Исследование и реставрация росписи плафона Картинной галереи Строгановского дворца по материалам исследований и фотофиксации, проведенных во время последней реставрации
Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов
XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Исследование и реставрация росписи плафона Картинной галереи Строгановского дворца по материалам исследований и фотофиксации, проведенных во время последней реставрации
THE STUDY AND RESTORATION OF THE CEILING PAINTING OF THE ART GALLERY OF THE STROGANOV PALACE BASED ON RESEARCH AND PHOTO-FIXATION CARRIED OUT DURING THE LAST RESTORATION
Nesvetailo Tatiana
Senior Research Fellow, State Russian museum, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В статье рассматривается процесс исследования и реставрации декоративных росписей плафона Картинной галереи Строгановского дворца, выполненной в 2008-2011 годах Государственным Русским музеем.
Abstract. The article discusses the process of research and restoration of decorative ceiling paintings of the Art Gallery of the Stroganov Palace, made in 2008-2011 by the State Russian Museum.
Ключевые слова: реставрация памятников архитектуры; дворцы Санкт-Петербурга; история строительства и реставрации Строгановского дворца.
Keywords: restoration of architectural monuments; palaces of St. Petersburg; the Stroganov Palace construction and restoration history.
Картинный кабинет, как называется это помещение на архитектурных чертежах, занимает большую часть второго этажа восточного флигеля дворца. Помещение, протяженностью 28 метров делится на три части, находящиеся на одной оси: центральную и две лоджии. Разделение галереи на три в некоторой степени самостоятельные части, но соединенные в неразрывное целое, подчеркнуто применением перекрытий разного типа. Средняя часть, отделенная от боковых частей треугольными фронтонами и ионическими колоннами из искусственного мрамора, перекрыта ложным пологим сводом, а лоджии – ложными пологими куполами. И свод, и купола покрыты росписью, имитирующей кессоны. Глубина перекрытий зрительно увеличивается благодаря перспективному сокращению кессонов к центру. Картинная галерея – один из немногих интерьеров дворца, не утративших оригинальное объемно-пространственное решение и в значительной степени сохранивших декоративное убранство. Кроме того, существует качественный историко-художественный изобразительный материал: в первую очередь, авторская акварель А.Н. Воронихина (1793), выполненная практически сразу же после завершения отделки интерьера. Другой источник значительно более позднего времени, − живописное произведение Н. С. Никитина «Картинная галерея в доме Строганова» (1832), которое выполнено с противоположной точки зрения и отличается от предыдущего росписью сводов. На акварели А. Н. Воронихина поверхность купольного перекрытия разбита кессонами по принципу «косая сетка». Живописные розетки расположены через незаполненный кессон по косой линии и написаны на зеленом фоне. Роспись свода галереи разделена на несколько частей декоративными арками, обильно украшенными орнаментальной живописью. Пространство между арками заполнено удлиненными шестиугольными кессонами в вертикальном направлении и небольшими кессонами такой же формы в горизонтальном направлении с орнаментальной росписью внутри кессонов.
Рисунок 1. А. Н. Воронихин. Картинная галерея графа А. С. Строганова. 1793 г. (Государственный Эрмитаж)
Рисунок 2. Н. С. Никитин. Картинная галерея в доме Строганова (Государственный Русский музей)
На картине Н. С. Никитина поверхность купольных перекрытий разбита прямой сеткой восьмиугольных кессонов с живописными розетками и небольших кессонов-ромбов. На своде галереи – сложная сплошная система кессонов. Именно эта композиция живописи сохранилась до наших дней. В 2008 году художником-реставратором Н. В. Малиновским было проведено исследование клеевой живописи на сводах Картинной галереи с целью выявить возможное существование более ранних красочных слоев, изучить степень поражения штукатурной основы и красочного слоя высолами, образовавшимися вследствие протечек, провести анализ полученных данных и дать необходимые рекомендации по реставрации живописи. На основе изученного материала было рекомендовано остановиться на сложных проблемах консервации живописи с сохранением всех существующих красочных слоев, оставляя возможность расчисток на будущее, поскольку под последним красочным слоем находится более ранняя, отличающаяся по тону колерная система. Вариант снятия поздних красочных слоев, который бы позволил приблизиться к первоначальному архитектурному замыслу, требовал длительной работы квалифицированных реставраторов и значительных затрат.
Рисунок 3. Фрагменты росписи сводов Картинной галереи до реставрации. 2000-е гг.
Рисунок 4. Фрагменты росписи сводов Картинной галереи до реставрации. 2000-е гг.
Рисунок 5. Фрагменты росписи до и после реставрации
Рисунок 6. Фрагменты росписи до и после реставрации
Малиновским были предложены новые методы укрепления красочных слоев, удаления высолов и чужеродных поверхностных пленок. Эти методы были разработаны на небольших участках живописи свода галереи, наиболее пострадавших от комплекса разрушающих факторов.
Рисунок 7. Фрагмент росписи свода до реставрации. 1990-е годы. КГИОП
Рисунок 8. Фрагмент росписи после реставрации с участком более ранней живописи, обнаруженной при расчистках во время реставрации 2000-е гг.
«Вопрос о консервации настолько деструктированной живописи, как правило, не рассматривается. Существующие методы реставрации и позиции сметных нормативов предусматривают лишь механическое удаление таких фрагментов. Н. Малиновским было предложено очень осторожное использование «Трилона Б» для растворения потемневших поверхностных пленок. Не все пятна удалось убрать, но те немногие, что остались, были ослаблены по тону и теперь не мешают восприятию живописи. Укрепление живописных слоев производилось с использованием профилактических заклеек на спиртовом растворе клея «Глютель» фирмы «Кремер» (г. Краков) и с помощью инъекций 2 – процентного раствора осетрового клея и 0,05 – процентного раствора катамина АБ. Укрепление штукатурного слоя производилось инъекциями из мелкодисперсной извести фирмы «Рестауро» (Германия)» [3]. Перед реставраторами была также поставлена задача обнаружить в процессе фрагментарных расчисток следы первоначальной росписи, изображенной на акварели А. Н. Воронихина. В результате кропотливых изысканий фрагменты ранней декоративной композиции были выявлены реставратором М. Г. Рогозным и музеефицированы. Таким образом, в процессе реставрации декоративной росписи сводов Картинной галереи Строгановского дворца была выполнена поистине уникальная работа. В связи с разработкой новейшей методики по сохранению сильно поврежденных участков росписи, удалось максимально сохранить историческую живопись выдающегося архитектурного памятника русского классицизма.