О ключевых чертах некоторых жанровых признаков марша: среда (условия) исполнения
Конференция: XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музыкальное искусство
XLIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
О ключевых чертах некоторых жанровых признаков марша: среда (условия) исполнения
ABOUT KEY FEATURES OF SOME GENRE MARCH SIGNS: ENVIRONMENT (CONDITIONS) PERFORMANCE
Andrey Petropavlovsky
Candidate of art history, head of the orchestra - military conductor of the Saratov Military Order of Zhukov of the Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, Russia, Saratov
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению жанра марша через призму одного из его жанровых признаков – среды (условий) исполнения; в ходе рассмотрения особенностей указанного жанрового признака, автором выявляются входящие в его структуру ключевые особенности жанра марша.
Abstract. The article is devoted to the consideration of the genre of the march through the prism of one of its genre features - the environment (conditions) of performance; in the course of considering the features of the specified genre feature, the author identifies the key features of the march genre included in its structure.
Ключевые слова: марш; жанровые признаки; жанр; теория жанра.
Keywords: march; genre signs; genre; genre theory.
В современном музыкознании, исследование какого-либо музыкального жанра, невозможно осуществить без проведения его анализа в теоретической плоскости. Жанр марша, в этом смысле, также не является исключением. Действительно формирование полноценного представления о марше, требует его рассмотрения в ключе теории жанра.
Как известно, теория жанра достаточно интенсивно и плодотворно разрабатывается исследователями, начиная с ХХ века. Наиболее значимые, на наш взгляд, труды в области теории музыкальных жанров принадлежат М. Г. Арановскому [1], А. Г. Коробовой [2], Е. В. Назайкинскому [3], Т. В. Поповой [4], А. Н. Сохору [5], В. А. Цуккерману [6]. Результатом исследований, проведенных перечисленными учеными, явилось формирование в теории жанра целого ряда базовых положений, одно из которых гласит, о том, что каждый музыкальный жанр характеризуется совокупностью ряда внемузыкальных и внутримузыкальных факторов – жанровых признаков. Иными словами, любой жанр, в том числе и марш, характеризуется посредством универсального комплекса жанровых признаков. Проблеме жанровых признаков в теории жанра, наиболее пристальное внимание уделяется в работах Т. В. Поповой [4] и Е. В. Назайкинского [6]. В упомянутых трудах авторами отмечаются такие жанровые признаки, как изложение, функциональное предназначение, среда (условия) исполнения, инструментальный состав (средства исполнения) и содержание.
Стоит отметить, что хотя в ряде работ, посвященных маршу, и предпринимаются достаточно активные попытки жанрового анализа через призму его жанровых признаков, они все же носят достаточно поверхностный, не глубинный характер. Кроме этого, исследований, посвященных проблеме рассмотрения ключевых черт марша, составляющих структуру каждого его жанрового признака, на сегодняшний день нам не известно. В этой связи, целью данной статьи является пополнение представления о жанре марша в теоретической плоскости, путем рассмотрения его через призму такого жанрового признака как среда (условия) исполнения марша, и выявления соответствующих ему ключевых черт.
Начиная разговор о среде (условиях) исполнения марша в первую очередь стоит упомянуть о его звучании на открытом воздухе. Потребности человека в исполнении музыки именно в этой среде, марш во многом обязан своим зарождением в качестве самостоятельного жанра. Как известно, c помощью марша древние люди осуществляли синхронизацию движения войск, траурных или торжественных процессий, и т. д. В свою очередь звучание марша на открытом воздухе связано с рядом важных особенностей.
Во-первых, в подавляющем большинстве случаев, исполнение марша здесь происходит стоя, стоя в движении или в движении с перестроениями. В этом случае музыкальные инструменты оркестра располагаются в строго определенном порядке – оркестровом строю, который принципиально отличается от расположения инструментов оркестра при игре сидя. Во-вторых, на открытом воздухе марш может исполняться также при расположении оркестра сидя в стандартном оркестровом порядке. При этом оркестр, как правило, размещается либо на любой неподготовленной площадке, в роли которой может выступать, например, аллея сквера или парка, либо выступает на специально оборудованной сцене (эстраде, т. н. «ракушке»). И, наконец, в-третьих, качественное с фонической точки зрения исполнение марша стоя и тем более в движении здесь, возможно при помощи только одного средства исполнения, а именно духового оркестра.
Тем самым, стоит отметить, что фоническая сторона при звучании марша на открытом пространстве, и особенно в движении, и в движении с перестроениями, испытывает значительное негативное воздействие внешних условий. Это воздействие связано с особым, по сравнению с помещением, звуковым балансом, как между оркестровыми голосами, так и между элементами музыкальной ткани. Данная ситуация обусловлена влиянием таких факторов как, рассеивание звука на открытом пространстве, отражение его от зданий и сооружений, смешение звука с естественными внешними шумами, а также смена направления звучания целых групп музыкальных инструментов при игре в движении с перестроениями. Складывающаяся ситуация влечет за собой необходимость применения целого арсенала приемов изложения марша, направленных на оптимизацию его звучания, что в конечном счете позволяет маршу достаточно эффективно звучать в рассматриваемых условиях и иметь минимальные потери в качестве звучания.
Кроме открытого воздуха, марш, как известно, может исполняться и в иной среде, имеющей целый ряд особенностей, а именно в помещении. Во-первых, определяющим для данной среды является фактор акустической приспособленности помещения к исполнению музыки, а именно, является ли данное помещение специализированным концертным залом или нет. Безусловно, что данный фактор оказывает значительное влияние на фоническую сторону марша. Так, в отличие от концертного зала, исполнение в не специализированных помещениях[1] накладывает негативный отпечаток на фоническую сторону марша. Как правило, их конструкция придает звучанию музыкального произведения сильнейший эхо-эффект, суть которого заключается в том, что звук, отражаясь от стен, пола и потолка, многократно повторяется и усиливается динамически, придавая звучанию хаотичность, смешение всех голосов и элементов фактуры в единую звуковую массу.
Во-вторых, исполнение марша в помещении, в отличие от открытого воздуха, связано не только с духовым оркестром, и возможно практически любыми средствами, например, симфоническим оркестром, фортепиано, и т.д. И, наконец, в-третьих, звучание марша в помещении возможно в тех же положениях, что и на открытом пространстве, а именно стоя в оркестровом строю, в движении и сидя. При этом, в отличие от звучания на открытом воздухе, вне зависимости от того в каком положении исполняется марш, определяющим является фактор акустики помещения. Также стоит добавить, что, фоническая сторона марша при исполнении его в не специализированном помещении, испытывает на себе негативное воздействие. Здесь, также как и в случае со звучанием на открытом воздухе подобное воздействие достаточно эффективно нивелируется характерными для марша приемами изложения его музыкальной ткани.
Итак, проведенный анализ среды (условий) исполнения марша, позволил нам выявить ключевые черты марша, составляющие структуру данного жанрового признака. Одной из таких черт, отличающих марш от большинства других жанров, является возможность его исполнения без значительного ущерба для фонической стороны, как на открытом воздухе, так и в помещении, (в том числе, не подготовленном в акустическом отношении для исполнения музыки), а также в движении. Другая ключевая черта марша, связанная с рассмотренным жанровым признаком, заключается в том, что для получения эффективного звучания марша на открытом воздухе без использования звукоусиливающей аппаратуры, а также в движении и движении с перестроениями, наиболее рациональным средством исполнения является духовой оркестр. И, наконец, заключительной ключевой чертой марша в рамках среды (условий) исполнения является нарушение динамического баланса между оркестровыми голосами, между элементами музыкальной ткани произведения, при исполнении марша на открытом воздухе (кроме эстрады) по причине влияния эффекта рассеивания, отражения, смешения звука с посторонними шумами, эхо-эффекта. В заключение стоит отметить, что полученные в ходе нашего исследования результаты, могут оказать положительное влияние на дальнейшее развития теории жанров, а также помогут в формировании теоретического подхода к исследованию жанра марша.
[1] Под не специализированными помещениями мы подразумеваем крытые спортивные сооружения (стадионы, спортивные залы, и т.д.), актовые залы, а также холлы, фойе, вестибюли, и т.п.