Поиски художественного стиля и совершенствование технологии в производстве английской керамики XVIII - XIX века
Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Поиски художественного стиля и совершенствование технологии в производстве английской керамики XVIII - XIX века
THE SEARCH FOR ARTISTIC STYLE AND IMPROVEMENT OF TECHNOLOGY IN THE PRODUCTION OF ENGLISH CERAMICS OF THE XVIII - XIX CENTURIES
Michael Gorelov
Candidate of Art History, Moscow State Art and Industry Academy S.G. Stroganova, Russia, Moscow
Аннотация. В приведённом материале рассматривается специфика художественного производства фарфорово-фаянсовой продукции в старейших промышленных центрах Великобритании на основе эволюции этого процесса от ремесленных мануфактур до широкого применения наработанных навыков в массовом производстве керамики. В статье даётся характеристика ряда частных предприятий, специализирующихся в этой области художественной промышленности, отражён поиск художественных образов при изготовлении рисунков и орнаментов для самого разнообразного ассортимента производимой продукции, их трансформация в соответствии с изменяемой формой посуды и потребительского спроса. Подчёркивается, что мануфактуры, а впоследствии и крупные керамические фабрики, привлекали не только именитых художников для росписи своей продукции и проектирования новых её форм, но и "взращивали" своих собственных мастеров, способных создавать конкурентоспособные образцы как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
Abstract. This article examines the specifics of the artistic production of porcelain and faience products in the oldest industrial centers of great Britain based on the evolution of this process from craft manufactories to the widespread use of acquired skills in mass production of ceramics. The article describes a number of private enterprises specializing in this field of the art industry, reflects the search for artistic images in the manufacture of drawings and ornaments for a wide variety of products, their transformation in accordance with the changing shape of dishes and consumer demand. It is emphasized that manufactories, and later large ceramic factories, attracted not only famous artists to paint their products and design new forms, but also "nurtured" their own masters who were able to create competitive samples for both the domestic market and for export.
Ключевые слова: керамика; мануфактура; художественная промышленность; фаянс; фарфор.
Keywords: ceramics; manufactory; art industry; faience; porcelain.
Искусство изготовления керамики известно с древних времен. Первый настоящий фарфор был изготовлен в Китае, во времена династии Хань (206 г. до н.э. − 220 г. н. э.). На протяжении тысячелетий китайским ремесленникам удавалось сохранять рецепт фарфора в секрете, позволяя экспортировать дорогостоящий китайский фарфор в Европу, пока не произошёл прорыв в производстве на немецком заводе в Дрездене в начале XVIII века. В течение нескольких лет фарфоровые заводы возникли в Баварии, Неаполе и многих других местах. В Великобритании, Северный Стаффордшир стал центром производства керамики. Гончарная промышленность Стаффордшира была сосредоточена вокруг шести городов: Тунстал, Бурслем, Хэнли, Сток, Фентон и Лонгтон, которые теперь составляют единый город Сток-он-Трент. Этот регион был известен как Potteries ("фарфоровый"). Многие из мировых инноваций в гончарном производстве произошли именно здесь или привлекли всеобщее внимание к Potteries [1, с. 33-34].
Еще во времена средневековья по всей Англии работало много мелких семейных гончарных мастерских, но после того, как в XVII веке около Бурслема были обнаружены близко к поверхности земли залежи каменного угля и красной глины, а в соседних уездах − свинец, соль и мелкий песок, местные гончары получили огромное преимущество, и с 1710 г. Бурслем стал одним из крупнейших центров производства керамики в Великобритании.
Мастера по изготовлению фарфора − "поттеры" Стаффордшира обжигали свои изделия в печах с чётко выраженной формой бутылки (с толстым круглым основанием и сужающейся дымовой трубой). В период расцвета производства в шести городах было более 4000 бутылочных печей, а в 1960-х гг. их насчитывалось не более 2000. (Рис. 1).
Рисунок 1. Печи для обжига фарфоровых изделий
Внутри внутренней полости печи размещали до тысячи горшков. Для того, чтобы изымать изделия из угольной золы, горшки размещались в ящики из-под шампанского под названием "саггары", которые нагромождались друг на друга в печи в высокие колонны [1, с. 36].
Благодаря изобретениям и умелому руководству первого известного гончара и предпринимателя Дж. Веджвуда стаффордширская мануфактура начала активно развиваться. Его сливочный, или, так называемый "королевский" фаянс пользовался большой популярностью у членов королевской семьи и аристократии. Чтобы обеспечить белый цвет поверхности фаянсовой посуды, керамисты с 1740 г. в фаянсовую массу стали добавлять каолин и кремень и постепенно достигли таких результатов в качестве, что в скором времени смогли конкурировать с ввозимым фарфором из Китая. С 1777 г., после открытия канала между реками Трент и Мерсей, знаменитая продукция Стаффордшира стала в большом количестве поставляться в порт Ливерпуля и отправляться по всему миру, и особенно в США.
Нигде не была так очевидна промышленная революция, как в производстве фаянса в Стаффордшире. Эта небольшая, не имеющая выхода к морю область в центре Англии сначала покрылась сетью каналов, затем сетью железнодорожных путей и наконец автомобильных дорог. Мелкие семейные мастерские середины XVIII века к началу XIХ в. уступили место крупным мануфактурам, выпускавшим массовую продукцию [4, с. 135].
Дальнейшие изобретения в области технологии производства керамики в начале XIХ века привели созданию "каменного" и "костного" фаянса и развитию печати рисунка с медных пластинок, что позволило одному мастеру проделывать тот объём работы, на который ранее требовалось несколько человек. Технологии − двигатель прогресса, и с этим спорить бессмысленно. Интересно на примере одного экземпляра посмотреть − как рисунок, орнамент зависели от изобретенных новаторских методов его нанесения на поверхность формы изделия. (Рис. 2).
К примеру, когда рисунок наносился на периферию изображения, по краям, то можно было увидеть незначительные стыки, не связанные между собой, как будто неправильно склеенные куски обоев. Объясняется это тем, что рисунок наносился по трафарету, изготовленному из папиросной бумаги и при присоединении части этой бумаги прижимались не плотно. Надо сказать, что края изделий часто декорировались учениками, в то время как центральной частью всегда занимались искусные мастера, имевшие хороший опыт. Цветочный орнамент ( в данном случае это крупные фантастические соцветия) может помочь в датировке изделия. В моду он вошел в конце 1830-х гг., в то время как для более раннего периода характерен трафаретный китайский орнамент [2, с. 78]. Рисунок мостов и лодок на реке отпечатан путём приложения одной пластины на дно блюда, что требует большой ловкости, чтобы не образовались складки и сдвиги. Качество достигалось тем, что гравер делал более глубокие прорези на медной пластине в определённых местах для изменения интенсивности пигмента. Этим достигалась пространственная плановость глубин в рисунке.
Рисунок 2. Графика на подносе. XIХ век
В XIХ веке керамическая и фарфоровая продукция стаффордширских мануфактур завоевывает славу не только в Великобритании, но и по всему миру.
Мастера-керамисты добиваются производства очень тонкого фаянса, изобретают новые формы, сочетая их с высокохудожественными рисунками и золочением. Растущий средний класс как викторианского, так и американского общества мог позволить себе покупать не только столовые сервизы, но и чайную посуду. А она, как правило, была всегда дороже. Декоративная керамика тоже стала доступной, и развитие массовой продукции такого рода позволило этому потребителю приобретать статуэтки королевы Виктории и других знаменитостей (включая декоративные фигурки прославленных стаффордширских спаниелей), в том числе вазы, плакетки, подсвечники и т. п. [2, с. 91].
Одной из наиболее известных фирм в плеяде рассматриваемых мануфактур является предприятие промышленника, керамиста, прошедшего весь путь от простого мастера до талантливого директора компании − Дж. Споуда. Свой трудовой путь он начал на керамической мануфактуре в Лонгтоне. Там он начал делать глиняную кремовую посуду с синей росписью, белую и черную керамику.
В 1776 году он купил старые керамические мастерские в Сток-он-Торенте вместе с финансовым партнером Уильямом Томлинсоном, который был адвокатом, и открыл свой бизнес [4, с. 119]. К слову сказать, эта отличительная черта английских мастеров, а в будущем − промышленных дизайнеров, − работать над своими проектами в содружестве с юристом сохранила преемственность и поныне. Более того, эта особенность ведения бизнеса неустанно культивируется в английском художественно-промышленном обществе.
Споуд усовершенствовал синий глазурный принт для керамических изделий, улучшил и завершил формулу для английского костяного фарфора. Главный акцент в работе фабрик Споуда был сделан на недорогое производство. Посуда выпускалась преимущественно несложной формы, но элегантная и с элементами декора в духе времени. Так, в начале XIХ века выпускалась посуда в стиле английского ампира с пейзажами, видами сельской жизни, полевыми цветами. А посуда с охотничьей тематикой пользуется спросом до сих пор. У Споуда масса для выделки изделий из костяного фарфора состояла из 25% фарфоровой глины, 25% фарфорового камня и 50% обожженной костяной муки. Костяной фарфор отличается от настоящего китайского фарфора технологией изготовления. Изделия из костяного фарфора обжигают дважды. Первый раз изделие обжигают после изготовления, а второй − после нанесения глазури, причем, слой глазури должен быть не толще "двух бумажных листков". А потом расписывают. Костяной фарфор фирмы был белым и прозрачным. Самое характерное украшение этого фарфора у Споуд − тонкий серый принт на белой глазури. Хотя, конечно, использовался не только он. Но это была отличительная черта Споуд. С 1770 года гончары Стаффордшира использовали местную желтую глину от бледно-желтого до коричневого оттенков, которые напоминали тростник или бамбук. На заводах Споуд украшали изделия классическими рисунками и цветами. Владелец компании в 1780-е гг. разработал способ подглазурной синей печати. Подглазурная печать того времени была ограничена в цветах, которые не выдерживали обжига и тускнели или менялись. Тогда был моден синий цвет, и Споуд разработал технологию и рецепт таким образом, что стал получаться даже темно-синий цвет. Недаром в 1806 году фирма была удостоена высокого звания поставщика Двора Его королевского высочества принца Уэльского после посещения последним заводских цехов Споуда [4, с. 127].
В 1833 году Споуд сменили Copeland and Garrett, но они часто использовали в своих изделиях марку Spode. Писали Late Spode или включали в название Felspar porcelain.
Так называемая "кремовая" керамика была разработана в 1740-х годах стаффордширским гончаром Енохом Бутом. Сейчас коллекционеры называют эти изделия Creamware. Эти изделия изготавливались из белой глины и кремня. Неочищенная глазурь содержала небольшое количество железа, и это придавало изделию сливочный оттенок. Отсюда и название. (Рис 3). Художники, изготавливавшие рисунки, вдохновлялись образами Древней Греции и Рима и старались воплотить эти черты в своём творчестве достаточно долгое время.
Рисунок 3. Чайный сервиз с мотивами греческого пейзажа. Нач. XIХ века
К концу XIХ века такие стаффордширские мануфактуры, как Споуд, Веджвуд, Давенпорт, Минтон, Мэсон, Риджвей и Ройал-Далтон приобрели поистине всемирную известность. Лишь один английский регион, включавший пять небольших городов, производил столько разнообразной керамики, от огнеупорного кирпича и дешевой простой посуды до изысканных статуэток и раскрашиваемых вручную ваз, что успешно конкурировал со знаменитой продукцией Севра (Франция) [6, с. 48].
Так, благодаря своей удивительной прочности из-за добавок железной руды в фарфоровую массу изделия Мэсонов пользовались большой популярностью в 1820-е гг. Завод выпускал как утилитарную − обеденные сервизы, − так и декоративную продукцию: вазы, украшенные в восточном стиле (Рис. 4).
Рисунок 4. Вазы продукции фирмы Мэсон. Первая треть XIХ века
Фабрика, основанная Дж. Риджвеем в 1794 г. в Хенлее, в течение XIХ века специализировалась на выпуске большого ассортимента продукции из непрозрачного фарфора, декорированного цветной надглазурной эмалью. Отличительной чертой рисунка фирмы являлся его контур, выполняемый подглазурной росписью кобальтом. Рисунок наносился до первого обжига, а декорировался перед вторым [6, с. 54].
В XIХ веке завод Минтона был наиболее динамичным гончарным производством в Стаффордшире, привлекавшим многих французских художников (Ватто, Буше). Как правило, кувшины, изготовленные по их эскизам, повторяли по форме аналогичные изделия из серебра или другого металла. Традиция декора с небесно-голубым фоном восходит к севрскому фарфору XVIII века. К примеру, центр вазы на Рис. 5, украшенный изображением крылатого купидона, выполнен вручную художником Антуаном Бульмье, который специализировался исключительно на рисунках детских фигур. Подобный сюжет с голубым фоном и золотой каймой был типичным для того времени. (Рис. 5). Помимо этого, фирма приобрела известность благодаря расписной керамической плитке для каминов и убранства интерьеров [6, с. 56].
Рисунок 5. Ваза продукции фирмы Минтон. 1870-е
Поливная майолика Минтона, Веджвуда, Холдкрофта и др. на удивление долго сохраняла стиль викторианской эпохи как в формах, так и в декоре. Стаффордширские гончары использовали свинцовую глазурь вместо традиционной оловянной, которая наносилась на непрозрачную или полупрозрачную керамическую массу. Эти изделия различны по формам и размерам − от миниатюрных швейных баночек до декоративных фонтанов почти 10 − метровой высоты. Также потребительским спросом пользовались цветочные горшки-кашпо из майолики [3, с. 63].
Исследование развития английской керамики было бы не полным, если не рассмотреть самобытные керамические и фарфоровые заводы, действовавшие в других частях Британских островов и производящие продукцию, аналогичную стаффордширской.
В графстве Йоркшир большое число гончарных мастерских сосредоточилось около Ротерхэма и Лидса. В Южном Уэльсе гончарная мануфактура Суонси выпускала керамику до середины XIХ века, а в Северной Ирландии в округе Ферменау в последней четверти века возник и быстро развивался завод "Беллик". Это предприятие знаменито своей тонкой, хрупкой керамикой. Вдохновленные морской флорой и фауной, местные мастера создавали художественные образы, в которых прочитывались формы раковин или морских коньков, орнамент представляли изумрудно-зелёные или розовые ленточные окантовки [1, с. 90].
Успешно функционирующие шотландские мануфактуры, расположенные в Эдинбурге, специализировались в основном на выпуске относительно недорогой посуды. На северо-востоке страны, в районе Сандерленда, существовало более десятка гончарных мастерских. Для их изделий характерен декор с напечатанным чёрной краской рисунком сандерлендского моста и розовая блестящая глазурь, так и именовавшаяся по своему географическому названию. Несколько гончарных заводов в Сандерленде выпускали белую поливную керамику с блестящим фоном розового цвета и медальонами. (Рис. 6). Рисунок на медальонах был часто оттиснут черной краской и изображал сцены прощания моряков и масонскую символику. В этой же области гончарная мастерская Св. Антония (Ньюкасл-на-Тине) занималась выпуском фигурок разнообразных домашних животных [1, с. 93].
Рисунок 6. Сандерлендский кувшин. 1840-е
Заводы Колпорта, Дерби и Ворчестера, выпускавшие тонкий и костяной фарфор, составляли наиболее серьезную конкуренцию для Стаффордшира в связи с выходом своей экспортируемой продукции на мировой рынок.
Производство Coalport было основано в Шропшире ещё в конце XVIII века, когда началось объединение мастерских по двум сторонам одноименного канала, благодаря строительству моста. Особенной популярностью среди продукции этой мануфактуры, созданной Джоном Роузом, пользовались лепные цветы, так называемый «китайский Колпорт» (Рис 7). Также благодаря их модели «индийское дерево» возникло одноименное стилистическое направление, взятое на вооружение и большинством других английских мануфактур. Королевское общество искусств уже в 1820 году наградило Колпорт золотой медалью. А презентационная коллекция с Большой Всемирной выставки 1851 года в Лондоне даже была подарена королевой Викторией царю Николаю I. С 1889 года был организован регулярный экспорт продукции Колпорта в США [4, с. 102].
Рисунок 7. Чашка мануфактуры Coalport . 1830-е
Английскому заводу из Ворчестера Royal Worcester мировую славу принесли роскошные сервизы, оригинальные кружки, тончайшие чашечки из костяного фарфора и другая посуда, качество которой из года в год все более совершенствовалось. Первая посуда, относящаяся к восемнадцатому веку, не могла похвастать особым качеством и оригинальностью. Рынок заполонил дешевый китайский фарфор, под стать которому изготавливали низкобюджетную продукцию. В основном это был синий и белый фарфор. Однако владельцы предприятия абсолютно правильно сделали ставку на подбор мастеров высокого класса, благодаря чему на фабрике появился собственный неповторимый стиль. В разные годы на предприятии работали профессиональные дизайнеры и художники, внесшие огромный вклад в развитие завода. Так, в XIX и XX веках это были D. Bates, C. Dresser, T. Baxter, W. Billingsley и многие другие талантливые мастера своего дела. [5, с. 26]. Профессиональным дизайнерам удалось создать великолепные вазы, кофейные и чайные сервизы, урны и прочие изделия, которые являются отдельными произведениями искусства. Это не робкие попытки подражать чужим произведениям, а шикарные композиции цветов, фруктов, причудливые формы и орнаменты, украшающие оригинальные модели (Рис. 8).
Рисунок 8. Тарелки продукции фирмы Royal Worcester. 1850-е
В 1750 году в графстве Дербшир был основан завод Дерби. Изначально на фабрике выпускали столовую посуду в стиле Мейсена и Челси. Блюда, соусницы, супницы, вазы украшались орнаментом из цветов, фруктов, птиц, насекомых, выполненных очень реалистично. Художников вдохновляли прекрасные ботанические сады и английские парки. С конца 1780-х годов в изделиях Дерби стал преобладать неоклассицизм, появился эмалевый пастельный фарфор с изображениями пейзажей, морских сцен. В самом конце ХVIII века была модна роспись роскошными цветами, которые украшали ободки тарелок и блюд. Затем был период английского ампира. В этом стиле работал знаменитый английский художник-керамист Уильям «Квакер» Пегг. В первой половине XIX века выпускались изделия с позолотой в стиле имари, которые пользовались большим спросом. В 1890 году Королева Виктория удостоила компанию звания «Поставщик фарфора ее королевского величества». Мануфактура стала называться Royal Crown Derby. Кстати, чайные сервизы именно этой торговой марки были столах пассажиров первого класса на корабле «Титаник» [6, с. 73]. (Рис. 9).
Рисунок 9. Супница фирмы Royal Crown Derby. 1890-е
После Всемирной выставки 1851 года, состоявшейся в Лондоне, наступила реакция потребителя на массовую керамическую и фарфоровую продукцию. Во-первых, в Европе укрепился очень серьёзный конкурент не только керамическим заводам Севра из Франции, но и фаянсовым фабрикам из Китая и Японии. Благодаря усилиям художников, стремившихся отойти от восточных орнаментов и создать свой собственный декор и цветовую гамму, свою линию рисунка, свою форму вещи, а также специалистов-технологов, создающих уникальные сочетания природных и химических компонентов для производства непревзойденной керамической продукции, стало возможным расширить ассортимент товаров массового потребления с высокими художественными и эксплуатационными качествами. Во-вторых, эксперименты с палитрой подглазурных и надглазурных красок, с температурой обжига, с текстурой проектируемой формы, стимулировали производителей к поискам серьёзных открытий в области производства с целью повышения конкурентоспособности их товара. В-третьих, если мы рассматриваем функцию дизайна как мотиватора массового производства с целью наполнения рынка разнообразными товарами спроса, то художественно-технологическая составляющая этой функции была ярко отражена в деятельности английских мастеров керамики XVIII - XIX веков. Их эмпирический путь, который они прошли методом проб и ошибок, творческих разочарований и побед, был документально отражён в создании технологии изготовления фарфорово-фаянсовой продукции и способов нанесения рисунка на поверхность проектируемых форм. Этот бесценный опыт используется и поныне в промышленном производстве этой области.