ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ УСАДЬБА XVIII-XIX ВВ. КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Конференция: LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ УСАДЬБА XVIII-XIX ВВ. КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
PROVINCIAL ESTATE OF THE 18TH-19TH CENTURIES AS A HISTORICAL AND CULTURAL PHENOMENON
Rena Alieva
Candidate of Art Histiry, department, Russian State Artistic and Industrial University named after S.G. Stroganov – RGHPU, Russia, Moscow
Marina Krotova
Postgraduate student, Russian State Artistic and Industrial University named after S.G. Stroganov – RGHPU, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается особенный тип русской усадьбы –провинциальный и выявляются черты с точки зрения феноменологии.
Abstract. The article examines a special type of Russian estate – provincial and identifies its features from a phenomenological point of view.
Ключевые слова: провинциальная усадьба, усадебная культура, идентичность.
Keywords: provincial estate, manor culture, identity.
«Усадьба, в которой жила Анна Сергеевна,
стояла на пологом открытом холме,
в недалеком расстоянии от желтой каменной церкви
с зеленой крышей, белыми колоннами…».
И.С. Тургенев «Отцы и дети» [7. Т. 8, с.75]
Провинциальные усадьбы являются выдающимися архитектурными ансамблями – феномен, олицетворяющий дух эпохи и характерные черты национальных обычаев. Это мир, где гармонично соединяются история и культура.
В большой российской энциклопедии термин УСАДЬБА обозначается так: «Отдельное землевладение с комплексом жилых и хозяйств. построек, а также с насаждениями (парками, садами и т. п.). <…> У. Этимология слова происходит от глагола «сажать», «усадить» и отражает определённый этап развития поместновотчинного права <…> Особое место в истории и культуре России занимает провинц. дворянская (со 2-й пол. XIX в. также и купеческая) У.» [5, с. 178].
Исторически сложилось так, что усадьба просуществовала 99 лет и несмотря на свою непродолжительность, она внесла значительный вклад в материальное и нематериальное культурное наследие: «…и жизнь ее была коротка. Может быть, поэтому она кажется такой прекрасной и вечно юной» [9, с. 310].
Одним из факторов, благодаря которому XVIII век можно считать периодом формирования провинциальной усадьбы, стало принятие «Манифеста о вольности дворянской» в 1762 году. Этот документ позволил дворянам освободиться от военной службы, что открыло им возможность не только посещать усадьбы в пожилом возрасте, но и наслаждаться временем в них в юности. Ранее военная служба занимала почти всё время жизни дворянина. А.Т. Болотов в своем труде «Жизнь и приключения Андрея Болотова» отмечает: «Все дворянство находилось тогда в военной службе, а в деревнях живали одни престарелые старики за болезнями и дряхлостью отставленные» [1, с. 124].
С выходом манифеста дворяне начали принимать решение о том, оставаться ли на государственной службе или уйти с нее. Многие решали подать в отставку и возвращались в свои родовые поместья, что послужило начальным толчком к строительству усадеб. Они стремились улучшить свои владения, проживали там, создавали семьи, воспитывали детей, принимали гостей и организовывали различные мероприятия. В результате усадьба становилась центром культурной и общественной активности, насыщенной событиями, что играло важную роль в духовном развитии человека. Появляется понятие "мир русской усадьбы", отражающее уникальные черты русской культуры.
Таким образом, культура провинциальной усадьбы развивалась на протяжении столетия и основывалась на историческом опыте, несущем в себе ценностные и смысловые аспекты, отражающие национальное самосознание и характер.
Писатели, поэты и художники увековечили провинциальную усадьбу в своих произведениях, черпая вдохновение из живописных пейзажей. «Романтическое ощущение природы, впечатление уединенности и обжитости дома среди полей, щемящее сердце видение темной аллеи, «напитанной» тоской любви, — все это усадебные чувства», — отмечает Д.О. Швидковский [9, с. 310].
Так, в 1858 году А.А. Фет написал стихотворение «Заря прощается с землею», воспевая природу, передавая эмоции и отношение к ценностям:
«Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне» [8, с. 213]
Усадьба Абрамцево, принадлежащая меценату С.М. Мамонтову, стала важным центром русской культуры. В 1870-х годах здесь сформировалось неофициальное объединение отечественной интеллигенции, включающее художников, музыкантов, театралов и других деятелей. Это объединение стало известно как абрамцевский художественный кружок [4].
И.Е. Репин высоко оценивал усадьбу в своих произведениях, называя ее «лучшей дачей в мире»; там он пишет: «Пейзаж близ Абрамцева», «Летний пейзаж», «Вид Абрамцево» и др. (рис. 1)
Рисунок 1. «Пейзаж близ Абрамцева». Репин И.Е. 1880 г.
Провинциальная усадьба в творчестве И.А. Бунина — главный герой произведения. В его первых рассказах усадьба неразрывно связаны с культурными традициями дворянства («Танька», «На хуторе», «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол» и др.). В произведении «Антоновские яблоки» автор пишет: «Вот я вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча, в большом доме, в зале, полной солнца и дыма от трубок и папирос. Народу много – все люди загорелые, с обветренными лицами, в поддевках и длинных сапогах. Только что очень сытно пообедали, раскраснелись и возбуждены шумными разговорами о предстоящей охоте, но не забывают допивать водку и после обеда. А на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки» [2, с. 9].
Для Л.Н. Толстого усадьба — это не просто быт, а место, где закаляется характер. Его взгляды на образ жизни в русской усадьбе легли в основу мировоззрения помещика Константина Лёвина — героя романа
«Анна Каренина»: «Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей» [6, с. 97].
Также необходимо отметить, что образ усадьбы занимал важное место в музыке. В опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин» автор подчеркивает связь героев с природой и усадебным миром, а также уют и ее старину. В опере звучат пения крестьянок, которые собирают ягоды, слышны звуки пастушьего рожка. Е.Н. Дьячкова отмечает, что предполагалось «ансамблевое музицирование на арфе и клавикорде» [11, с. 6], а также звучание духовых инструментов, которые привносят провинциальные мотивы.
Тем не менее, в 1861 году, с отменой крепостного права, произошли кардинальные изменения. Исследователь Ю.А. Веденин утверждает, что это событие не ознаменовало конец усадебного уклада, тогда как другие эксперты убеждены, что оно стало финалом усадебной культуры. Они считают, что с этого момента развитие усадебных комплексов прекратилось, и осталось лишь воспоминание о былом — ностальгия [10].
О.С. Евангулова в труде «Художественная «Вселенная» русской усадьбы» отмечает: «Дворянская усадьба стала существовать в своем измерении и творческом воображении деятелей искусства и культуры, как некая утраченная мечта об эстетически гармоничном мире» [3, с. 207]. В этот период многие усадьбы начнут приходить в запустение, их владельцы утратят к ним интерес. В то же время художники, писатели и поэты вновь обратятся к теме усадеб, но уже как к чему-то полузабытому и восхитительному.
На картине В.Д. Поленова «Бабушкин сад» художник указывает на исчезновение носителей усадебной культуры, уступающей место новому поколению. Поместье выглядит немного устаревшим, а пожилая женщина с трудом передвигается по нему, в то время как ей помогает молодая девушка. (рис.2)
Рисунок 2. «Бабушкин сад». Поленов В.Д. 1878 г.
В пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов описывает русскую аристократию обреченной и вырождающейся: «Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.» [13].
В произведении «Дворянское гнездо» писатель И.С. Тургенев передает тревогу, что вскоре усадьба, как место спокойствия и надежности исчезнет: «Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал» [12].
Таким образом, усадьба формировала представление о культурно-образовательной среде. Деятельность Абрамцевского центра, а также творчество писателей, поэтов и музыкантов XVIII-XIX веков стали первыми предостережениями об угрозе исчезновения не только усадьбы, но и дворянского сословия.
Исследуя феномен провинциальной усадьбы, можно определить основные ее черты: историчность, культурообразность, идентичность, духовность, материальность.
На сегодняшний день провинциальные усадьбы продолжают свой упадок, и исчезает осознание важности культурной идентичности. Значимость данной проблемы обусловлена серьезными изменениями в политическом контексте страны, когда возрастает интерес к уникальной культуре и усиливается внимание к вопросам идентичности.