А. П. Бородин. "Маленькая сюита" для фортепиано, к вопросу о трактовке цикла
Конференция: XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Музыкальное искусство
XIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
А. П. Бородин. "Маленькая сюита" для фортепиано, к вопросу о трактовке цикла
С именем Александра Порфирьевича Бородина, прежде всего, связываются эпические полотна его симфоний и оперы. Фортепианное же наследие уступает им по значимости.
Однако известно, что композитор хорошо владел фортепиано, мог свободно исполнять свои сочинения, а также переложения оркестровой, камерной и оперной музыки других композиторов. Вместе с тем, перечень произведений для фортепиано невелик: «Патетическое адажио», «Маленькая сюита», «Скерцо» (As-dur) – для фортепиано в две руки; Полька «Helene», «Скерцо» (E-dur), «Тарантелла» - для фортепиано в 4 руки. Кроме того, Бородин принял участие в коллективном сочинении Парафраз на неизменяемую тему для фортепиано в три руки (его перу принадлежит Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием).
Произведения для фортепиано Бородина, в основном, не отличаются блеском и виртуозностью. Они предназначены, прежде всего, для домашнего музицирования. Среди фортепианного наследия композитора особенно выделяется «Маленькая сюита». Жанр инструментальной сюиты получил широкое распространение как в русской музыке 19 века, так и зарубежной. Опираясь на опыт предшественников, Бородин сумел создать пьесы, самобытные по образному строю и языку.
Интересно и композиционное решение цикла. Именно этой проблеме и посвящена данная работа.
«Маленькая сюита» написана для известной в то время бельгийской музыкальной деятельницы, активной пропагандистки русской музыки за границей графини Мерси д`Аржанто. Новое сочинение, законченное в 1885 году, сразу же приобрело огромную популярность в Бельгии.
На первый взгляд сюита представляет собой альбом, содержащий семь различных по содержанию фортепианных миниатюр, не связанных между собой. Это подтверждается и тем, что три последние пьесы сочинены были раньше, еще в середине 70-х годов.
Возможно, что тогда композитор не имел еще намерения создать фортепианный цикл, подчиненный какой-либо программе.
В 1885 году Бородин написал четыре новые пьесы, добавил к ним ранее написанные и объединил все это в программный цикл, семь частей которого связаны единством замысла. Об этом свидетельствует сохранившийся в черновиках подзаголовок сюиты - «Маленькая поэма любви одной молодой девушки». Краткие пометки раскрывают содержание каждой миниатюры и последовательное развитие в цикле единого музыкального образа:
1. Под свободами собора.
2. Мечтает об обществе.
3. Думает только о танцах.
4. Думает о танцах и о танцоре.
5. Думает только о танцоре.
6. Мечтает под звуки песни любви.
7. Убаюкана счастьем быть любимой [1].
Нельзя, конечно, считать эту запись настоящей программой цикла, хотя бы потому, что сам автор не обнародовал ее, и потому, что некоторые пьесы были сочинены раньше, чем сделана эта запись, но она помогает лучше понять замысел автора и содержание пьес цикла.
«Маленькая сюита», несмотря на то, что создавалась на протяжении нескольких лет и объединение пьес, на первый взгляд, кажется случайным, особенно если не знать программы, тем не менее, она имеет определенный композиционный замысел. Так первая пьеса «В монастыре» выполняет функции заставки, пейзажной зарисовки. В ней воплощен обобщенный образ Руси, ее бескрайних далей и колокольных звонов. Своей эпической широтой и емкостью, эта пьеса стоит несколько особняком среди лирических и жанрово-бытовых пьес сюиты. Поэтому следующая пьеса – «Интермеццо», играет роль перехода, связки от величественной заставки к последующим пьесам, отсюда и ее название.
В центре сюиты – две мазурки, разнохарактерные по своему содержанию. Это самые развернутые пьесы в цикле, по протяженности почти равные всем остальным пьесам вместе взятым. Первая мазурка – блестящая, бальная, вторая – лирическая поэма.
Последняя осуществляет плавный переход к заключительному разделу сюиты – лирико - жанровому финалу, который состоит из трех миниатюр, образующих своеобразную трехчастную композицию. Крайние части ее представляют типичную для Бородина лирику утешения («Грезы» и «Ноктюрн»), а в середине – жанрово-бытовая сценка – («Серенада»).
Как известно, А. Глазунов сделал оркестровку сюиты, и в этом варианте «Маленькая сюита» имеет даже более счастливую концертную судьбу, чем оригинал. Желая сделать более эффектной концовку сюиты, композитор ввел в финал Скерцо ля-бемоль мажор Бородина, а «Ноктюрн» сделал средней частью между повторениями скерцо.
Считаем, что Глазунов нарушил тем самым замысел композитора, скерцо, на наш взгляд, выглядит неким инородным телом в этом лирически - утонченном финале произведения.
Связи между пьесами осуществляются и другим способом, более тонким и оригинальным. Несмотря на то, что каждая пьеса имеет четкое завершение, и нет ремарки attacca, композитор явно стремится к плавности перехода от одной пьесы к другой. Например: пьеса «Интермеццо» написана в фа мажоре и заканчивается на тонике.
Следующая пьеса – «Мазурка» написана в до мажоре, но начинается со звука «фа», многократно повторенного, который и осуществляет плавный переход от одной пьесы к другой. «Мазурка» ре-бемоль мажор так же начинается с того же звука, которым закончилась предыдущая пьеса (до). Пьесы «Грезы» и «Серенада» написаны в одной тональности, Des-dur, и поэтому еще более воспринимаются как продолжение друг друга. А последняя пьеса сюиты хоть и написана в соль-бемоль мажоре, но начинается с Д2 к ре-бемоль мажору и поэтому так же осуществляется плавный переход. Исключением в этом отношении является пьеса «В монастыре». От нее к следующей пьесе связки нет, что еще раз подчеркивает обособленность первой пьесы от последующего, ее особая роль в сюите.
Интересен и тональный план. Единственная минорная тональность – до-диез минор – это тональность первой пьесы и больше она нигде не возвращается, что так же связано с положением этой пьесы в сюите.
Вместе с тем, в цикле большую роль играет тональность ре-бемоль мажор, которая является одноименной тональностью первой пьесы.
В этой тональности написаны три пьесы в цикле, которые идут друг за другом, образуя связанную группу пьес. Тональный план сюиты разомкнут, произведение заканчивается в тональности, которая в цикле ни разу не встречалась – соль-бемоль мажор.
В сюите три образные сферы: эпическая, жанрово-бытовая и лирическая, то есть те сферы, которые характерны для творчества Бородина в целом. Эпическая сфера, как уже было сказано, представлена одной пьесой – «В монастыре». Она выделяется масштабностью, картинностью, в ней ощутимо повествовательное начало, опора на интонации народной песни.
Жанрово-бытовая образная сфера нашла свое воплощение в трех пьесах: мазурках C-dur и Des-dur и «Серенаде».
Эти пьесы представляют собой небольшие сценки, для них характерна опора на бытовые жанры, мягкий юмор.
Сфера лирики представлена в остальных пьесах: в «Интермеццо», «Грезах» и «Ноктюрне». Это, как уже было сказано, лирика утешения, - нежная и ласковая.
Таким образом, «Маленькая сюита» Бородина, по сути, является тонко и оригинально организованным циклом, где пьесы следуют друг за другом по определенному принципу, который не следует нарушать.