Развитие абстрактного искусства в Крыму конца ХХ - начала XXI века
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Развитие абстрактного искусства в Крыму конца ХХ - начала XXI века
Development of abstract art in Crimea
Anastasiya Yarulova
Student, Crimean Engineering and Pedagogical University, Russia, Simferopol
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности культурных явлений, влияющих на становление и развитие абстрактного искусства на крымском полуострове. На основе анализа творческой деятельности крымских абстракционистов, наблюдается развитие абстрактного искусства Крыма.
Abstract. In this article we consider features and trends of cultural phenomena, influencing the formation and development abstract art on the Crimean peninsula. Based on the analysis of creative activity Crimean abstractionists, the development of abstract art of Crimea is observed.
Ключевые слова: абстракционизм; современное искусство; перцепция; Крым; образ.
Keywords: abstract art; modern art; perception; Crimea; image.
Появление абстрактного искусства в России было следствием более основательных и глубоких процессов в искусстве и философском мировоззрении русского человека. Начиная со второй половины XX века, в культурной среде начинают происходить существенные изменения, вызывающие кризис перцепции искусства, возникает необходимость в переопределении границ искусства и его выставочных практик. Восприятие произведений меняется, происходит переориентация с материального качества работ на процесс их создания, контекст и трактовку.
В Крыму выше обозначенные процессы начинают развиваться в конце ХХ века. Крымский полуостров являлся обособленным местом и требовал нового развития во всевозможных сферах искусства – живописи, архитектуре, музыке, литературе и т. д. Абстракционизм является относительно новым направлением, ведущим крымчан к пониманию окружающей реальности, существующей в культуре.
Одним из ярких представителей абстрактного искусства в Крыму является Бойченко Владимир Анатольевич – член творческого союза «Академии абстракционизма». В 1990-е годы художник один из основателей и вице-президент Крымского филиала Международной федерации художников и графиков ЮНЕСКО, с 2003 года — председатель Творческого союза художников и искусствоведов «Академия абстракционизма». В данный союз входят – Владимир Бойченко, Людмила Левина, Татьяна Никольская, Геннадий Якшин, Владимир Довгань, Павел Хлебовский, Елена Душкевич и многие другие. Основные цели «Академии абстракционизма»: активная творческая деятельность, содействие возрождению, развитию и популяризации абстракционизма.
Работы Владимира Бойченко находятся в Симферопольском художественном музее, Севастопольском художественном музее имени П.М. Крошицкого, а также в многочисленных галереях и частных коллекциях Германии, Франции, Чехии, Украины и России.
Первая персональная выставка художника «Я – гений, гений – Я» открылась в стенах городского и делового культурного центра города Севастополя в 1998 году. На открытии выставки фигурировали вопросы самоидентификации, метаграфическая живопись, крайних форм, двойственности. Сам художник говорит: – «Творчество это возможность через классические формы (плоскость, линия, пятно) погружаться в «Я», в истинное «Я»… Это медитация в живописи» [1]. В последующем персональные выставки автора проходили в 2004, 2005, 2009, 2010, 2012, 2014, 2015 годах, а также автор является участником выставок в Крыму, Москве и Санкт-Петербурге.
Также «Абстрактно» работают такие крымские художники как Дмитрий Филов, Арсен Рустамов, Николай Дудченко, Ирина Панченко, Данил Березовский, Полина Орлова, Светлана Борозенцева. В своем творчестве, подобно основоположникам абстракционизма ХХ века, крымские художники-абстракционисты следуют трем принципам:
1. Принцип субъективизма – как приоритет в творчестве. В данном случае субъективизм в искусстве следует рассматривать как акцент самобытного личностного фактора в творческом процессе;
2. Принцип отрицания устоявшихся традиций в искусстве;
3. Принцип отказа от изображения реальной действительности (принцип беспредметности).
Принцип беспредметности, так как он является определяющим в беспредметном искусстве, требует более обстоятельного разбора. Прежде всего, необходимо дать объяснение этому принципу и рассмотреть сам механизм абстрагирования в беспредметном искусстве. Под данным принципом следует понимать отказ от изображения реального мира. В беспредметном искусстве, отвлекаясь от реальных свойств предметов, художники начинают рассматривать в качестве самостоятельных отдельные свойства, стороны, состояния предмета или явления, независимо от производных материальных носителей [1, с. 54].
Следует отметить, что механизм абстрагирования в беспредметном искусстве отличается от естественно-научной абстракции, а также от «абстракции художественной», понимаемой как «способ художественного мышления и построения образа реальности в искусстве» [3, с. 212]. В беспредметном искусстве изображения возникают не в результате анализа перцептивного образа, а в процессе объективации данных, полученных от деятельности психических структур: чувственной сферы, эмоций, подсознания, интуитивного мышления.
Если в классическом искусстве исходили из того положения, что воспроизводимый в творческом процессе перцептивный образ связан с внешним реально-конкретным образом, то в беспредметном искусстве допускается существование внутреннего перцептивного образа для сенсорных психических явлений.
Выше описанным принципам и положениям также следует и Керченский художник абстракционист Василий Химий – член союза художников Украины и России. Работы художника находятся в музее современного искусства Украины в Киеве, в Картинной галерее Керченского историко-культурного заповедника, в союзе художников России и Белоруссии, а также в частных коллекциях Канады, Финляндии, Украины и России. Персональные выставки автора проходили в 2008, 2010, 2012, 2015 годах.
Одна из масштабных персональных выставок посвященных абстрактному искусству прошла в 2012 году в Союзе художников России города Симферополя.
Концепция автора заключается в исследовании характера и способов взаимодействий изобразительных элементов, результатом которых является гармонизация всех пластических связей в работе. Гармоничное состояние в произведениях автора требует разработки определенного художественного образа. Поводом для создания пластического образа служат впечатления от окружающего мира, весьма разнообразные, послужившие поиском или эскизом образа. Базовые или основные композиционные ходы в процессе работы, иногда становится основной пластической идеей как способ взаимодействия. Основная концепция художника – чистота цвета, ясность и четкость замысла, простота в исполнении.
Сложность восприятия современного искусства связана с таким фактором: в начале XX века исчезает некая единая направленность цивилизации в культуре, несмотря на искусство предшествующих поколений, где в художественной жизни социума находили отражение основные движущие идеи духовной составляющей данной эпохи или культуры.
Необходимо отметить что, невзирая на доступную достаточно широкой аудитории историю развития современного искусства, оно по сей день вызывает большое количество вопросов, связанных с эстетическим восприятием и содержанием своих арт-объектов.
Основополагающие вопросы, стоящие перед осмыслением современного абстрактного искусства, раздаются порой как обвинение в отсутствии смысловой доминанты. Также, нередко подвергается сомнению существование непосредственно феномена самого искусства [2, с. 17]. Не смотря ни на что, произведения современного искусства заставляют современного художника выйти за рамки стереотипного мышления, оказаться выше обыденных, рутинных проблем.
Отказываясь от стереотипного взгляда на искусство, которое должно заниматься поиском прекрасного, крымские мастера стремятся раскрыть все уровни многомерного концептуального арт-объекта и увидеть в нем гносеологическую составляющую.