Статья:

Патриотическое воспитание подростков посредством танцевального репертуара: анализ существующих практик

Конференция: XXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Хореографическое искусство

Выходные данные
Дрыкина А.В. Патриотическое воспитание подростков посредством танцевального репертуара: анализ существующих практик // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XXXII междунар. науч.-практ. конф. — № 1(32). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 19-23.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Патриотическое воспитание подростков посредством танцевального репертуара: анализ существующих практик

Дрыкина Ангелина Вячеславовна
магистрант, Тамбовского областного государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова, РФ, г. Тамбов

 

PATRIOTIC EDUCATION OF TEENAGERS THROUGH DANCE REPERTOIRE: ANALYSIS OF EXISTING PRACTICES

 

Angelina Drykina

Student of the master's, Tambov regional state budgetary educational institution of higher education Tambov state musical and pedagogical Institute named after the Russian Academy of music. S.VRachmaninoff, Russia, Tambov

 

Аннотация. В статье рассмотрено патриотическое воспитание подростков посредством танцевального искусства, а так же проведен анализ наследия отечественных мастеров хореографии. Основной акцент выстроен в соответствии с необходимостью восполнять культурное воспитание у подрастающего поколения посредством танцевального искусства. То есть, оно должно быть понятным данной социальной группе и направлен на устойчивый патриотический взгляд. Статья может предоставлять интерес для хореографов-постановщиков, педагогов и руководителей любительских хореографических коллективов.

Abstract. the article deals with the Patriotic education of teenagers through dance art, as well as the analysis of the heritage of Russian choreographers. The main emphasis is built in accordance with the need to fill in the cultural education of the younger generation through dance art. That is, it should be understandable to this social group and aimed at a stable Patriotic view. The article may be of interest to choreographers, teachers, and managers of Amateur choreographic groups.

 

Ключевые слова: патриотическое воспитание; хореография; подросток.

Keywords: patriotic education; choreography; teenager.

 

Социально-экономические изменения, которые ярко проявились с XX до начала XXI веков в нашем отечестве, привели к смене ценностных ориентаций общества во многих сферах жизни, в том числе и в образовании, культуре и искусстве. Ведущей целью образования стало не только усвоение знаний, приобретение умений и развитие навыков, но и воспитание гармоничной, разносторонне развитой личности, дающее возможность социализации, реализации, адаптации и т.д. Наиболее значимым, в воспитании, особенно подрастающего поколения, является патриотическое. Термин «патриотизм» определяется как: «Любовь к Родине <…> От греч. patris – родина, отечество». Соответственно человек, который любит место, где он родился, готов на жертвы и подвиги во имя родины, является патриотом своей страны – Родины…» [1].

Патриотическое воспитание является актуальным не только для отдельных государств, но и мирового социума, в целом. Объясняется это ростом национализма, экстремизма, терроризма и тому подобными опасными явлениями, происходящими в мире, стираются границы национальных государств, что ведёт за собой потерю национальной идентичности. В этой связи, одной из главных задач государства − воспитать гражданина своей страны как патриота, как личность, проявляющая любовь к Родине. И в, конечном итоге, сплотить граждан в единый национальный монолит. Особенно это важно в подростковой среде молодого поколения, когда ещё не сформированы социальные позиции, нет базовых знаний для оценки различных жизненных ситуаций и конструктивных выводов к ним, в том числе и патриотизма, ведь от того какие знания и умения будут заложены в детские умы зависит бедующее, не только их, но и страны. На протяжении всего времени одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе художественно-эмоциональных образов. Танец в процессах патриотического воспитания исключением не является. Военная, общественно-значимая, нравственная и другие темы и сюжеты являлись наиболее востребованными в танцевальном искусстве на протяжении всех времён, особенно в отечественном пространстве XX века. Это, на наш взгляд, совершенно естественно, так как в обозначенный период осуществляются очень значимые исторические события. Великая социалистическая революция (1917 г.) и две мировые войны – Первая мировая война (1914-1918гг.) и ВеликаяОтечественная война (1941-1945 гг.) и др.

Одним из первых художественных произведений балетного искусства, где патриотическая тема прослеживалась очень ярко, был балет Р. М. Глиера «Красный мак». Это был период середины 20-ых годов, прошлого столетия. Балет появился на сцене Большого театра 14 июня 1927 года. Сюжет построен на контрасте свободной жизни простого человека в стране Советом и угнетении китайских рабочих, то есть на сопоставлении революционных настроений людей страны нового, гуманистического мира и эксплуатации мира буржуазии, на сопереживании советских людей судьбам угнетённых народов. Именно здесь впервые зритель увидел танец советских моряков «матросский танец», который пронизан чувством патриотизма, чувством духовной и физической свободы народов России.

Не менее важным спектаклем является балет Б.В. Асафьева «Пламя Парижа», который зритель увидел 6 ноября 1932 года. Его драматургия основана на противопоставлении аристократии и народа, обеим группам даны соответствующие музыкальные и пластические характеристики. Музыка Тюильри выдержана в стиле придворного искусства XVIII века, народные образы переданы через интонации революционных песен и цитаты из Э.Н. Мегюля, Л.И. Бетховена и др. [2].

Патриотическое воспитание стояло во главе угла и в творчестве профессиональных коллективов военной принадлежности. Родоначальником появления творческих коллективов данной направленности восходит к 1928 году – появления ансамбль красноармейской песни им А. В. Александрова, ныне полностью краснознаменный. Главной идеей ансамбля показать  и донести зрителям образы славных защитников Родины, горячие дни ожесточенных схваток с врагом, радость побед и горечь утрат. Подлинное красноармейское песенное творчество, бытовавшее в воинских частях, переплеталось с текстом чтеца. Так появились знаменитые шедевры Поэма о Царицыне», «Первая Конная», «Дальневосточная» и т.д., которые основными принципами работы ансамбля — сочетание в единой программе песен, музыки и танца, любовь к старой народной песне, стремление к созданию новых произведений, тесная связь с красноармейской художественной самодеятельностью [3]. Воспитанию патриотизма способствуют и высокие образцы народного искусства, представляющие не только героические темы и сюжеты (И.А. Моисеев «Партизаны»). Здесь и кавалеристы-кубанцы, с лихостью владеющие шашками, и партизаны с автоматами т.д. Все танцевальные эпизоды, заключены в одну сюжетную рамку − партизанский отряд в походе, что является началом танца и его концом, а всё вместе составляет хореографическую картину патриотического жанра.

С 30-х годов прошлого века берёт свое начало и хореография детского творчества. В 1937 году по инициативе А.В. Александрова при Московском городском доме пионеров были сформированы детские танцевальные и хоровые студии.

В декабре 1941 года Владимир Сергеевич Локтев собрал не эвакуированных детей участников хора ансамбля и начал занятия. Уже через несколько недель «Ансамбль пионерской песни и пляски» начал выступать в госпиталях перед ранеными солдатами и офицерами. Временем рождения ансамбля считается май 1942 года, когда прошёл первый концерт хора и оркестра. 17 участников ансамбля были удостоены медали «За оборону Москвы». Хор и оркестр разучивают «Пионерский барабан» А. Белова, «У костра», «Жить стало веселей» профессора Александрова, русские, украинские, грузинские народные песни. Танцевальная группа репетирует русские и украинские, красноармейские и краснофлотские танцы [4]. С течением времени многие методы изменялись, вводились новаторские идеи. Обмениваясь опытом, педагоги заимствовали друг у друга отдельные элементы, используя их в собственных системах. На сегодняшний день поколение XXI века имеет огромную, насыщенную патриотическую базу, на которой строятся все основные сферы жизнедеятельности, искусство как один из компонентов (жизнедеятельности) не исключение.

Проведя анализ наследия отечественных мастеров хореографии можно сделать вывод. Высокохудожественные творения искусства, созданные народом, живут вне времени, у них своя судьба и история существования. И для того, чтобы по-настоящему их понять и осмыслить, почувствовать истинный смысл, хранящийся в них веками, необходимо подойти к ним с исторической точки зрения, учитывая содержание культуры, быта, мысли и идеи, заложенных в них их создателями, освоить особенности стиля, традиции письма того времени. Именно такой исторический подход делает творения народных мастеров вечными, современными, выводит их за пределы эпохи создания. Они, как и произведения профессионалов, великих творцов искусства, становятся востребованными и в современном искусстве.

 

Список литературы:
1. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Новый энциклопедический словарь (Петербург, 1911—1916) [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://niv.ru/doc/dictionary/brockhaus-efron/b-e-207.htm 
2. Асафьев. Балет «Пламя Парижа» («Триумф республики») [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://www.belcanto.ru/ballet_paris.html 
3. Несокрушимая и легендарная армия ушла. А музыка − осталась [Электронный ресурс]. − Режим доступа: https://news.myseldon.com/ru/news/index/177011047 
4. Об Ансамбле песни и пляски им. В. С. Локтева [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://vg.mskobr.ru/add_edu/ansambl_pesni_i_plyaski_im_v_lokteva/obwie_svedeniya/istoriya_ansamblya_lokteva/