РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММНО – ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «РЕЧЬ: ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Конференция: LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Коррекционная педагогика
LIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММНО – ДИДАКТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «РЕЧЬ: ПЛЮС. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Современные подходы к дошкольному образованию детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, определяются «Федеральным государственным стандартом дошкольного образования» (ФГОС ДО). В соответствии с ним развитие связной монологической речи рассматривается как главная задача познавательно-речевого развития детей.
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Развитие речи – процесс сложный, творческий.
Если у детей с нормальным речевым развитием развитие монологической речи является довольно сложным процессом, то у детей, которые имеют общее недоразвитие речи, этот процесс усложняется многократно.
Появление в жизни дошкольника новых видов деятельности, усложнение его общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые вовлечен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, произносительной стороны, грамматического строя, связной речи). Формирование речевых умений происходит в три этапа.
На первом этапе (репродуктивном) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений).
На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед.
На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире.
Второй год в нашей группе кроме ООП, основой которой является программа «От рождения до школы», реализуется инновационный проект – Программа «Вдохновение» [4].
Сквозным целевым ориентиром образовательной деятельности по Программе «Вдохновение» является развитие речи ребенка. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследований в области дошкольного детства. Подходы дифференцированного обучения позволяют выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, обеспечивая работу в его зоне ближайшего развития, и при этом добиться высоких результатов всей группы [4]. Программа «Вдохновение» обеспечивает преемственность с начальным уровнем образования.
Программа продвигает идею полноправного участия ребенка в образовательном процессе. Принцип участия ребенка в обсуждении вопросов, касающихся его образования, и принятии решений закреплен в Декларации ООН о правах ребенка (ст. 12 и 13).
Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей. Программно-дидактический комплекс «Вдохновения» – «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду» – способствует формированию у ребенка устойчивых навыков и умений по всем необходимым для коммуникации и обучения в начальной школе направлениям речевого развития: устная речь, чтение, письмо. [4].
С комплектом «Речь: плюс» речевая среда группы сразу обогатилась множеством занимательных игр и материалов.
Комплект содержит материалы для организации полноценного, грамотного и эффективного речевого развития детей дошкольного возраста: рабочие и диагностические тетради, игровые материалы и картотека игр для детей, а также методические материалы для взрослых, в том числе журнал для ведения наблюдений, описание средств и методов педагогической поддержки ребенка.
Большой выбор игр открывает педагогу возможности для дифференцированного подхода к развитию детей, предоставляет возможность для формирования индивидуальных маршрутов для речевого развития каждого ребенка, позволяет ребенку ощутить радость общения со сверстниками и взрослыми.
Материалы программно-дидактического комплекса позволяют гибко использовать его как при проектировании образовательного процесса в ДОО, так и в организации речевого развития в условиях семьи и начальной школы.
СЛОВАРЬ: Домино; «Обобщения»; Наборы фигурок; «Животные»; «Люди»; Пазлы «Многозначные слова»; Пазлы «Антонимы»; Игра «Старик-годовик»; «Профессии»; «Фразеологические обороты».
ГРАММАТИКА: Трафареты «Какой? Какая? Какое? Какие?»; Карточки «Собери картинку»; Игровые поля «Город», «Парк» и наборы фигурок «Транспорт», «Животные», «Люди» к полям; Игра «Один — много».
ПРОИЗНОШЕНИЕ: «Звуковое лото»; «Поддувалочки» (материал на CD); Игра «Слоги».
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ: «Кубики историй (речевые кубики)»; Пазлы «Сказки»; Куклы на руку; Микрофон.
ГРАМОТА: Планшет «Звуковой анализ слова»; Набор «Типография»; Набор «Трафареты»; Карточки и бланки для «Типографии» и «Трафаретов»; Набор «Буквы»; Книжки-самоделки, открытки.
Собирая «соты» и «пазлы», рассказывая друг другу истории и сказки с кубиками и персонажами, выступая перед аудиторией с микрофоном или «по телевизору», исследуя речевые плакаты «Времена года» и играя на них с фигурками и кубиками, дети стремительно раскрывают потенциал своих речевых возможностей. В игре они осваивают диалогическую и монологическую формы речи, расширяют словарный запас, учатся грамотно строить речь. Планшет «Звуки и слоги» помогает развить фонематический и фонетический слух как обязательное условие будущего грамотного письма.
А с комплектом материалов для знакомства с буквами и подготовки к письму каждый ребенок в своем темпе освоит эту увлекательную науку. Ему предстоит множество интересных занятий – от составления буквы из элементов до полноценного комплекса «издательских работ» с трафаретами и «Детской типографией».
Инструменты реализации Программы речевого развития: методические рекомендации – рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений; организации игр, упражнений и заданий; таблицы наблюдений, предназначенные для записи наблюдений за развитием каждого ребенка; картотека игр и заданий – подробные описания игр и заданий с материалами из коробки.
Большинство материалов многофункциональны, на что указывает соответствующий цветовой индикатор на карточках, и могут использоваться для реализации нескольких направлений и задач речевого развития. К каждому дидактическому материалу разработаны карточки с описаниями игр и заданий, которые педагог может предложить детям. Для всех материалов предусмотрено несколько вариантов игр и заданий – по принципу увеличения сложности.
Представленные материалы соответствует ФГОС ДО и могут использоваться в образовательных организациях, реализующих образовательную деятельность по основной образовательной программе «Вдохновение», а также по другим программам, предполагающим разнообразные игровые формы для речевого развития детей.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. Чем лучше будет развита его речь, тем выше гарантия его успешного последующего обучения.