Мемуары как объект изучения в филологической традиции: от литературных воспоминаний к интернет-жанру
Конференция: XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русский язык
XXXI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Мемуары как объект изучения в филологической традиции: от литературных воспоминаний к интернет-жанру
THE MEMOIRS AS AN OBJECT OF STUDY IN PHILOLOGICAL TRADITION: FROM LITETARY MEMORIES TO THE INTERNET-GENRE
Olga Minina
Russian language teacher, secondary school No. 135, Russia, Barnaul
Аннотация. В данной статье автор обращается к теоретическому осмыслению мемуаров как объекта изучения в филологической традиции. Целевая установка продиктована лингвистическим интересом к исследованию мемуаров с точки зрения проблематики одного из наиболее активно разрабатываемого направления современного языкознания – жанроведения. В работе представлен анализ современных теоретико-методологических исследований, посвященных изучению жанра мемуаров. Рассматриваются определение и формирование жанра мемуаров, подходы к его изучению с позиций литературоведения и лингвистики, характеризуются основные признаки. Выделяется новый объект изучения современной лингвистики – интернет-жанр мемуаров.
Abstract. The article touches upon the issue of theoretical conceptualization of memoirs as the object of study in philological tradition. The goal is dictated with linguistic interest to investigation of memoirs in terms of problems of genre's science – one of the most active developed direction of the modern linguistics. It gives a detailed analysis of up-to-date theoretical-methodological researches, which are devoted to study of memoirs genre. The article deals with the definition and forming of the genre, treatments to its study from the position of the literary study and the linguistics, also the basic features are described. It has become possible to distinguish the new object of study for modern linguistic – the Internet-genre of memoirs.
Ключевые слова: мемуары; воспоминания; народные мемуары; жанр; литературный жанр; речевой жанр; интернет-жанр; интернет-коммуникация.
Keywords: the memoirs; memories; folk memoirs; genre; literary genre; speech genre; internet-genre; internet-communication.
Несмотря на длительную историю изучения мемуаров по различным аспектам, объектом пристального исследовательского внимания они традиционно являются в области литературоведения (Л.Я. Гинзбург, И.О.Шайтанов, А.Г. Тартаковский, Г. Елизаветина, И.Л. Смольнякова, Л.Я.Гаранин, А.А. Галич, Т.М. Колядич, З.Р. Сутаева, А.В. Антюхов, Е.Г.Местергази, Н.Н. Кознова и др.).
Однако, мемуарный жанр, не требующий от авторов специальной длительной литературной подготовки, оказался востребованным не только у «мастеров слова», но и у обычных участников/свидетелей исторических событий. Так появление и существование мемуарных текстов, автором которых является непрофессиональный писатель, а рядовой носитель языка, позволило говорить о мемуарах не только как о литературном жанре, но и как о речевом жанре (Н.А. Орлова, Е.Ф. Дмитриева, Т.П. Сухотерина, Г.В. Кукуева и др.), отражающим основные признаки естественной письменной речи – письменная форма, непрофессиональность исполнения, неофициальность (повседневность) сферы бытования, отсутствие промежуточных лиц и инстанций между текстом, написанным самим автором и читателем [11].
В последнее время с лингвистической точки зрения повышенный интерес исследователи проявляют к изучению виртуального пространства, в котором сосуществуют традиционные (имевшие первоначально «бумажную» фактуру) и сетевые (не существующие вне рамок виртуального пространства) жанры (Компанцева, 2005; Макаров, 2005; Горошко, Жигалина, 2011; Кукуева, 2016 и др.).
Несмотря на то, что для изучения современной речевой реальности с точки зрения речевых жанров, бытующих в виртуальной среде, в теории речевых жанров сформировалось целое направление – (виртуальное жанроведение), народные мемуары как интернет-жанр до сих пор не являлись объектом специального лингвистического изучения.
Цель данной статьи – охарактеризовать круг традиционных теоретических представлений о жанре мемуаров в лингвистике и литературоведении, что позволит очертить границы нового объекта изучения (интернет-жанра) на основании тех критериев – признаков, которые заложены в классическом речевом жанре и выделить его устойчивость в новой коммуникативной среде.
Кроме того, наше обращение к теоретическому осмыслению жанра мемуаров связано с проблемой отсутствия единого понимания его жанровой природы в современной науке, несмотря на обширную его включенность в традицию филологического изучения. До сих пор многие проблемы остаются не проясненными, поэтому нередко приводят исследователей к научной полемике.
Так, следует обратить внимание на вариативность трактовки самого определения изучаемого феномена, неоднозначность толкования филологами вопроса типологизации текстов мемуарной литературы, отсутствие единой точки зрения исследователей при стремлении дифференцировать базовые признаки этого жанра и др.
Нечеткость жанровых границ позволяет отечественным исследователям обозначать мемуары как «непроявленный жанр» (термин А. А. Ахматовой), то есть «ускользающий, не имеющий твердых границ и правил» [19], как «промежуточный жанр» [3], как «одно из самых неустойчивых и свободных жанровых образований» [3].
На сегодняшний день с традиционной точки зрения существует огромное количество дефиниций, фиксирующих в себе жанровую специфику мемуаров. Причем, большинство из них перекликаются друг с другом.
Так, в словаре литературоведческих терминов мы видим такое определение: мемуары – «(от франц. memoire – память, воспоминание) – вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые» [16]. Словарь иностранных слов русского языка трактует мемуары как «(фр. memoires – воспоминания) автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора» [15]. В понимании А.Г.Тартаковского мемуары – это «повествование о прошлом, основанное на личном опыте и собственной памяти автора» [18, с.22-23].
Таким образом, можно сделать вывод, что мемуары, как правило, определяются как «воспоминание» автора о реальных событиях, участником/свидетелем, которых он был, или о людях, с которыми лично/косвенно он был знаком.
В качестве признаков, характеризующих мемуары как жанр исследователи [Тартаковский, 1980; Шайтанов, 1981; Галич, 1991], выделяют:
- повествование от 1-го лица;
- субъективность (личностное начало);
По словам А.Г. Тартаковского, личностное начало в мемуарах обуславливает субъективный характер повествования о прошлом, так как пространство изображаемого в мемуарах определено присутствием автора, точка зрения которого влияет на склад повествования. «В поле зрения мемуариста входит все то, что прошло через его личный опыт в широком смысле слова, что было известно ему о своей эпохе как ее современнику, что он знал о ней из устной традиции и всех иных источников вообще, наконец, что им было пережито и передумано» [18, с. 26]. Субъективность раскрывает личность автора, его взгляды на жизнь, мировоззрение, дает возможность увидеть картину определенного времени его глазами.
- ретроспективность;
Этот признак связан с обращенностью мемуариста при описании событий из настоящего в прошлое. Автор, вспоминая, как бы смотрит назад, он может писать только о событиях и людях, ушедших в историю. Поэтому мемуарам необходима дистанция во времени. По словам А.А. Галич, ее величина не имеет значения, главное, чтобы она соизмерялась одной человеческой жизнью [1].
- документальность, сопряженная с достоверностью;
- объективность;
Написанное в мемуарах должно соответствовать не тому, как автор помнил во время творения своего произведения, а тому, как было на самом деле.
- память;
Этот жанровый признак выступает в роли специфического средства воссоздания действительности и аккумулирования прошлого, своеобразной фотопленки, запечатлевшей происходящее. Причем, по мнению О.И.Шайтанова, мемуарам свойственна двойная память – они принадлежат двум эпохам: к той, к которой относятся события и той, когда они написаны[18].
- хронологический порядок построения сюжета;
Воспоминания, по своей сути, беспорядочны: одно событие может смешиваться с другим, хаотично сменять друг друга, «обрастать» ассоциациями. Несмотря на заведомую фрагментарность построения сюжета, мемуарам присуще «выпрямление», «выравнивание» сюжета согласно хронологической цепочке событий.
- наличие двух временных планов (двойная точка зрения автора на события);
Описываемые события не могут восприниматься мемуаристом одинаково, с одной и той же остротой, в момент их свершения и в момент их описания. Автор, в течение жизни накопил новые знания, прибрел новый опыт и, спустя годы, оценивает их уже более объективно и объемно, по-другому.
- концептуальность;
В мемуарах всегда отражена определенная концептуальность – «образное отражение писателем в произведении определенного взгляда на действительность», которая реализуется путем композиционного размещения материала, подбора и расстановки фактов, их эстетического освоения и осмысления [1, с. 15].
К выявлению и описанию жанрообразующих признаков жанра мемуаров в лингвистическом плане обращаются в рамках научной деятельности по исследованию естественной письменной речи авторы (Е.Ф. Дмитриева, Н.Б.Лебедева, Т.П. Сухотерина и др.). Исследователи в результате сопоставительного анализа литературного жанра (вторичного) и жанра народных мемуаров (первичного) приходят к выводу, что такие признаки как субъективность, документальность, ретроспективность являются общежанровыми [17, с. 19].
В качестве дифференцированных признаков литературного жанра они называют публичность, ориентацию на массового читателя, наличие посредника между автором и текстом в лице рецензентов, редакторов и т.д., в то время как для первичного жанра характерны интимность, номинированность адресата, непосредственное письменное воплощение замысла автора [там же].
В настоящее время все больше текстов публикуется в сети интернет. Мемуары как продукт народной культуры в интернет-среде находят свою реализацию на сайтах различной функциональной направленности, литературных порталах, форумах, в блогах и др.
1) сайты сетевой литературы, литературные порталы (Проза.ру [http://www.proza.ru], «Самиздат» [http://samlib.ru], «Фабула» [http://fabulae.ru] и др.).
На сайте «Самиздат» опубликовано абсолютное большинство интернет-мемуаров - 13881 текстов (по состоянию на 24 ноября 2020 года). Список произведений на сервере построен по принципу жанровой принадлежности, которую определяет сам автор при размещении публикации. Все тексты собраны в две группы – «жанры» и «формы», внутри которых они располагаются не по количеству их представленности, а согласно тематическому рейтингу пользователей.
2) сайты литературного творчества, виртуальные литературные клубы и кафе («Творчество для всех [http://www.my-works.org]», «Клубочек» [http://www.clubochek.ru], «Литературное кафе» [http://altpoetry.ucoz.ru] и др.).
3) сайты социальных сетей («Вконтакте» [https://vk.com/], «Одноклассники» [https://odnoklassniki.ru] и др.).
Мемуары, как правило, публикуются в тематических группах – объединениях людей по интересам, создателями которых являются сами пользователи.
«В сети «Вконтакте» в результате поиска по ключевому слову «мемуары» найдено 534 сообщества. К примеру, на первой странице представлены группы с такими названиями «Никчемные мемуары», «МеМУАры», «Мемуары о глупом, вечном, но таком важном», «Мемуары кота», «Мемуары наркомана», «СССР. Мемуары погибшей страны» и др.
В «Одноклассниках» создана 51 группа, посвященная мемуарам, например, «Мемуары идиотки», «Мемуары души», «Мемуары маньяка», «Мои мемуары о школе», «Мемуары кулинарии», «Мемуары простой девчонки» и др. В отличие от сети «Вконтакте» на этом сайте на странице с результатами поиска группы дополнительно отображается аннотация о тематике размещаемых материалов в группе: «Семейные дорогие сердцу мемуары о войне» (Аннотация: «рассказывайте истории которые рассказывали вам ваши бабушки и дедушки о войне, сохраним их для наших потомков»), «Мемуары для друзей» (Аннотация: «В связи с тем, что поступило много предложений рассказать о себе подробнее, в ближайшее время начинается публикация воспоминаний о горькой жизни на чужбине отрока (а затем и отца) Романа. Всем, кому не лень, ЧИТАЙТЕ!») и др.
4) блоги, форумы (Блоглит [http://bloglit.ru], форум электронной библиотеки «Альдебаран» [http://forum.aldebaran.ru], форумы на «Litportal» [http://www.litportal.ru], «Литсовет» [http://www.litsovet.ru]).
Широкая включенность речевого жанра мемуаров в виртуальное пространство и его распространенность в сети интернет демонстрирует коммуникативную привлекательность жанра как формы самовыражения и речетворчества.
Жанр мемуаров, погружаясь в новое коммуникативное пространство, приобретает свой набор жанровых характеристик − субъективность, документальность, ретроспективность, сжатая временная дистанция между действительно прошедшим событием и написанием текста, в основу повествования, как правило, положено рядовое событие или случай из жизни автора, возрастные особенности (автор, как правило, молодого возраста), выраженная номинированность адресата, ориентация на массового читателя, грамматический признак (множественное число) теряет свое постоянство [13, 2016].
Таким образом, виртуальное коммуникативное пространство, является причиной появления нового полноправного лингвистического объекта изучения − интернет-жанра мемуаров, требующего своей квалификации в общей виртуальной жанровой системе.