Статья:

Интерактивные методы как компонент в системе средств дистанционного обучения на базовом уровне владения русским языком как иностранным

Конференция: XLVIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Русский язык

Выходные данные
Терехова Е.И. Интерактивные методы как компонент в системе средств дистанционного обучения на базовом уровне владения русским языком как иностранным // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XLVIII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(48). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 71-79.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Интерактивные методы как компонент в системе средств дистанционного обучения на базовом уровне владения русским языком как иностранным

Терехова Екатерина Игоревна
преподаватель РКИ, Московская духовная академия – МДА, РФ, г. Сергиев Посад

 

INTERACTIVE METHODS AS A COMPONENT IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING TOOLS AT THE BASIC LEVEL OF RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE

 

Ekaterina Terekhova

Russian as a second language lecturer, Moscow theological academy – MTA, Russia, Sergiev Posad

 

Аннотация. Актуальность применения интерактивных методов в дистанционном обучении РКИ определяется как требованиями новых образовательных стандартов, ключевым аспектом которых является обучение через коммуникативную методику и развитие речевой компетенции, так и особенностями системы средств дистанционного обучения. На сегодняшний день интерактивные методы, которые ранее использовались преподавателями РКИ в аудитории, необходимо адаптировать к применению в дистанционном обучении наряду с традиционными средствами. Цель статьи – описание и обоснование выбора интерактивных методов обучения РКИ на занятиях базового уровня подготовки учащихся разных национальностей подготовительного отделения в формате дистанционного обучения.

Abstract. The relevance of the use of interactive methods in distant learning of Russian as a second language is determined both by the requirements of new educational standards, the key aspect of which is teaching through communicative methods and the development of communicative competence, and by the features of the system of distant learning tools. Nowadays interactive methods that were previously used by Russian as a second language teachers in the classroom need to be adapted for use in distant learning along with traditional teaching tools. In this article, the author considers two interactive methods used in combination with the main textbook in teaching students at the basic level: training podcasts and e-learning courses. The purpose of the article is to describe and justify the choice of interactive methods of teaching Russian as a second language in A2 level of training of students of mixed nationalities of the preparatory department in the format of distance learning.

 

Ключевые слова: интерактивные методы обучения; система средств дистанционного обучения; электронные учебные курсы; обучающие подкасты; методика преподавания РКИ; базовый уровень ТРКИ; коммуникативная компетенция; взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.

Keywords: interactive teaching methods; system of distance learning tools; e-learning courses; training podcasts; methods of teaching Russian as a second language; A2 level of Russian as a second language; communicative competence; interrelated training of main speech skills.

 

С развитием цифровых технологий у иностранных абитуриентов, поступающих в российские вузы, появилась возможность проходить подготовку на подготовительном отделении и изучать русский язык как иностранный (РКИ) до необходимого уровня дистанционно. В условиях пандемиии коронавирусной инфекции 2020 г. проблема дистанционного обучения РКИ стала особенно актуальной, так как не все вузы оказались готовы к такому переходу.

Вместе с тем, применение новейших педагогических технологий и методов дистанционного обучения, открытых образовательных ресурсов вузов, которые уже разработали свои электронные курсы РКИ, позволяет проводить полноценную языковую подготовку иностранных абитуриентов, необходимую в последующем для обучения в российских вузах [1].

В данной статье автором рассмотрены два интерактивных метода, которые применялись для обучения иностранных абитуриентов в дистанционном режиме в комплексе с основным учебным пособием «Дорога в Россию» [2]: электронный учебный курс и подкасты.

Согласно материалам Российской государственной системы тестирования, базовый уровень владения РКИ подразумевает прежде всего взаимосвязанное развитие речевых навыков для реализации основной цели обучения – развития коммуникативной компетенции. Иностранные учащиеся должны овладеть определенными коммуникативными компетенциями, чтобы вербально реализовывать интенции – необходимые коммуникативные намерения в бытовых и ограниченно в социально-культурных ситуациях общения с учетом норм современного русского языка [3].

В ходе исследования автором установлено, что применение интерактивных методов в дистанционном обучении способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности, повышает мотивацию и общую культуру обучения студентов разных национальностей в одной группе.

Следует учитывать, что система средств дистанционного обучения – это специфичные источники получения знаний, формирования умений: электронные образовательные ресурсы, электронные учебники, в том числе, цифровые образовательные ресурсы, видео-лекции, учебные пособия на бумажных носителях и другие [4]. Мнения ученых по поводу самого термина «дистанционное обучение» расходятся. Профессор Е.С. Полат определяет дистанционное обучение как форму обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуемые специфичными средствами интернет-технологий и других интерактивных технологий [5].

Рассматриваемый в статье формат дистанционного обучения соответствует данному определению.

Для создания курса РКИ базового уровня c применением дистанционных образовательных технологий, в части учебного плана, календарно-тематического планирования и сценариев конкретных уроков автором был отобран и распределен учебный материал по различным средствам обучения с учетом результатов диагностики учащихся перед началом курса и в соответствии с целями обучения.

Одновременно был сформирован комплект средств дистанционного обучения, который применялся на протяжении 3 месяцев.

Для интенсификации учебного процесса на базовом уровне владения РКИ автором предлагается адаптировать и использовать интерактивные методы обучения, такие как готовый электронный курс РКИ базового уровня и обучающие подкасты. Как свидетельствуют научные исследования, интерактивными принято называть средства, обеспечивающие непрерывное диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. При этом обучающийся является соучастником процесса обучения и выступает как слушателем, наблюдателем, так и активно участвует в происходящем [6, 108]. Интерактивные методы обучения широко описаны в научной литературе исследователями Андреевым А.А., Солдаткиным В.И., Вайндорф-Сысоевой М.Е., Шитовой В.А. и другими. В своей работе автор опирался на дифференцированный подход к отбору интерактивных средств обучения в зависимости от уровня владения русским языком.

Стоит отметить, что методисты еще не пришли к единому заключению по вопросу увеличения количества учебных часов для курсов РКИ, проводимых в дистанционном формате. Производя отбор интерактивных методов обучения для группы базового уровня РКИ, автором выявлено, что эффективнее адаптировать интерактивные методы, которые она уже успешно применяла в аудиторном обучении с применением технологии «перевернутый класс», при котором происходит перераспределение времени между классной и внеклассной работой. Обучающимся предлагается самостоятельно освоить теоретический материал, и на занятии уточняются ключевые вопросы, проводится практическая отработка навыков применения изученного материала [4, 70-72].

При последовательной реализации целей и задач обучения преподавателю необходимо прежде всего донести до студентов понимание всех видов ресурсов, главным их которых является основной учебник курса, общению между собой и взаимодействию с отобранным учебным контентом. Для реализации данной задачи на практическом онлайн-занятии преподавателем закладывается основа для самостоятельного выполнения студентами домашних заданий и факультативной домашней практики с учетом индивидуальных интересов студентов. 

Для целей данной статьи было рассмотрено применение такой интерактивной формы учебного контента как электронный курс для базового уровня РКИ на портале «Образование на русском» (pushkininstitute.ru). Прежде всего стоит отметить, что готовые электронные модульные курсы, созданные коллективами методистов совместно с продюсерами, дизайнерами и программистами представляют собой качественный и систематизированный учебный контент, работе с которым студенты обучаются быстро и с удовольствием. Разработанный в соответствии с рекомендациями Европейской ассоциации лингвистических тесторов (ALTE) курс имеет модульную структуру, соответствующую уровням сложности. Преподаватель курса, владеющий методиками применения подобных ресурсов, помогает студентам зарегистрироваться и начать ориентироваться в интерфейсе и структурных модулях электронного курса.

Основные виды заданий повторяются от модуля к модулю в рамках курса: мультфильмы, объединенные общим сюжетом, комплексы упражнений по лексике и грамматике, говорению, чтению и письму с системой промежуточного тестирования. Интерактивный сборник упражнений используется, чтобы обучить писать и говорить по-русски без ошибок.

Интерактивный практикум позволяет научиться читать и понимать аутентичные русские тексты. Практика показывает, что через две-три недели с начала применения данного электронного курса 100% учащихся осваивают основные форматы упражнений. Далее основной фокус обучения идет на содержание, тренировку общения и рефлексию по окончании каждого модуля.

Следует обратить внимание, что особенностью дистанционного обучения иностранному языку, в том числе РКИ, является смена типов упражнений каждые 5-10-15 минут согласно сценарию урока, чтобы поддерживать активность студентов. Задания на платформе pushkininstitute.ru построены по принципу микрообучения.  В своем исследовании автор пришел к выводу, что микрообучение при правильном внедрении и своевременной обратной связи от преподавателя обеспечивает правильное распределение времени занятия. При этом достигается индивидуальный подход: учащиеся проходят основной материал вместе, факультативный – в своем ритме. Также существует возможность возвращаться самостоятельно к теоретическому материалу при выполнении домашних заданий и повторять ранее изученный материал. Во время занятия преподаватель показывает студентам как взаимодействовать с учебным контентом, чтобы они могли самостоятельно пользоваться интерактивными материалами для выполнения индивидуальных и парных домашних заданий.

 Одним из главных преимуществ микрообучения является компактность заданий, позволяющая студентам базового уровня проявить свои навыки, получить положительное подкрепление в виде оценивания, обратной связи от преподавателя, почувствовать вкус достижений. Учащиеся используют различные форматы интерактивного учебного контента pushkininstitute.ru – тесты, квизы, видео- и аудио-записи, последовательность выполнения которых определяет преподаватель. Вместе с этим удобство организации цифрового учебного контента – это еще один плюс электронного учебного курса. На практическом занятии, которое проводится через систему видеоконференций Zoom, студентам рекомендуется подключаться через ноутбук либо компьютер, чтобы иметь возможность полноценно видеть интерактивную доску занятия и упражнения платформы. Домашнее задание студенты могут выполнять со смартфона, планшета. Для парных заданий студенты выходят в открытое онлайн-общение с друг другом. Не менее важно, что современные электронные курсы помогают преподавателю оптимизировать время на проверку домашних заданий в формате тестов за счет функции автоматической проверки упражнений. Письменные задания творческого характера проверяются преподавателем до занятия, на занятии проводится разбор и закрепление пройденного материала.

Далее рассмотрим применение интерактивной формы учебного контента – подкаст. Подкаст – звуковой файл, распространяющийся через интернет. Его можно воспроизвести при помощи смартфона, ноутбука, планшета. В обучении иностранным языкам распространенное использование получили подкасты-интервью и подкасты-дискуссии, и это неслучайно. Данная форма облегчает усвоение новой информации за счет системы вопрос-ответ, перефразирования, уточнений и других техник, с помощью которых ведущий подкаста помогает гостю раскрыть тему конкретного выпуска.

На базовом уровне преподаватель может использовать тематические образовательные подкасты, которые как правило содержат в себе несколько видов контента помимо звукового файла: PDF-файл с кратким содержанием либо полным текстом подкаста, презентация в формате Power Point, флеш-карты, инфографику. Опытные преподаватели могут дорабатывать контент подкасту самостоятельно, так как понимание и уяснение содержания учебного материала из устных сообщений является на базовом уровне всегда сложным, и первая встреча с материалом может происходить в зависимости от возможностей учащихся [6, 128].

Следует отметить, что применение подкастов – это важное средство обучения на базовом уровне, так как не только позволяет разнообразить формы подачи нового теоретического и практического материала, но и выйти из тренировки понимания на слух в устную и письменную речь.

После обучения на базовом уровне РКИ иностранец должен уметь понять на слух основное содержание диалога и коммуникативные намерения его участников [3]. Зачастую аудио-материалы, которые идут в комплексе с основным учебным пособием, не в состоянии закрыть потребности всех учащихся и носят ограничивающий характер, хотя имеет свои преимущества: речь дикторов структурирована и регламентирована по времени. Чтобы реализовать коммуникативный подход и создать условия взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, большая часть времени на занятии с применением обучающих подкастов уделяется развитию навыков понимания на слух с последующим выходом в чтение, письмо и устную речь. Вместе с этим самостоятельные задания, направленные на развитие навыков чтения и письма, даются на дом с последующей проверкой в парах и на следующем занятии. Большим преимуществом обучения через образовательные подкасты является активизация умственной деятельности студентов, тренировка понимания разных акцентов, что в свою очередь, закладывает основу для успешной работы с аутентичными материалами, например, тематическими подкастами, и соприкосновения с «живым» русским языком на курсе РКИ среднего уровня [9].

Итак, современный преподаватель, владеющий компетенциями обучения студентов посредством дистанционных образовательных технологий, создает такие сценарии овладения знаниями, которые решают задачи конкретной группы учащихся и носят гибкий и адаптивный характер. Как правило методисты, авторы пособий, разработчики электронных учебников и цифрового учебного контента рекомендуют использовать интерактивные методы на среднем и продвинутом уровне владения РКИ [7], [8]. Однако, как показывает практический опыт, залогом успешного применения интерактивных методов является первичный отбор и дальнейшая адаптация преподавателем учебных средств, технологий и материалов для конкретного контингента учащихся. Дистанционная интерактивная работа с различными форматами учебного контента повышает самооценку студентов, создает предпосылки для обучения в сотрудничестве, является ступенькой для применения в дальнейшем более сложных интерактивных методов [5, 312].

Таким образом, интерактивные методы и средства обучения в системе средств дистанционного обучения позволяют преподавателю организовать последовательное обучение студентов всем видам речевых навыков и развить коммуникативную компетенцию в условиях иноязычной языковой среды, подготовить их к поступлению в российский вуз. Ранее одним из серьезнейших вызовов для преподавателей, работающих дистанционно было развитие навыков понимания на слух и говорения независимо от уровня владения РКИ. Дальнейшее исследование данного направления представляется автору важным для совершенствования процесса обучения русскому языку как иностранному посредством дистанционных образовательных технологий в соответствии с современными реалиями вузовской системы обучения и обновленными образовательными стандартами.

Выводы

1. Применение преподавателем современных педагогических методов способствует повышению качества дистанционного обучения.

2. Современный преподаватель РКИ должен уметь произвести отбор и распределение интерактивных методов и средств обучения в учебном курсе и обучить студентов взаимодействию с электронными образовательными ресурсами.

3.  Минимальный учебный комплекс средств обучения, содержащий до 3 компонентов: основной учебник, электронный курс и образовательный подкаст - позволяют развивать все виды речевых навыков, что представляется актуальным для абитуриентов, обучающихся на подготовительном отделении дистанционно в условиях отсутствия языковой среды.

4. Время онлайн-занятия с преподавателем должно быть использовано максимально (до 80%) для наработки практического опыта применения языка и развития коммуникативной компетенции.

5.Учащимся базового уровня РКИ целесообразно проходить обучение на открытых курсах под руководством своего преподавателя.

6. Обучение РКИ с применением интерактивных методов закладывает фундамент учебной самостоятельности, формирует вовлеченного и мотивированного студента для дальнейшей подготовки к поступлению в российский вуз.

7. Современный преподаватель должен постоянно повышать свой уровень мастерства, осуществлять поиск лучших методик, пробовать применение уже известных методов и средств обучения в новых условиях работы.

 

Список литературы: 
1. Яскевич М.И. Портал «Образование на русском»: новые возможности открытого онлайн-обучения. Специфика педагогического образования в регионах России, 2015.- №1.- С 54-55
2. Антонова В. Е., Нахабина М. М., Толстых А. А. "Дорога в Россию. Учебник русского языка. Базовый уровень 2" СПб.: “Златоуст”, 2019. — 256 с.
3. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень /Нахабина М.М. и др. — 2"е изд., испр. и доп. — М. — СПб.: “Златоуст”, 2001. — 32 с.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учеб.пособие для вузом/  М.:Изд. Юрайт, 2017.- 194 с. С 40-41, 70-72
5. Е.Н.Попова, П.А.Копылова. Сочетание интерактивных методов и технологий дистанционного обучения при коммуникативном подходе к изучению русского языка как иностранного.  Мир науки, культуры, образования. №2(87)2021 С 311-313
6. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. –М.: Изд.МЭСИ, 1999. С 31
7. Васильева А.В. Методика использования интерактивных форм при развитии устно-речевых умений на русском языке как иностранном в условиях краткосрочного обучения: дисс. канд. наук .- СПб., 2019. – С. 
8. Шкитырь О.Н., Сысоев В.В. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе.
9. Гончар И. А. Звучащий текст как объект методики в аспекте РКИ //    Русский язык за рубежом. 2011. № 2. С. 25-31 
10. Оскольская И. А. Некоторые аспекты интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе // Педагогические науки. 2017. № 3 (84). С. 64-71.