Европейский опыт религиозного образования в отечественной перспективе
Конференция: XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
XXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»
Европейский опыт религиозного образования в отечественной перспективе
European experience of religious education in the domestic perspective
Ivan Paramonov
Cand. ped. Sciences, Associate Professor Head of the Theology Department Missionary Institute of Yekaterinburg the diocese of the Russian Orthodox Church, Russia, Yekaterinburg
Olga Kalinina
Student Missionary Institute of Yekaterinburg the diocese of the Russian Orthodox Church, Russia, Yekaterinburg
Аннотация. В статье рассматривается целесообразность обращения к исследованию европейского опыта религиозного образования в государственной школе. Авторы показывают особенности преподавания религии в современных условиях европейских стран и эффективность применения педагогического опыта по вопросам включения религиозной составляющей в общеобразовательную программу российских школ.
Abstract. The article considers the feasibility of resorting to the study of the European experience of religious education in a public school. The authors show the features of teaching religion in modern conditions and the effectiveness of the use of pedagogical experience of European countries on the inclusion of the religious component in the general educational program of Russian schools.
Ключевые слова: религиозное образование; неконфессиональное образование; государственная школа.
Keywords: religious education; non-confessional religious; state school.
Актуальность темы статьи обусловлена масштабными преобразованиями на современном этапе развития системы школьного религиозного образования и их вовлеченностью в интеграционные процессы, происходящие в условиях всемирной интернационализации и глобализации общества.
Религиозное образование, являясь одной из традиционных составляющих классического образования в Европе, представляется для современной российской науки достаточно новой областью исследовательской и практической деятельности.
Религиозное образование в государственных школах в большинстве европейских стран является частью учебной программы, однако его задачи в разных странах отличаются. Межъевропейская комиссия по делам церкви и школы (ICCS) стремится донести информацию о состоянии религиозного образования в европейских странах, с помощью научных публикаций, международных конференций до исследователей, ученых, преподавателей разных стран. Целью является – заложить фундамент для специалистов по религиозному образованию, которые интересуются, что происходит в странах Европы и желание понять значение религиозного образования в европейских школьных системах. В разных странах Европы существуют разные подходы к религиозному образованию, они определяются различными факторами: роль и ценность религии в обществе, отношение между государством и религией, структура образовательной системы, история и политика. Там, где преобладает католическое население, (Италия, Португалия, Ирландия, Польша) католицизм глубоко укоренился в культуре, поэтому религиозное образования находится под влиянием духовенства, несмотря на то, что законом гарантировано право на свободу вероисповедания. В культуре и обществе явно доминирует одна религия, или деноминация. Там, где религия строго отделена от государства (Франция), религиозное образование преподается в частных школах, в государственных школах преподавание религии проходит в качестве междисциплинарной темы, включенной в курсы истории и философии, тем не менее, в последние годы развернулась серьезная дискуссия о потребности в получении знаний о религии в рамках самостоятельного предмета. По признанию самих учителей, базовые знания о религии нужны ученикам для изучения и понимания истории, искусства и даже французского языка. Кроме того, все большее влияние на французское общество сейчас оказывает ислам. В Нидерландах две трети всех школ – христианские, тогда как одна треть сохраняет нейтральный статус в отношении религии и мировоззрения, но и в таких школах родители все чаще обращаются с просьбой о возможности получения образования в области религии [7, с. 1-6].
В XXI веке особо подчеркивается важность включения в учебную школьную программу предмета о религии. В целом можно выделить три основных подхода к религиозному образованию в Европе: конфессиональный, религиоведческий и неконфессиональный, в последнее время предпочтение отдается неконфессиональному подходу – как результат необходимости отреагировать на возрастающий плюрализм культур и религий.
В некоторых землях Германии, частично Швейцарии, Австрии, Бельгии, центральной и восточной Европы религиозное образование ориентировано конфессионально и практикуется преподаванием не только католическим и протестантским учением, но также включает православное, иудейское, мусульманское, буддийское, при этом учащиеся имеют возможность выбирать альтернативные предметы, такие как этика или философия. Следует отметить, что в европейских государственных школах, в последнее время, появилась тенденция, при выборе родителями конфессионального религиозного образования, выбирать изучение Православия, это связано с тем, что в Православии сохраняются традиционные духовно-нравственные ориентиры: полноценная семья, труд, добро, честность, ответственность, милосердие, порядочность, сопереживание, вежливость.
Во многих странах – например, в Норвегии, Швейцарии, Англии религиозное образование в государственных школах преподавание переходит от конфессионального ориентированного подхода к неконфессиональному, как результат необходимости отреагировать на возрастающий плюрализм культур и религий.
В большинстве стран, где преобладает религиоведческий подход (Дания, Швеция, Норвегия и др.) право выбора отсутствует, однако в ряде государств (Англия, Уэльс и Шотландия) такое право есть. Основная цель такого подхода заключается в том, чтобы сообщить знания и понимание религии, а также соприкоснуться с религиозными переживаниями человека. Религиоведческий подход осуществляется под руководством государства. Это означает, что оно придерживается нейтральной позиции в отношении мировоззренческих и религиозных вопросов, что гарантирует религиозное образование в равной степени для всех конфессий и религий.
Все указанные подходы к религиозному образованию стоят перед вызовом стремительного изменения ситуации в обществе. Такие проблемы, как секуляризация, индивидуализм, плюрализм и глобализация оказывают влияние на религиозное образование. Одним из следствий этого является тенденция к индивидуализации религии. Религия становится предметом свободного выбора, жизненного стиля, личного предпочтения. В европейских странах конфессиональный подход уже не может фокусироваться исключительно на одной конкретной конфессиональной традиции. Необходим гораздо более сильный акцент на межрелигиозное обучение, ради взаимного понимания и развития уважения к другим конфессиональным традициям и мировоззрениям. Задача концептуализации религиозного образования в диалоге с другими вероисповедными традициями – важный фактор движения вперед.
Традиционная классификация религий, как различных вероисповедных систем, должна уступить место типологии изучения религии. В Европе типология религиозного образования основана на здоровой религиозности, но в то же время, она дает описание критического религиозного восприятия, поэтому задача религии - предупредить опасные социальные явления, такие как: религиозный экстремизм и фанатизм, различные формы агрессии на почве религиозной нетерпимости.
Во многих европейских странах повышается значимость научно-педагогического обоснования присутствия религии в содержании школьного образования. В результате использования гуманитарных, диалоговых подходов к преподаванию религии в государственной школе, межконфессиональное общество оказывается менее упорядоченным, в сравнении с обществом предшествующих эпох не только по национальному и сословному, но и по конфессиональному признаку. В таком современном обществе принятие педагогикой направления в образовании на идеал конкретного знания, закрепленного личным опытом и внедрения в образовательную программу культуру диалога, выделяет приоритетные подходы педагогической инновации европейской государственной школы. Следуя этим приоритетам, неконфессиональное религиозное образование приобретает черты гуманитарного образования, и эта тенденция может рассматриваться, как одна из наиболее значимых явлений в педагогике последних десятилетий, как становление нового подхода к изучению и преподаванию религии в государственной школе [6, с. 315-316].
В области религиозного образования гуманитарность выражается, прежде всего, в новом понимании педагогического отношения между учителем и учащимся. Статус учащегося как участника педагогического процесса повышается. Диалог между учителем и учащимся интерпретируется как взаимодействие разных горизонтов восприятия. Парадигмальный рост восприятия, сопровождающийся гуманитарным способом мышления школьного религиозного образования, следует рассматривать как прогрессивное явление в истории европейской педагогики. В этом случае религиозное образование развивается в условиях отсутствия единомыслия и одинаковости и признания множественного равенства учащихся.
В российских государственных школах религиозное образование проходит путь своего становления в качестве самостоятельного научного предмета о религии, поэтому обращение к опыту европейских стран представляется полезным по ряду причин: во-первых, в Европе религиозное образование как наука исторически существовало в школьной среде; во-вторых, необходимо изучать, на каких принципах построено европейское религиозное образование, и увидеть возможности адаптации к реалиям нашей страны и культур; в третьих, религиозное образование в России исторически, оказалось вне школьной среды, и было отнесено к сфере духовного образования. Это было вызвано атеистическим направлением, выбранным Российским государством в годы советского режима.
Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отмечает, что отсутствие в государственных школах предмета о религии, в этот исторический период, привели к отсутствию, у большинства учащихся и их родителей, опыта церковной жизни, потере религиозных традиций. В настоящее время перед религиозным образованием стоит задача знакомить детей с религиозной теорией и практикой» [5, с. 14-16].
Изучение европейского опыта не означает того, что этот опыт нужно автоматически копировать. Подход к изучению религии в российской общей школе должен быть основан на историческом, культурном опыте нашего общества, на современных педагогических технологиях. На сегодняшний день, взаимодействие Российского государства с религиозными организациями традиционных конфессий в обучении и воспитании детей и молодежи находится в самом зачатке своего развития.
Утверждая потребность и пользу международного обмена и сотрудничества в сфере религиозного образования, следует отметить, об имеющихся препятствиях и проблемах, которые сдерживают применение европейского опыта в развитие религиозного образования российских школ. Во-первых, это проблема терминологии. Общей точкой отсчета является школьный предмет, который входит в общую учебную программу, однако здесь обнаруживается, что термин «религиозное образование» вовлечен в различные контексты с различными системами координат и историческими предпосылками. Во-вторых, проблема языковых и культурных барьеров, разделяющие наши страны. В-третьих, различия в существующих системах образования.
Отметим существенные отличия по вопросу религиозного образования в России от Европейских стран:
- в подготовке преподавателей, например, в Италии к допуску преподавания религиозных предметов требуется, кроме диплома профильного заведения, проходить на конкурсной основе. Также у католического епископа, руководящего вверенной ему епархией, есть механизм воздействия на учителей, непрошедших необходимых требований к преподаванию религии, так называемый «Отзыв права преподавания в школе»;
- в количестве учебных часов, выделяемых на изучение дисциплины. На данный момент в России это лишь четвертый класс - последний класс начальной школы [9, с. 169]. В Италии религиозное обучение представляет собой целостную систему и охватывает дошкольное образование, начальную и среднюю школы в полном объеме, что позволяет оказывать существенное влияние на мировоззренческие позиции подрастающего поколения. В Англии, Германии, Скандинавских странах, религиозное образование делится на дошкольное, начальное, среднее и высшее.
В настоящее время в российских государственных школах проходят занятия, связанные с преподаванием дисциплин духовно-нравственного содержания и выделены в отдельный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». К преподаванию комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» допускаются лица, прошедшие курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки по указанному направлению.
Идея европейских педагогов, приведения религиозно-образовательных программ в соответствие с потребностями и возможностями учащихся, имеет сегодня существенное значение и перед российским образованием. Проблемы, стоящие перед отечественной педагогикой схожи с европейскими. Перед религиозным образованием российской государственной школы возникает ряд новых требований, продиктованных межконфессиональным и мультикультурным современным обществом.
А.В. Бородина - автор и разработчик учебных курсов «Основы православной культуры» пишет, что «качество религиозности молодого поколения изменилось не в лучшую сторону, между учителем и учащимися растёт взаимонепонимание, как представителями двух разных культурных эпох» [4, с. 14-16]. Наша страна восприняла идею секуляризации культуры и осуществила ее на практике в виде научного атеизма, что привело:
- к массовому росту религиозной безграмотности и снижению уровня общей гуманитарной подготовки выпускников государственных школ;
- к потере педагогической преемственности в области религиозного образования;
- к изоляции отечественной педагогики от мирового развития теории и практики школьного религиозного образования.
Религиозное образование в России может быть востребованным, если оно покажет свою способность удовлетворять следующим противоречивым ожиданиям:
- российское общество ожидает, что религиозное образование будет способствовать разрешению социальных конфликтов и вносить свой вклад в мирное сосуществование представителей разных религий и культур;
- родители надеются, что школа сумеет дать религиозное образование, которое они не в состоянии дать детям дома;
- религиозные объединения рассчитывают на аутентичную репрезентацию религиозной традиции в процессе преподавания;
- политики ожидают, что посредством религиозного образования будет реализован присущий религии этический потенциал и обеспечено приобщение к нему учащихся.
Вместе с тем, мир продолжает стремительно развиваться и Россия вынуждена не отставать от новой исторической ситуации, на ходу обучаясь тому, что европейские страны естественным образом проходили в течение десятилетий. Россия должна сохранить свое международное влияние не только в качестве ядерной, но и культурной державы.
С правовой точки зрения, Конституция РФ (ст. 14) содержит следующее фундаментальное положение, определяющее взаимоотношения государства и общества в религиозной сфере: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [1, с. 6].
Применение этих основополагающих норм к вопросу о религиозном образовании регулируется законодательно в двух плоскостях: в плоскости образовательной – Федеральным Законом РФ № 273 от 29.12. 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации [2, ст. 87], и в плоскости религиозного права – Федеральным Законом № 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» [3, ст. 1-27]. Эти законы показывают принципы, на которых строится государственная политика в области образования и называют светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях. Принятые данные законы в нашей стране открывают широкие возможности осуществления любых светских форм религиозного образования в государственных школах в рамках школьного компонента общеобразовательной программы. Важным достоинством российского законодательства является то, что оно полностью соответствует нормам международного права [8, 23-27].
Ориентируя российскую религиозную педагогику на школьное воспитание, необходимо адаптировать положительный опыт исторического развития страны и вместе с тем, необходимо избежать опасности создания некоторого подобия существовавшее в советский период идеологического подхода. Религиозному образованию в России, так же как и на Западе, предстоит решить проблему взаимоотношения образования и религии, определить грань его зависимости от богословия.
Зарождающаяся в России религиозная педагогика должна обращаться не к абстрактному образу априорно религиозного человека, а к человеку, живущему здесь и теперь, социализированному в актуальных социально-политических условиях, подверженному воздействию рекламы и общества потребления, ценящего свободу и образование, находящемуся в поиске ценностей и смыслов. Несомненно, значимым в этом процессе формирования новой для России научной и практической дисциплины - религиозной педагогики - становится обращение, как к позитивному, так и к негативному международному опыту, принимая участие в научных конференциях, разработке совместных программ, как исследовательского, так и религиозно-духовного содержания.
Религиозное образование - непрерывный процесс, нацеленный на повышение религиозной компетентности учащихся и молодых людей, что непосредственно влияет на увеличение качества образования. Между учеными, занимающимися религиозным образованием, ведется дискуссия о возможности международного соглашения на основе базовых критериев относительно того, что следует считать хорошим качеством религиозного образования, в особенности в рамках стран Европейского союза. Такие критерии могут быть определены только посредством общего критического диалога. Также необходимы базовые стандарты для религиозного образования, которые должны быть гарантированы во всех странах независимо от их конкретной ситуации. Современный немецкий ученый, педагог Фридрих Швайцер предложил пять стандартов школьного религиозного образования:
- религия может и должна преподаваться в соответствии с общеобразовательными критериями (преподавание должно быть качественным в педагогическом смысле);
- религиозное образование несет общественно значимую нагрузку и должно выстраиваться с этим учетом;
- религиозное образование – должно включать некоторые аспекты межконфессионального и межрелигиозного обучения отвечающего ситуации возрастающего плюрализма многих стран то есть иметь диалогическое качество и вносить вклад в сохранение мира и развитие самоуважения.
- религиозное образование должно основываться на праве детей на религию и религиозное образование – педоцентрический подход, основанный на правах ребенка.
- преподаватели религиозного образования должны быть профессионалами, в смысле достижения определенного уровня самопонимания и профессиональной рефлексии, обретаемые, как результат академической подготовки и делающего возможным критическое принятие собственной религиозной идентичности и жизненного пути [6, ст. 401-405].
Необходимым условием эффективности религиозного образования в современной государственной школе является сотрудничество представителей трех профессий – педагогов, богословов и религиоведов. Такое сотрудничество обеспечивает прочную базу для углубления и обогащения академической традиции, развивающего обучения «у религии», получающей все более широкое мировое признание и оказывающей значительное влияние на инновационное движения в других базовых моделях религиозного образования.
Проживающие в России национальные и религиозные меньшинства должны изучать культуру русского большинства населения нашей страны, а преподавание в российских государственных и муниципальных образовательных учреждениях знания о православной русской культуре не нарушает прав атеистов или верующих других религий [10, с. 27].
Таким образом, перед современным российским обществом стоит задача – найти оптимальный способ преподавания религиозных знаний, не ограничивая многообразия форм представления этих знаний в разных социокультурных и цивилизационных условиях. Изучение и использование педагогического опыта европейских стран, в вопросах включения религиозной составляющей в общеобразовательную программу российских школ, несомненно, будет способствовать расширению духовно-нравственных ценностей молодежи.