Статья:

Особенности художественного проектирования российского текстильного рисунка конца ХIХ-начала ХХ

Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Техническая эстетика и дизайн

Выходные данные
Филиппенко Н.А. Особенности художественного проектирования российского текстильного рисунка конца ХIХ-начала ХХ // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам XL междунар. науч.-практ. конф. — № 9(40). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 14-19.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности художественного проектирования российского текстильного рисунка конца ХIХ-начала ХХ

Филиппенко Наталия Анатольевна
аспирант 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн», УО «Белорусская государственная академия искусств», Республика Беларусь г. Минск

 

Аннотация. В настоящей публикации предпринимается попытка обозначить ключевые особенности и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн на территории России конец ХІХ – начало ХХ веков.

Abstract. In this publication, an attempt is made to identify the key features and methods of designing a textile pattern in the Art Nouveau style in Russia late 19th – early 20th centuries.

 

Ключевые слова: Модерн, текстильный рисунок стиля модерн, проектирование текстильного рисунка.

Keywords: Art nouveau, modern textile pattern, textile pattern design.

 

Художественный текстиль является одной из наименее исследованных сфер изобразительного искусства. В его истории встречаются практически забытые периоды. К ним относится конец ХІХ – начало ХХ веков, когда на текстильных фабриках массово производились высококачественные ткани в стиле модерн.

Модерн – своего рода интернациональный стиль. Система его закономерностей проявляется во всех странах европейской культуры одинаково, но при этом зачастую наблюдается обращение к собственным традициям, что выделяет свои особенности.

Возвращаясь к истории текстильного рисунка, можно отметить, что с 1822 года в России существенно ограничили импорт иностранных тканей, так  как была введена высокая пошлина. Это побудило иностранных промышленников открывать текстильные производства на территории Российской империи. Владельцы не стремились разрабатывать новые рисунки, а делали ставку на уже узнаваемый стиль. Эстетическим ориентиром оставались западноевропейские, а особенно французские образцы тканей. Фабрики заключали договоры с иностранными рисовальщиками на поставку рисунков, а именно на импорт эскизов и коллекций готовых образцов (так называемых абонементов). На некоторых набивных фабриках главными художниками были французы, которые воспроизводили абонементы с точностью до мельчайших подробностей. Большинство рисовальщиков выполняли ремесленную работу по копированию и адаптации образцов. Авторы этих образцов часто остались неизвестными, но были и исключения. Например, авторская мастерская О. Грюна на Трёхгорной мануфактуре Москвы, где разрабатывали самостоятельные кроки, шедшие в производство[1].

Диапазон выпускаемых тканей был весьма широк, и трудно говорить об общих стилевых предпочтениях. Помимо дорогих интерьерных тканей в стиле модерн выпускалось огромное количество ситцев в горох, полоску, клетку, с цветочным и геометрическим орнаментом, детских со сказочными сюжетами, платков к юбилеям и важным событиям и многое другое, что распространялось по просторам Российской империи и шло на экспорт. Но на мой взгляд, самыми любопытными были ткани стиля модерн или ар-нуво.

Основная часть населения страны – это крестьяне и рабочие. Для них провинциальные рисовальщики воспроизводили традиционные орнаменты. Широкое распространение ткани модерна получили в городской среде, и потребителями стали интеллигенция, купечество и мещанские слои. Текстиль играл не последнюю роль, соединял интерьерные изделия в единый орнаментальный ансамбль и способствовал новому формообразованию костюма.

Модерн ассоциируется у всех с растительным орнаментом. И раньше художники обращались к растительным мотивом, но это скорее было новые комбинации готовых форм, а с приходом модерна, изменилось понимание, исходя из принципов цельности и эргономичности, открываются новые соотношения между формой и структурой. Поэтому «флоризм» художников конца ХIХ – начала ХХ отличается от цветочных композиций предшествующих исторических периодов. Из растительного мира выделяют растения с тянущимися формами, которые способны слиться воедино с конструктивным остовом здания, предмета интерьера или одеждой человека. При зарождении стиля в Англии, текстильный орнамент был скромным и опирался на детальное изображение местной флоры.

В орнаментах художников, работающих в России, можно проследить все этапы развития европейского модерна, но культура и восприятие окружающей среды накладывают свои отпечатки [1].

Широкое распространение получило изображение луговых и болотных трав, а наиболее популярными стали кувшинки, лилии и камыш. Тонкие  нитеобразные стебли, которые стремятся в высь, завершаются крупными тяжелыми цветами, тем самым создается атмосфера неустойчивости. Зритель погружается в подводный мир, с иными пространственными отношениями, законами и жителями.

С подводным миром сопутствует и подземный мир «вечной ночи». Узловатый орнамент корневищ, с тонкими ростками, дополненный в текстильных композициях мотивами с изображением червей и личинками жуков.

Не обошли стороной и земной мир художники. Но тут есть кардинально разные подходы.

Отталкиваясь от русского фольклора, где связь между подземным, подводным и земным осуществляется через болота. Художник открывает зрителю бурелом лесов, переплетающиеся корни и стебли, мхи, лишайники, бледные с тонкой ножкой поганки, извивающихся змей, сов и филинов. Многое вызывало противоречивые впечатление, и порой, противники нового стиля называли орнаменты «Движение ленточных червей». Но в противовес этому встречались и изображение дурманящих цветов леса, садов, далёких чужеземных стран и сюжеты райских садов:  египетские лотосы, тропические орхидеи, китайские хризантемы, японские ирисы. По-новому изображался сюжет райского сада. В коллекции декоративных тканей Прохоровской Трехгорной мануфактуры в 1890-1910-е годы можно насчитать около 30 вариантов сюжета райского сада [2, с. 19].

Интерес к восточному искусству, а именно, использование традиционных для японского и китайского декоративно-прикладного искусства, и графических решений форм цветочных растений: астр, хризантем, акаций и ирисов, был актуален на протяжении всех этапов модерна, но широкое применение получило в первые годы ХХ века.

Через развитие модерна проходила тема луговых или сорных трав. Но с трансформацией в национальное русло и использованием васильков, ромашки, земляники, лопуха, клевера, незабудки. Менялась и цветовая палитра от постельных и природных оттенков, к более контрастному цветовому решению.

Впервые в стиле модерн в графике орнамента появляется изображение микроформ строение различных растений и иных органических и неорганических веществ. Художники заглянувшие в окуляр микроскопа, открыли иной мир, где уже существовали орнаментально организованные формы. Строение оболочек клеток, кристаллы химических соединений позволили создавать не существовавшие ранее в текстильном рисунке орнаментов.

Переходя от тем изображенных на полотнах модерна к композиционному построению, хочется отметить главные направления. Самым главным является отказ от ярко выраженной симметрично-осевой композиции. Узор стремится выйти за пределы предназначенной ему рамки, мотивы сильно увеличились в размерах и изогнулись. Вытягивание по вертикали классических схем рапортных построений, отказ от жестких орнаментальных структур и распространение безрапортных композиций, предали текстильному рисунку некую недосказанность, что позволило обвинять орнаменты модерна в незавершенности. На взгляд исследователей, это является художественным приемом в концепции «растущего орнамента» [2, с. 21].

В растительных рисунках декоративных тканей модерна важную роль играет фон, его количество, цвет, фактура – все использовалось в выверенных пропорциях. Чтобы зрительно орнаментальное поле ткани было и активным элементом, и не было чужеродным в пространственной среде интерьера.

Проблема «фигура-фон» рождает новые подходы к построению отдельных форм. Включение линий, штриха, пятновой заливки цвета, точечных фактур проявление переосмысления и творческих экспериментов. Главную позицию в стиле модерн за собой оставляла линия, тем более из-за особенностей нанесения рисунка на ткань. Значение линии никогда не преуменьшалось, а в данный период еще сильнее подчеркнуло ее уникальность.

Текстильный рисунок не развивался самостоятельно. Живопись и графика активно влияли на декоративно-прикладное искусство, об этом узнавали с обзоров с выставок, которые печатались в журнале «Искусство и художественная промышленность» и европейских периодических изданиях. Русская книжная графика и плакат знакомили художника по текстилю с виртуозами графической линии, как А. Муха, Г. Фогелер, О. Бёрдсли, Т. Т. Хайне. При сравнении работ И. Билибина и тканей Прохоровкой Трёхгорной мануфактуры можно увидеть общие орнаментальные мотивы [2, с. 23].

В эпоху модерна художниками были выработаны новые методы проектирования текстильного рисунка: поиск орнаментального мотива при помощи зарисовок биоформ, обработка орнаментального мотива путём обобщения форм. Работа над текстильным рисунком обрела последовательные этапы: поиск мотива, отрисовка мотива, разработка орнаментального эскиза и колорирование. Данные этапы используются и сейчас в творческой деятельности современных дизайнеров по тканям.

В Европе к концу 1890-х годов происходит перенасыщение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве гнутыми формами, поэтому процесс развития «волнистых линий» приостанавливается.

В России текстиль, особенно набивной, продолжает развитие, проектируется художниками и студентами художественно-промышленных училищ. Еще в первые десятилетия ХХ века в творческих мастерских постепенно происходит расширение фольклорного направления. А уже в предреволюционное десятилетие появляются признаки шаблонности: стандартизируются художественные приемы разработки мотива, стабилизируются размеры рапорта.

Со временем роскошный художественный текстиль, который использовался для интерьеров, что были спроектированы первоклассными архитекторами, не подходил дешевым доходным домам и купеческим лавкам. Такое противоречие достигло кульминации в начале 1910-ого, когда декоративный текстиль распространился в губернские и даже уездные города. В предреволюционный период и последующие года слишком артистичные и буржуазные ткани не подошли для идеологии пролетариата. На смену «роскоши» пришли смелые ткани авангарда со своими законами и идеями.

Текстиль русского модерна остается неизвестным для широкой аудитории и исследователей. Коллекции тканей находятся в фондах музеев и фабричных мастерских, открывают свои «миры» на редких выставках.

Проведённый анализ позволяет выделить ряд особенностей художественного проектирования текстильного рисунка стиля модерн на территории России. Проектная деятельность имеет ярко выраженные национальные черты, черпает вдохновение в местной флоре и фауне, присутствуют фольклорные сцены и мотивы. Но на ряду с этим проявляется влияние японского, китайского, английского, французского искусства. Внедрение новых методов проектирования: поиск орнаментального мотива путем натуральной зарисовки биоформ и обработка орнаментального мотива обобщением форм (стилизация). Все это подвержено новым единым принципам проектирования: стилеобразующая линия в орнаментальной пластике текстильной композиции построена по законам динамического равновесия, увеличение раппортной клетки по вертикали, а иногда и по горизонтали, принцип стилизации. Работа над текстильным рисунком состоит их последовательных этапов: поиск мотива, отрисовка мотива, разработка орнаментального эскиза,  колорирование [1, с. 23].

Стоит отметить, что большинство современных идей в области проектирования текстильного рисунка базируются на принципах и методах сформировавшихся в эпоху модерна, также они легли в основу современной методики обучения дизайнеров текстиля.

 

Список литературы:
1. Коржуева А. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – Москва, 2006. – 28 с.
2. Ткани Москвы / авт.-сост. К. Гусева, А. Селиванова; Музей Москвы.– М.: «Кучково поле Музеон», 2019. – 240 с.: ил.