Статья:

Авторское кинематографическое искусство (на примере творчества Федерико Феллини)

Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Кино, теле и другие экранные искусства

Выходные данные
Гупало М.А., Гупало Т.И. Авторское кинематографическое искусство (на примере творчества Федерико Феллини) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 4(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018. — С. 22-26.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Авторское кинематографическое искусство (на примере творчества Федерико Феллини)

Гупало Марина Александровна
методист кафедры теории музыки Белгородского государственного института искусств и культуры, РФ, г. Белгород
Гупало Татьяна Ивановна
Почётный работник среднего профессионального образования РФ, преподаватель кафедры общего фортепиано Белгородского государственного института искусств и культуры, РФ, г. Белгород

 

AUTHOR'S CINEMATOGRAPHIC ART (ON THE EXAMPLE OF FEDERICO FELLINI'S CREATIVITY)

 

Marina Gupalo

methodologist of the Department of music theory Belgorod state Institute of arts and culture, Russia, Belgorod

Tatyana Gupalo

Honored worker of secondary vocational education of the Russian Federation, lecturer of the chair of General piano Belgorod state Institute of arts and culture, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об особен­ностях и противоречиях режиссуры как самостоятельного вида искусства. Основное содержание статьи посвящено рассмотрению профессиональ­ного мастерства великого режиссёра – Федерико Феллини.

Abstract. In this article, the question of the features and contradictions of directing as an independent art form is considered. The main content of the article is devoted to the professional skill of the great director – Federico Fellini.

 

Ключевые слова: киноискусство; авторство; режиссёр; творчество; вклад; особенности; процесс; произведение; создатель; зритель; развитие; принципы; телевидение; деятельность; соратники.

Keywords: cinematographic art; authorship; director; creativity; contribution; features; process; work; creator; viewer; development; principles; television; activity; comrades-in-arms.

 

Огромный вклад в развитие киноискусства внесли выдающиеся режиссёры Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Кулешов, Вертов, Шуб, Чаплин, Феллини. Их творчество считается по праву основопола­гающим, сформировавшим основные принципы практики и теории кино. В то же время созданные ими фильмы явились началом развития авторского кинематографа.

К числу убеждённых сторонников авторского кинематографа принадлежит Федерико Феллини. Всё его творчество несёт на себе печать неповторимой индивидуальности. Как бы ни различались созданные им фильмы по стилистике, жанру, сюжету, актёрскому исполнению, с первых же кадров узнаётся их автор, создающий на экране одновременно фантастический и реальный мир, рождённый силой его творческого воображения.

Феллини с большим уважением относился к своим соратникам, каждый из которых вносил существенный вклад в процесс создания фильма. Но в то же время он считал себя единственным автором своих произведений. В творческой фантазии режиссёра рождается перво­начальный замысел, основная идея будущего фильма. И только после рождения замысла режиссёр привлекает себе в помощь опытных соратников – драматургов, разрабатывающих сюжет, композицию, сценарий, оператора, композитора, художника, актёров, которые вносят свой вклад в разработку первоначального замысла.

Соратники великого Феллини безоговорочно признавали его авторство, считая себя только помощниками в реализации творческого замысла режиссёра. Сам Феллини утверждал, что в результате коллективных усилий оператора, художника-постановщика, актёров в принципе может что-то получиться. Но подлинное же творчество возможно только при реализации замысла, рождённого в голове одного художника – автора фильма.

Многие исследователи кинематографа Феллини находят в нём общие черты с фильмами Чаплина. Близость творчества двух самобытных художников особенно явственно ощущается в их любви к яркому карнавальному зрелищу, мюзик-холлу и цирку, в интересе к внутреннему миру героев, в умении органично сочетать реалисти­ческое изображение жизни с игрой фантазии, а также в стремлении вести непосредственный диалог со зрителями либо через персонаж «от автора», либо прямым обращением в зрительный зал.

Правда, Феллини, в отличие от Чаплина, не сам играет в своих фильмах, а создаёт образы своего «второго я» с помощью актёров. Ближе всех к воссозданию на экране «второго я» Феллини подошёл Мастроянни. Режиссёр утверждал, что актёр исполнял эти роли так, как если бы их играл он сам.

Наиболее глубоко и полно раскрылись личные мысли, переживания, взгляды на жизнь и искусство, метод кинематографического творчества Феллини в фильме «8 ½». Предварительное название этого фильма – «Полная исповедь». Исповедальный характер фильма, исследующего внутренний мир героя, позволил проникнуть в тайны рождения замысла художественного произведения, наглядно показать муки творчества режиссёра, стремящегося найти в себе силы для продолжения работы над фильмом. В этом фильме отображены неразрывные связи, существующие между личной жизнью художника, его философскими, социальными, этическими, эстетическими взглядами и творческими исканиями. Феллини признавал, что в начале съёмок «8 ½» он находился в том же состоянии, что и герой фильма: испытывал те же сомнения, те же приступы отчаяния. В этом фильме Феллини попытался как можно глубже заглянуть в себя, преодолеть внутренний кризис, примириться с самим собой, чтобы найти выход из сложной жизненной и творческой ситуации.

Фильм «8 ½», так же как и фильмы «Амаркорд», «Маменькины сынки», «Сладкая жизнь», нельзя рассматривать только как автобио­графическое произведение. Режиссёр выходит в них за узкие рамки личного жизненного и творческого опыта на уровень серьёзных художественных обобщений, создаёт правдивую картину современного общества, поднимает глубокие вопросы о смысле жизни и творчества.

Феллини верит, что искренний рассказ о мучающих его проблемах может стать понятным другим людям. Он убеждён, что его «фильм «8 ½» – это проявление веры в человека, в человеческую соли­дарность, свидетельство уверенности в том, что человек может, если захочет, победить душевную подавленность, отчаяние, безмолвие и даже смерть» (2, 220).

Стремление Феллини к искреннему рассказу о волнующих его проблемах привело к созданию произведений, в которых он смог сам непосредственно обратиться к зрителям. Таким произведением стал телевизионный фильм «Клоуны», в котором его автор сам ведёт в кадре беседы, берёт интервью, разъясняет съёмочной бригаде суть предстоящего эпизода, руководит съёмкой на глазах у зрителей. Он беседует с аудиторией от первого лица, стремится установить с ней прямой и прочный контакт. Телевидение, несмотря на все его очевидные недостатки, привлекло Феллини возможностью импровиза­ционного самовыражения, невозможного к сожалению в кинематографе. Репортажный характер телевизионного вещания позволили режиссёру испробовать новые стилистические приёмы, отработать свои собственные средства выражения, основанные на прямом обращении к зрителям.

Развитие этих приёмов Феллини продолжил в других телеви­зионных фильмах – «Репетиция оркестра», «И плывёт корабль…». Но в этих фильмах режиссёр уже не появляется в кадре. В «Репетиции оркестра» Феллини присутствует за кадром в качестве репортёра, берущего интервью у переписчика нот и участников оркестра.

По мнению режиссёра, в фильме царила атмосфера, напоминающая беседу, что является одной из характерных черт языка телевидения.

По своей структуре «Репетиция оркестра» представляет собой своеобразную сказку, в которой в условной форме изображена Италия или любая другая страна, в которой людям приходится жить вместе. Фильм показывает, что разрушаемое социальными потрясениями буржуазное общество напоминает в определённом смысле оркестр, взбунтовавшийся против дирижёра. Он многозначен, в нём сложно переплетаются сюжетные линии, повествующие о непростых взаимо­отношениях дирижёра с оркестрантами в его попытках подчинить своей творческой воле оркестр. В беседе Феллини с дирижёром высказываются взгляды на репетицию, сходные с размышлениями самого автора фильма. Но главным в «Репетиции оркестра» остаётся обеспокоенность Феллини происходящими в мире событиями, которые могут привести человечество к катастрофе.

Эта тема ещё более отчётливо прозвучала в фильме «И плывёт корабль…». Многоликая компания пассажиров, отправившаяся в морское путешествие, представляет собой своеобразную модель современного буржуазного общества. Здесь собрались и финансисты, и банкиры, и дипломаты, и высокопоставленные государственные служащие, и оперные знаменитости. С нескрываемой иронией и сарказмом показывает Феллини лицемерие и ничтожество этих людей, бездуховность, тщеславие, эгоизм.

Несмотря на то, что корабль гибнет, расстрелянный броненосцем, финал фильма не так пессимистичен, как в «Репетиции оркестра». Феллини верит в оптимизм, в то, что люди, объединившись в борьбе с силами войны, могут победить и установить мир на земле, противостоять военной угрозе.

В конце фильма, слова, произносимые героем, выражают мысли Феллини, его отношение не только к событиям исторического прошлого, но и в первую очередь к взрывоопасной обстановке в мире. В этом эпизоде вымышленный персонаж становится представителем автора на экране и говорит от его имени. Феллини так же как и Чаплин в начале второй мировой войны, обращается ко всем людям с предостережением об опасности возникновения страшного военного пожара. Интенсивное развитие авторского кино во время деятельности Феллини обусловлено не только внутренними законами развития киноискусства, но и повышением роли личности, её ответственности за судьбу мира, которое характерно для современного общества в целом.

 

Список литературы:
1. Феллини Ф. Делать фильм. М., 1984.
2. Феллини Ф. Статьи. Интервью. Рецензии. Воспоминания. М., 1968.