ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХАЯТ АБДУЛЛАЕВОЙ
Конференция: LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХАЯТ АБДУЛЛАЕВОЙ
THE THEME OF LOVE IN THE ARTWORKS OF HAYAT ABDULLAYEVA
Imran Mekhtiyev
A doctoral student of Azerbaijan State Academy of Fine arts, Azerbaijan, Baku
Аннотация. В статье отражено развитие азербайджанского изобразительного искусства, особенно монументальной, станковой и национальной пластической школы в 1950–1980-е годы. Люди, работающие в разных областях искусства, вдохновлялись творчеством друг друга, а в творчестве художников большое место отводилось созданию художественных образов разных деятелей науки и культуры. Скульптор Хаят Абдуллаева также уделила в своем творчестве определённое место созданию образов известных представителей азербайджанской культуры. Хаят Абдуллаева, скульптор, работающий в различных жанрах, обладает тонким пластическим чутьем. Особая склонность скульптора проявляется к лирическим темам – материнству, женской красоте, любви. Лиризм чувств, выраженный в произведении «Влюблённые», представлен в очень эффектной форме. Сострадание успешно возродило духовную жизнь людей, слушающих молчание друг друга.
Abstract. The article reflects the development of Azerbaijani fine arts, especially the monumental, easel and national plastic schools in the 1950–1980s. People working in different fields of art were inspired by each other's creativity, and in the work of artists, a large place was given to the creation of artistic images of various scientific and cultural figures. Sculptor Hayat Abdullayeva also devoted a certain place in her work to creating images of famous representatives of Azerbaijani culture. Hayat Abdullayeva, a sculptor working in various genres, has a subtle plastic sense. The sculptor’s special inclination is towards lyrical themes – motherhood, female beauty, love. The lyricism of feelings presented in the work “Lovers” is presented in a very effective form. Compassion has successfully revived the spiritual lives of people listening to each other's silence.
Ключевые слова: Хаят Абдуллаева, скульптура, любовь, счастье, композиция, образ, лирика, пластика.
Keywords: Hayat Abdullayeva, sculpture, love, happiness, composition, image, lyrics, plastic.
Скульптура – одна из всесторонне развитых областей азербайджанского изобразительного искусства – весьма характерна в этом отношении. В 1950–1980-е годы в монументальной и станковой пластике Азербайджана был достигнут коренной прогресс, значительно возросли динамические качества пластического искусства. Не случайно ведущие российские специалисты обратили внимание на эти особенности, последовательно наблюдая за развитием азербайджанской национальной пластической школы, дали довольно интересный анализ. Значительное влияние оказывают методы художественного анализа Б. Веймарна, Н. Воронова, И. Светлова, А. Дехтяря, Н. Червонной и других, идеи М. Кагана, А. Зиса, В. Ванслова, отражающие теоретические и эстетические положения русских ученых относительно азербайджанского искусства, в том числе материалы, рассматриваемые как образцы его пластической формы. Как известно, между различными областями искусства существует определенная связь. Иногда люди, работающие в разных сферах искусства, вдохновляются творчеством друг друга. Между ними существуют такие творческие связи, о которых время от времени вспоминают. Если мы обратимся к истории изобразительного искусства, то увидим, что создание художественных образов различных деятелей науки и культуры занимало значительное место в творчестве наших художников. В скульптуре таких примеров немало. Скульптор Хаят Абдуллаева в своем творчестве также уделила внимание созданию художественных образов известных представителей азербайджанской культуры.
Хаят Абдуллаева родилась в 1912 году в городе Дербанд. В 1950 году она окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Обучение в престижном ленинградском центре ремесел помогло Хаят Абдуллаевой не только определить свой творческий стиль, но и отточить и обогатить индивидуальное художественное мышление. Здесь скульптор ближе знакомится с особенностями, взаимодействием и влиянием различных жанров, фактурными и структурообразующими особенностями пластического выражения. После школы большую часть времени она проводит в Государственном Эрмитаже и Русском музее. Римские портреты, хранящиеся в Эрмитаже, образцы готического и ренессансного искусства оказали большое влияние на дальнейшее обогащение духовного мира Хаят Абдуллаевой. Позже она побывала в центрах Италии, богатых античной архитектурой и скульптурой, увидела множество великолепных образцов мирового искусства, ранее знакомых ей по альбомам и фильмам, которые оставили глубокий след в памяти молодой скульптора и обогатили её творческое мышление.
В ранних работах Хаят Абдуллаевой заметны индивидуальные особенности, обусловленные авторской манерой выражения черт, вытекающих из содержания, а также объемно-пространственным сочетанием персонажей. Освоение ею профессионального мастерства происходило параллельно с поиском новых тем и образов в области утверждения глубоко личного мироощущения. Дело в том, что бюсты Хаят Абдуллаевой, экспонировавшиеся на многих выставках, были оценены по достоинству и удостоены высоких оценок еще во время учебы.
За исключением одной-двух работ Хаят Абдуллаевой, над которыми она работала после студенческих лет, ни одно из ее произведений не повторяет друг друга ни в композиции, ни в пластическом решении, ни в форме. В ее творчестве нет тенденции к стилистической полифонии. От работы к работе мы наблюдаем совершенство линий, композиция обогащается деталями, которые дополняют различные эмоции и мысли, индивидуализируя образы. Скульптор подготовила целую галерею подобных образов. Положительным преимуществом этих работ является то, что в них приоритет отдается линиям, характеризующим персонажей. Скульптор продолжает работать над созданием обобщенных образов, воплощающих лучшие черты характера советского человека.
Хаят Абдуллаева, работающая в различных жанрах скульптуры, обладает тонким пластическим чувством. Образы, вырезанные ею лаконичными, ясными и выразительными средствами, проникнуты психологическим настроем и внутренними страстями.
Работая в станковой и декоративной формах скульптуры, Хаят Абдуллаева, создавшая ряд ценных композиционных групп и небольших статуэток, проявляет особую склонность к лирическим темам – материнству, женской красоте, любви.
В искусстве есть вечные темы. Одна из них – тема женщины, тема материнства. У каждой эпохи есть свой женский идеал, вся история человечества отражается в том, как люди видят женщину, какие мифы ее окружают и помогают создавать. Во все века и во все времена образ женщины привлекал, привлекает и будет привлекать внимание художников.
Женщины – удивительные и загадочные создания, воспетые поэтами и художниками с древних времен. И не секрет, что прекрасный пол был, есть и будет излюбленной темой, привлекающей множество творческих людей. Произведения искусства разных направлений, будь-то картины или скульптуры, имели свой идеал, отражающий не только внешность женских фигур, но и их характер.
Загадка женской красоты волновала человечество на протяжении всей его истории. Можно сказать, что вряд ли найдется художник или писатель, который бы не пытался постичь эту тайну, но каждый открывает ее по-своему. Главным и неизменным идеалом материнства в этом представлении были священные узы любви между матерью и ребенком. От скульптур первых художников земли, Мадонн титанов Возрождения, культовых ликов Марии до работ современных художников, вдохновляющих музыкальными и художественными гимнами женщине-матери, – таков путь к пониманию идеала женской красоты и очарования.
Скульптор, прославивший материнскую любовь в своих композициях "Материнство" (1953) и "Лейли" (1963), посвятила свою двухфигурную работу "Молодость" (1964) юным влюбленным. В этой поэтической работе, вырезанной из дерева, образ юноши и девушки, смотрящих лицом в мир любви, мечтаний и желаний, также очень впечатляет.
По мере развития общества любовь наполняется социальным и духовным содержанием и становится моделью отношений между людьми. Только в любви и с любовью человек становится личностью. Без любви он – неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины, не способное к эффективному действию, не способное адекватно понимать других и себя. Если центральным объектом философии является человек, то тема человеческой любви, взятая в целом, должна быть одной из ведущих тем философской мысли.
Х. Абдуллаева, уверенно владеющая формой скульптуры, с большой теплотой создает образы молодых влюбленных. Для данной работы характерно чувство меры, которое защищает изображенные в ней образы от отражения. Все в ней строго и просто, и в то же время наполнено большой значимостью. Группа выполнена в нескольких ракурсах и со всех сторон выглядит очень солидно.
Хаят Абдуллаева, автор множества интересных скульптур-композиций, посвятила свои лучшие работы молодежи. Среди скульптур, отражающих высочайшие духовные качества и физическую красоту ее современников, особенно запоминается композиция "Влюбленные". Образы молодых девушки и юноши носят обобщающий характер. В этих экземплярах автор попытался сконцентрировать психологические черты, свойственные нашей жизнелюбивой, деловитой, мечтательной юности. Девушка положила голову на лоб возлюбленного и пребывает в лирическом настроении. Скульптурная композиция пластически очень реалистична и жива.
Лиризм нежных чувств Х. Абдуллаева, представленный в ее работе "Влюбленные", представлен в очень эффектных формах. Художник, передающий зрителю взаимную любовь двух людей в очень лирических формах, удачно воплотил в своей скульптуре духовную жизнь людей, которые "слушают молчание друг друга". Любовь двух рядом стоящих людей –мужчины и женщины – друг к другу художник представляет как таинственный мир, скрытый в страсти.
Резное деревянное изделие изображает девочку и мальчика, стоящих друг напротив друга. Динамичность фигур, выполненных методом ручной работы, прекрасно отражает безумие, присущее их существованию. Выразительный силуэт фигур позволяет показать "тяжесть" морально-психологического бремени, которое они несут, подчеркивая привлекательность работы с разных точек зрения. Автор, добившийся в пластическом решении портрета текучести форм, составляющих поверхность, сумел направить эту тонкость исполнения на достижение образности и эффектности бледного лица юноши.
Кроме того, чтобы еще больше взволновать эти нежные моменты, когда люди думают с закрытыми глазами, волосы женщины, развевающиеся на ветру, были оживлены с помощью специальных пластиковых форм. Художник, перенесший переживания нежных чувств на ее хрупкое лицо, подчеркнул красоту женщины через шею, закрытые глаза, подходящее строение носа и губ, чувствуя прямую фигуру. Представляя момент, когда внутренняя и духовная красота соединяются, Х. Абдуллаева попыталась подтвердить силу любви, способной спасти мир, в лице этих двух людей, оторванных от всего мира и запертых в своем собственном мире.
Женщина взяла свой плащ между ладонями и подняла руки чуть выше. Главное, что привлекает внимание к образу мужчины и раскрывает его имидж – это стиль одежды, соответствующий последней моде. Подняв воротник плаща, он кладет голову на лоб женщины и просто молча стоит. Его руки, в отличие от женщины, находятся в карманах. Скульптуру отличает ясность удивительных форм, мягкая обобщенная лепка поверхности, за которой чувствуется глубокое знание природы.
Хотя то, о чем думают двое встречающихся людей, является тайной, принадлежащей их интимному миру, изображение ясно раскрывает их чувства, наполненные хиджрой. Руки изображенных не касаются друг друга. Эта близость – лишь те чувства, которые мы испытываем.
Работы Х.Абдуллаевой о любви отличаются прекрасной поэтичностью и глубоким лиризмом. Эта тема проявляется в композиции скульптора "Счастье". В ней поэтично раскрывается одухотворенная красота человека. Скульптора волнует духовный мир, мечты, радости и сомнения нашей юности. Х. Абдуллаева с большой достоверностью раскрывает взаимные чувства молодых людей. Фигуры юноши и девушки энергично декорированы. Тщательный отбор необходимых деталей, продуманная композиция – все это способствует целостности восприятия группы, отличающейся живостью и точностью. Рассматриваемая композиция Хаят Абдуллаевой была задумана автором как обобщенный образ молодости.
Фигуры свободно и прочно построены, плавный ритм широких поверхностей и четкий силуэт придают им монументальность. При всей лаконичности форм, отсутствии схематизма, образы юноши и девушки полны юношеского очарования.
Сохраняя романтическое великолепие образа, она ставит перед собой другие задачи, добиваясь выражения многогранных чувств в спокойном, сдержанном движении, энергичной и в то же время плавной лепке.
Здесь подход скульптора к натуре становится весьма творческим, проблема сходства мало интересует скульптора. Она опускает одни функции и подчеркивает другие. С этим связана большая поэтичность и свежесть его портретов.
Если в предыдущей работе чувствительность и тонкие чувства обеих сторон выражены в равной степени, то в вышеупомянутой статуе отражены физическая сила и энергия мужского образа, изящный и тонкий стиль женского, более рельефные формы. Созданный скульптором высокий художественный эффект особенно привлекателен для зрителей. Выбранная тема сосредоточена на прославлении знакомых людям чувств.
Во время создания композиции обеих работ воспевание двух фигур, связанных с рассматриваемой темой, свидетельствует о высоком интеллектуальном уровне, характерном для художественного выражения движений, и в то же время, после долгих поисков, найден наиболее удачный вариант. Художники, интерпретирующие композицию, решающие, что принять, а что выучить, в конечном итоге являются зрителями. Поэтому близость предмета и формы к зрителю создает ощущение теплоты как отличительной черты скульптуры. В работе проявляются индивидуальные черты свободы стиля или манеры.