играет важную роль в воспитании у молодежи любви к своему народу, земле, национальной гордости. Историческое образование играет особую воспитательную роль в воспитании у молодежи патриотизма, нравственности и стойкости. Об этом свидетельствует исторический опыт таких стран, как Япония, Финляндия, Швеция, которые идут по пути устойчивого экономического развития в привитии молодежи мудрости нации в воспитании поколений, культурных и духовных ценностей.
Важно уважать моральные и этические качества исторический личностей, представлять их нравственные поступки молодым людям как образцы для подражания. У нас есть богатое образовательное наследие, оставленное учеными и мыслителями. Сегодняшняя молодежь, если она познает мудрость нашего народа в воспитании поколений, историческое и культурное наследие, благородные традиции, вырастет хорошими гражданами и найдет свое место в жизни. В воспитании молодых людей, которые заботятся о народе, для пропаганды поучительной жизни исторических личностей, для того, чтобы подавать пример для нынешнего молодого поколения подвигами исторических личнотей – важное место занимает изучение истории в школе.
Основная цель преподавания предмета истории в школе - формирование социально активной, разносторонней творческой личности с научным и гуманистическим мировоззрением. В связи с этим при планировании и организации уроков истории стоит особое внимание уделять не только образовательной составляющей обучения, но и на воспитательный компонент урока для достижению наилучших результатов.
Реализация патриотического акта «Мәңгілік Ел» в содержание предмета «История Казахстана» способствует пониманию исторического опыта и его уроков, социального прогнозирования (понимания сути сегодняшнего дня, неизменности прошлого и альтернативы будущего), формированию гражданина и патриота, закреплению общечеловеческих ценностей, сформированных веками.
В школе с 5 по 11 классы преподается предмет «История Казахстана». Содержание обучения предмету имеет свои особенности.
Особенности организации содержания:
– осуществляется тесная межпредметная связь между историческими предметами, что позволяет исключить дублирование учебного материала, а также рассматривать историю Казахстана в контексте мировых исторических процессов;
– осуществляется направленность на развитие навыков исторического мышления (исследование, анализ, понимание и объяснение исторических процессов и явлений);
– делается упор на изучение материала, способствующего формированию у обучающихся исторического сознания, национальных и общечеловеческих ценностей. [3].
Разработка среднесрочного плана по предмету история в 7 классе предусматривала формирование у учащихся национальных ценностей на основе патриотического акта «Мәңгілік Ел» на основе учебной программы, направленной на преподавание истории в 5-9 классах [4].
Изучение предмета должно быть направлено на формирование духовно-нравственных качеств и патриотических чувств, гражданской ответственности учащихся, развитие национального самосознания и толерантности, укрепление светских ценностей и формирование осознанного: «Внедрение ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел» в учебные программы позволит воспитывать подрастающее поколение в духе нового казахстанского патриотизма». Для этого постаралась связать каждое направление идеи «Мәңгілік Ел» с разделами программы по предмету, как показано в Таблица 1.
Таблица 1.
Реализация ценностей национальной идеи «Мәңгілік Ел» на примере долгосрочного плана по предмету «История Казахстана» за 7 класс
Ценности патриотического акта «Мәңгілік Ел» |
Разделы по предмету «История Казахстана» в 7 классе |
Независимость и Астана |
7.1A Казахско-джунгарские войны |
Общенациональное единство, мир и согласие |
7.1 В Казахское ханство в XVIII веке |
Светское Государство и Высокая Духовность |
7.2 A Культура Казахстана в XVIII веке |
7.4 А Культура Казахстана в XIХ- начале ХХ веков |
|
Устойчивый экономический рост на основе инноваций. |
7.2 В Колонизация и народно-освободи- тельная борьба |
Общество Всеобщего Труда |
7.3 A Колонизация и народно-освободительная борьба |
Общность Истории, Культуры и Языка. |
7.3 B Казахстан в составе Российской империи |
Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем. |
7.3 С Казахстан в составе Российской империи
|
Для каждой ценностной области возможно применение определенных подходов и приемов обучения.
- Независимость и Астана. В данном разделе можно использовать метод «Открытый микрофон», чтобы обсудить влияние идей исторических личностей, стоящих у истоков борьбы за независимость, на ход исторических событий. Можно также организовать исследовательскую работу «Ордабасы –сердце Родины»
- Национальное единство, мир и согласие. На уроках используется коллективный способ обучения, который предполагает применение как индивидуальной, так и парной и/или групповой форм работы. При этом соблюдается принцип «Один за всех и все за одного». Внедрение таких приемов парной и групповой работы как «Вопрос-ответ», «Каждый учит каждого», «Мозговой штурм», помогут ученикам развить умения выстраивать диалог, высказывать свое мнение, оказывать поддержку и т.д.
- Светское Государство и Высокая Духовность. В этом разделе будут затронуты такие исследовательские темы, как «Ценность и значимость обычаев и традиций казахского народа», «Достижения прикладного искусства казахов», «Особенности развития образования и просвещения. Создание доски «Замечательные слова на сегодня» поможет мотивировать учащихся к изучению биографии исторических личностей, а также будет побуждать подрастающее поколение красноречиво говорить и совершать великие дела.
- Устойчивый экономический рост на основе инноваций. Одним из способов эффективного проведения такого урока будет применение формата интеллектуальных мероприятий в виде конференций, деловой или ролевой игры, так как это поможет развить у учащихся навыки исторического мышления с особым упором на развитие навыков критического и креативного мышления, в том числе аргументация, обсуждение, интерпретацию событий и т.д., а не на детальное изучение фактов.
- Общество Всеобщего Труда. Данное направление предполагает разработку и реализацию приемов активного обучения, применения форм коллективного способа обучения, выполнения творческих заданий на уроках истории, то есть таких заданий, где ученики смогут эффективно добывать и переработать полученную информацию, представить ее в визуальных органайзеров (интеллект-карт, постеров, комиксов, кластеров и т.д.), которые способствуют развитию свободы и культуры мышления. Также в реализации этого направлении будут очень важны задания по изучению жизни и деятельности исторических персоналий, которые внесли важный вклад в становление и развитие Независимого Казахстана.
- Общность Истории, Культуры и Языка. Использовать исторические термины на уроке на трех языках. Эффективно использовать такие методы, как написание исторического эссе на такие темы: «Судьба земли-судьба страны», «Восстание было не избежным».
- Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем. Проведение музейного урока в школе или экскурсия в этнографический музей смогут развить у учащихся историчекое сознание, уважения к истории своей страны. Предлагаю такие темы исследовательских работ для данного раздела: «Ярмарка в жизни казаха-кочевника», «Роль казахской степь в развитие транзитных торговых путей», «Влияние развития капиталистических отношений на экономику Казахстана».
Если не выбрать лучшие способы повышения мотивации учеников, качество знаний учеников может снизиться. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на личностное развитие и профессиональную ориентацию ученика. Педагогическая практика очень помогает избежать негативных ситуаций.
«Каждый человек имеет заложенный в нём потенциал. Задача образования – выявить, раскрыть и реализовать такой потенциал. Руководящей основой образования и ключевым педагогическим понятием выступает миссия ученика как человека. Миссия человека есть то, что следует из смысла его существования» [5]. Сегодня мы пришли к пониманию, что «цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества», что «самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только» [6].
Процесс качественного обучения учащихся направлен на запоминание информации, понимание и осмысление полученных знаний и их применение в повседневной жизни. Это позволяет учащимся овладеть «навыками XXI века», то есть широким спектром компетенций.
В рамках проекта по выявлению и отбору компетенций, разработанного Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), компетенция «более сложна, чем просто знания и навыки. Она включает в себя способность мобилизовать психологические ресурсы (включая навыки и жизненные принципы) в определенных ситуациях и решать сложные проблемы на их основе [7]. Например, способность эффективно общаться - это компетенция, основанная на языковых навыках человека, практических навыках в области информационных технологий и его способности общаться с другими людьми. Очевидно, что внедрение ценностей «Мәңгілік Ел» через содержание предмета и эффективное препопадавание истории на основе активных методов обучения, подготовят патриотичное, трудолюбивое, самоотверженное поколение, обладающее «навыками XXI века», которое позаботится о стране и земле.