Статья:

Использование и роль современных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики в высшей школе

Конференция: IV Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: педагогика и психология»

Секция: Теория и методика профессионального образования

Выходные данные
Уленгова Т.Г., Ряйсянен Т.Н. Использование и роль современных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики в высшей школе // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам IV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(4). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 66-71.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Использование и роль современных электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания математики в высшей школе

Уленгова Татьяна Георгиевна
старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск
Ряйсянен Татьяна Николаевна
старший преподаватель, Тихоокеанский государственный университет, РФ, г. Хабаровск

 

The use and role of the modern electronic educational resources in the teaching of mathematics in high school

Tatyana Ulengova

senior lecturer, Pasific national university, Russia, Khabarovsk

Tatyana Ryaysyanen

senior lecturer, Pasific national university, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. В статье рассматривается необходимость обеспечения образовательного процесса современными электронными образовательными ресурсами. В учебном процессе большую роль имеет возможность получать и усваивать информацию. Поэтому наличие электронных библиотечных систем и использование других современных источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей, способствуют формированию необходимых навыков и умений.

Abstract. The article covers on the necessity to provide the education with modern electronic learning resources for the ability to receive and assimilate information is crucial. Therefore availability of electronic libraries and use of other modern information resources, local and global networks help build necessary skills.

 

Ключевые слова: информация; современные электронные образовательные ресурсы; электронные библиотечные системы; информационные технологии; образовательный процесс.

Keywords: information, modern electronic learning resources, electronic libraries, IT (information technologies), educational process.

 

В последнее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, что обусловлено общемировыми тенденциями перехода к информационному обществу, а также масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны. В национальной образовательной инициативе одним из главных приоритетов является раскрытие способностей каждого обучаемого, воспитание личности, способной и готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Одним из мощных ресурсов в сфере образования является информатизация, которая предполагает целенаправленный и организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей современных информационных технологий, а именно: информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) [1-3].

Принятые и введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [4], содержащие требования к результатам освоения, условиям реализации и структуре основной образовательной программы, фактически обязывают преподавателей высшей школы использовать в образовательном процессе ИКТ и ОЭР, а также обучить их грамотному и эффективному использованию студентов младших курсов.

Развитие современных информационных технологий привело к появлению электронных средств, не только поставляющих знания, но и предлагающих механизмы их освоения и контролирующих результаты обучения. В новой модели образования компьютер - это не только вычислительная машина, но и необходимый элемент целостной структуры учебного процесса, коммуникационное устройство, обеспечивающее взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, открывающее новые педагогические возможности использования современных источников информации, локальных и глобальных компьютерных сетей.

Ниже мы дадим определение ЭОР. Электронными образовательными ресурсами будем называть учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае, к ЭОР относят учебные презентации и электронные учебники. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

В последнее время получили распространение образовательные мультимедиа системы (ОМС) и электронные библиотечные системы (ЭБС). ОМС объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой либо законченный интерактивный мультимедиа продукт (например, лекция или практическое занятие), нацеленный на решение определенной учебной задачи, либо полноценную презентацию-лекцию. Для воспроизведения учебного модуля или презентации на компьютере, как правило, не требуется предварительно устанавливать специального программного обеспечения. ЭБС, в отличие от ОМС, требует регистрации пользователя в службе, отвечающей за эксплуатацию ЭБС. Такой службой может являться библиотека ВУЗа или другой информационный орган.

Как уже мы отмечали ранее [1] инновационные процессы в образовании в отечественных ВУЗах невозможно представить без современных и динамично развивающихся информационных технологий, возможностей сети интернет, специализированного программного обеспечения, полнотекстовых баз данных, электронных библиотек и т.д. Новейшие формы работы с информацией должны использоваться в учебном процессе, чтобы сделать его актуальным и близким поколению современных студентов. Основная цель внедрения этих новаций это расширение возможностей доступа студентов к необходимой информации в процессе обучения и дальнейшей работе, обеспечение абсолютной мобильности, как самих источников знаний, так и потребителей информации, создание возможности простого и точного поиска необходимых изданий. Эти и ряд других задач решаются с применением и внедрением в вузах современных ЭБС. Это полнотекстовые базы данных, включающие литературу по основным направлениям обучения по целому спектру дисциплин, позволяющих представить необходимую информацию в удобном для большинства пользователей формате. В течение последнего периода в нормативно-документальной базе, затрагивающей вопросы создания и использования ЭБС в образовательном процессе, произошли значимые перемены, а в федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования были внесены изменения, а также появились дополнительные законодательные акты, касающиеся наличия ЭБС в ВУЗе и влияющие на получение лицензии на преподавание, в случае отсутствия ЭБС.

Ниже приведены преимущества современных ЭОР:

-  отсутствие содержательных и технических ограничений, полноценное использование новых сервисов;

-  возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории для конкретного студента;

-  неограниченный жизненный цикл системы;

-  возможность распространения на локальных носителях.

В процессе преподавания математики применение ЭОР для студентов:

-  стимулирует его активность и самостоятельность в процессе усвоения учебного материала;

-  способствует повышению его интересак изучаемому материалу;

-  облегчает у него формирование понятий по изучаемой теме, т. к. возможно несколько раз пройти на компьютере новый материал;

-  способствует развитию его интеллекта и практических навыков, необходимых в дальнейшей деятельности;

-   способствует формированию навыков коллективной работы;

-  обеспечивает контроль его знаний, качество усвоения им материала.

Применение ЭОР в процессе преподавания математики для преподавателей позволяет:

-  построить индивидуальную образовательную траекторию для конкретного студента, организовать его индивидуальные исследовательские действия;

-  создать условия для самостоятельного выбора студентами уровня сложности практических и лабораторных заданий, их самостоятельного анализа и последующей коррекции;

-  организовать широкий доступ студентов к информационным источникам.

Практика использования ЭОР показала, что к наиболее эффективным формам представления следует отнести мультимедиа занятия, статичные и интерактивные таблицы и схемы, электронные задания и тесты, поскольку каждый из этих ресурсов возможно перенести на свой компьютер. ЭОР можно использовать на всех этапах лекций и практических занятий, при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности преподавателя, поскольку преподаватель становится разработчиком новых технологий обучения, что, несомненно, повышает его творческую активность и требует высокого уровня методической подготовленности.

В заключение следует сказать, что электронные образовательные ресурсы являются одним из средств решения насущных проблем современного образования, таких как ликвидация дефицита знаний и приобретения умений, оперативность получения информации, организация самоконтроля, учет индивидуальных особенностей студентов, благодаря чему повышается качество образования. Использование ЭОР взаимовыгодно как для студентов, так и для преподавателей. Для студентов наблюдается большая заинтересованность в предмете, в виду более наглядной подачи материала. Для преподавателя наблюдается увеличение времени общения со студентами в режиме дискуссии, а не монолога, в виду того, что преподаватель становится более разгруженным во время занятий и более творчески способен подойти к процессу преподавания.

 

Список литературы:
1. Берман Н.Д. Применение визуализации в образовательном процессе // Перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XI международной научно-практической конференции, 2016. - С. 162-165.
2. Ряйсянен Т. Н., Уленгова Т. Г. Проблемы преподавания математики в высшей школе для студентов младших курсов // Современные тенденции развития науки и технологий. Материалы XII международной научно-практической конференции г. Белгород, 31 марта 2016г. - С. 112-114.
3. Уленгова Т. Г., Ряйсянен Т. Н. Использование новых информационных технологий в преподавании математики в высшей школе // Современные тенденции развития науки и технологий. Материалы XVIII международной научно-практической конференции г. Белгород, 30 сентября 2016 г.- С. 105-108.
4. Федеральный образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки 38.03.01 Экономика (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 года №1327): http://ivo.garant.ru/#/document/71265458/paragraph/12:2 (дата обращения 02.02.2017 г.)