АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «СУПРУГА» В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Русская литература
LXXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «СУПРУГА» В КОНТЕКСТЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ANALYSIS OF A. P. CHEKHOV'S SHORT STORY «SPOUSE» IN THE CONTEXT OF SCHOOL EDUCATION
Kristina Teterina
Student, NAO «North Kazakhstan University named after Manash Kozybayev», Kazakhstan, Petropavlovsk
Аннотация. В данной научной статье представлен новый подход к анализу рассказа А. П. Чехова «Супруга» с целью использования его в образовательном процессе среди школьников 9-11 классов. Исследование предлагает анализ моральных дилемм, с которыми сталкиваются персонажи произведения, и выявляет уроки, которые можно извлечь для принятия правильных решений в жизни. Актуальность заключается в направленности на развитие навыков критического мышления и этического поведения у школьников, помогая им формировать осознанное отношение к моральным вопросам и принимать взвешенные решения в будущем.
Abstract: this scientific article presents a new approach to the analysis of A. P. Chekhov's short story "Spouse" in order to use it in the educational process among schoolchildren in grades 9-11. The study offers an analysis of the moral dilemmas faced by the characters of the work and identifies lessons that can be learned to make the right decisions in life. The relevance lies in the focus on developing the skills of critical thinking and ethical behavior in schoolchildren, helping them to form an informed attitude to moral issues and make informed decisions in the future.
Ключевые слова: русская литература, школьное образование, рассказ, эпизоды, личностные ценности, брак, развод, жизненные решения.
Keywords: Russian literature, school education, short story, episodes, personal values, marriage, divorce, life decisions.
Благодаря классической литературе школьники узнают о личностных и общественных ценностях. Само осознание ими данных ценностей во многом зависит от учителя литературы, оно может стать основой в жизни для принятия верных решений. В учебную программу общеобразовательных школ включены не только повести и романы, но и небольшие рассказы, среди которых особое место занимают рассказы общепризнанного писателя А. П. Чехова, отражающие духовную сторону людей. Для данного исследования был выбран рассказ А. П. Чехова «Супруга», который посвящён изображению измены, обречённого брака. Учёба в 9-11 классе – это последняя ступень детства, отчего задача учителя – обеспечить школьника знаниями для успешного перехода во взрослую жизнь. Учитель литературы на примере рассказа А. П. Чехова «Супруга» может проанализировать брак, объясняя, насколько важно вовремя понять природу своих чувств, думать о последствиях пребывания во власти эмоций и стереотипов.
Чтобы хорошо ориентироваться в рассказе, целесообразно условно разделить его на эпизоды, а эпизоды объединить в части. По толковому словарю В. И. Даля, эпизод – «происшествие, случай сам по себе посторонний, но по сцепленью связанный с главным происшествием» [3, с. 665]. Иными словами, эпизод есть событие, связанное с главной темой, конфликтом в произведении литературы. Мы решили условно поделить рассказ А. П. Чехова «Супруга» на 10 эпизодов со смысловыми названиями:
1. Придирчивый поиск телеграммы
2. Иностранный отправитель
3. Отличный сыщик
4. Засверкала лисья шуба
5. Кому-то «маленькая ножка», кому-то «изменническая ложь»
6. Плохой психолог для себя и для неё
7. Очередная истерика
8. Лиса не сдаётся до последнего
9. Травоядный хищнице не пара
10. Как ни в чём не бывало
Выделение ключевых цитат способствует запоминанию и в дальнейшем подкреплению своих утверждений прямым доказательством во время написания эссе, например, на тему любви, брака, семьи. Ниже представлено содержание каждого эпизода:
- Придирчивый поиск телеграммы.
Ключевая цитата: «В такие ночи он становился мелочен, капризен, придирчив, и теперь ему казалось, что ему очень нужна телеграмма» [5].
Николай Евграфыч, хирург, раздражённо ищет телеграмму, которую ему отправил его брат. Однако его придирчивость на самом деле направлена не на несчастную телеграмму, а на легкомысленное поведение жены. Если бы придирчивость не являлась качеством его личности, он бы не узнал об измене. Парадокс в том, что его порок приблизил открытие глаз на брак за 7 лет.
- Иностранный отправитель.
Ключевая цитата: «Кто этот Мишель? Почему из Монте-Карло? Почему на имя тещи?» [5].
Николай Евграфыч, найдя телеграмму, узнает о тайных встречах Ольги Дмитриевны с иностранцем, компенсируя незнание английского словарём.
- Отличный сыщик.
Ключевая цитата: «За время семилетней супружеской жизни он привык подозревать, угадывать, разбираться в уликах, и ему не раз приходило в голову, что благодаря этой домашней практике из него мог бы выйти теперь отличный сыщик» [5].
Данный кадр описывает внутренние размышления Николая Евграфыча о подозрениях в измене со стороны его жены. Он вспоминает детали, которые могут указывать на измену, такие, как знакомство с молодым человеком по имени Михаил Иваныч Рис, его фото в альбоме жены с «загадочной» надписью и др. Николай Евграфыч начинает анализировать происходящее, и осознаёт, что все детали и факты подтверждают одно – он уличил жену в измене.
- Засверкала лисья шуба.
Ключевая цитата: узнавши о чахотке, «Ольга Дмитриевна сделала вид, что это её очень испугало…» [5].
Ольга делает вид, что ей не всё равно на чахотку мужа, чтоб поехать не в Крым, а в Ниццу для встречи с любовником, т. е. не для эффективного лечения чахотки – первое авторское упоминание хитрости жены.
- Кому-то «маленькая ножка», кому-то «изменническая ложь».
Ключевая цитата: узнавши о чахотке, «Ольга Дмитриевна сделала вид, что это её очень испугало…» [5].
Муж вспоминает о истериках, попрёках жены – когда ему обращать внимание на «маленькую ножку», если его окутала «изменническая ложь».
- Плохой психолог для себя и для неё.
Ключевая цитата: «...ему казалось теперь, что если бы Ольга Дмитриевна вышла за другого, который мог бы иметь на нее доброе влияние, то — кто знает...?» [5].
Для себя – не осознавал, что нужно не придираться к другим, а исправляться самому; для неё, так как не знает женской души, не старался быть интересным – одна из возможных причин развода. Он раздражён, прежде всего, собой, он как мудрый отец, а не её мужчина.
- Очередная истерика.
Ключевая цитата: «Она плакала самым серьёзным образом, как девочка, и не только платок, но даже перчатки у неё были мокры от слёз» [5].
Ольга Дмитриевна переживает из-за потери денег, что вызывает у неё сильное эмоциональное волнение: она плачет, как маленькая девочка, притопывая ногой, взвизгивает. Но муж, пытаясь утешить её деньгами, не понимает и не слышит её, всё, что его тревожит – телеграмма от иностранца. Её волнует самое главное – любовь, но не к нему.
- Лиса не сдаётся до последнего.
Ключевая цитата: «— Я не прошу у тебя развода! Дай мне паспорт вот и всё» [5].
Хирургу удаётся наконец-то добиться внимания жены, и он предлагает ей развод, что её не удовлетворяет. Она наотрез отказывается от развода и требует предоставить ей паспорт, чтобы поехать к любовнику на время. Хитрость Ольги берёт верх.
О том, что жена, словно лиса, заметно на протяжении всего рассказа. «И когда она пытливо засматривала ему в лицо, ему показалось, что у неё в глазах, как у кошки, блеснул зелёный огонек» [5]. У лисы глаза как у кошки, у маленьких лисят цвет радужки зелёный. Жена не только изнутри ведёт себя как лиса, но и внешне она на неё похожа. Николай Евграфыч до последнего не мог разглядеть в своём доме хищника в лице Ольги Дмитриевны.
- Травоядный хищнице не пара.
Ключевая цитата: «…улыбка расплылась по его лицу, и он наивно верит, что эта компания хищников, в которую случайно втолкнула его судьба, даст ему и поэзию, и счастье, и всё то, о чём мечтал…» [5].
Николай Евграфыч рассматривает свадебную фотографию, замечая у Ольги Дмитриевны «мелкие и хищные черты лица» [5], и, может, всё бы было иначе, если бы он не был «таким простаком» [5]. Он хирург, он значим для общества, но характер у него простой. А Ольга Дмитриевна – это лиса. Пусть и «маленькая», но лиса.
- Как ни в чём не бывало.
Ключевая цитата: «Барыня встала и просят двадцать пять рублей, что вы давеча обещали» [5].
Ольга Дмитриевна делает вид, что всё хорошо и не было никакого скандала. Она требует те двадцать пять рублей, которые обещал ей Николай Евграфыч. Прослеживается равнодушие Ольги Дмитриевны – подтверждение того, что они друг другу не пара, так как она хищница.
Соотнеся смысл каждого эпизода со смыслом текста в целом, рассказ условно был поделен на три созвучные части (разведка-разводка-развод):
1. Разведка (первые 3 эпизода). Николай Евграфыч ищет и далее переводит телеграмму.
2. Разводка (другие 5 эпизодов). Такое название второй части дано исходя из лексического значения данного слова в переносном смысле. По словарю Д. Н. Ушакова, разводка – «растягивание чего-нибудь или разбивание чего-нибудь для удаления морщин, складок, неровностей, для придания нужной толщины» [4, с. 567]. Ольга буквально удаляет хитростью неровности в отношениях с Николаем для придания толщины, то есть собственной выгоды.
3. Развод (9-10 эпизоды). Полное осознание ошибок Николаем за 7 лет брака, необходимости развода.
Школьники лучше запоминают выделенные фрагменты текста, особенно когда они оформлены в виде схемы:
Рисунок 1. Основные эпизоды и части рассказа
Названия частей, как упоминалось ранее, созвучны (разведка-разводка-развод), что позволяет школьникам легко и быстро их запомнить. К тому же использование некоторых слов не в прямом, а в переносном значении развивает у учащихся способность мыслить творчески и оригинально. Они смогут увидеть в обычных словах с устоявшимся значением что-то новое и привнести своё значение, опираясь на контекст.
Стоит дать учащимся задание на размышление названий частей, перенести понятия на реальную жизнь. Они могут заметить, что названия раскрывают 3 этапа отношений героев. Так «разведка» является первым этапом отношений, когда влюбленные изучают друг друга перед вступлением в брак, однако в рассказе главный герой совершает ошибку, поддавшись собственным иллюзорным представлениям о своей жене. «Разводка» - второй этап, Ольга Дмитриевна разглаживает все неровности своей хитростью, используя доктора для своей же выгоды, то есть из-за отсутствия должной «разведки» природы своих чувств со стороны доктора, он оказался жертвой. «Развод» - в конце рассказа герой желает развода и не может понять, как он оказался во власти хрупкой женщины. Названия частей и соотнесение их с реальной жизнью поможет учащимся понять то, что главным в отношениях и браке является глубокое изучение друг друга, а не слепые чувства и стереотипы. Последние два этапа можно с большей вероятностью миновать, если уделить внимание этапу «разведки».
Деление на эпизоды и части позволяет глубже проникнуть в произведение и понять психологию персонажей. Анализируя действия, мысли, описания предметов, окружающих персонажа, и внешности ученики смогут проникнуть в мир литературного героя, следовательно, понять его. Учитель может использовать ключевые эпизоды и части для предоставления ученикам заданий, направленных на развитие творческого и критического мышления. Например, на основе вышеизложенного материала, сформулировать следующие задания:
- Представьте содержание эпизода или части в виде иллюстрации, книжной обложки, киноафиши и т.д.
- Опишите главных персонажей, отражая их внутренний мир (сущность, характер, ценности).
Произведение начинается с фразы Николая Евграфыча, сказанной горничной: «Я просил вас не убирать у меня на столе» [5]. Его раздражает даже такая мелочь, как уборка стола без предварительного согласования. Из-за жены доктор стал мелочным, придирчивым, так как она на протяжении всего брака дурно обращалась с ним, она даже не пыталась спрятать телеграмму от любовника, оставив её под коробкой с почтовой бумагой на столе. Автор не даёт полного описания комнаты Ольги Дмитриевны, но он упоминает такие детали, как её постель, зеркало, бонбоньерки, ландыши и гиацинты. Всё перечисленное чуждо доктору. Традиционно зеркало – это предмет самодовольства. Видно, что в этом доме она любит только себя, не знает, что такое работать, одна из причин, почему Ольга не даёт развода: «Я не желаю терять общественного положения» [5]. Когда он нашёл телеграмму от любовника и начал её переводить, то «едва не заплакал от чувства обиды и в сильном волнении стал ходить по всем комнатам» [5]. У его жены есть гастрономические пристрастия, «несмотря на свою воздушность, она очень много ела и много пила» [5], казалось, она и мужа своего «съела». При сильном волнении он начинает кашлять, едва не плачет от чувства обиды – слабеет. Во время объяснения с ней он задумывался о том, что он «труп и не должен мешать живым» [5].
Ольга никому не верит: ни студенту Азарбекову, ни мужу. Ей нужно, чтоб наивно верили только ей. Она – хищница. Жалеет только себя, ведя себя то, как ребёнок, то, как несчастная возлюбленная. Ольга показала своё «злое, мстительное выражение» [5] лица только тогда, когда скрывать уже было нечего. Она «поймала» в брак несчастного доктора, чтоб буквально «забронировать» своё место в обществе. И только спустя 7 лет брака, ранним утром Николай Евграфыч смотрит на фото со свадьбы, наблюдает, как Ольга превзошла мать в хищничестве…
В учебнике профессора Л. А. Мосуновой «Анализ художественных текстов» говорится о той версии, что Николай Евграфыч – интеллигент, однозначно ему не чужды книги. Так книжный пушкинский идеал и породил искажения в восприятии реального человека:
Ходит маленькая ножка,
Вьётся локон золотой. [1, с. 226].
Мы согласны с доводами профессора Л. А. Мосуновой: «Жестокое расхождение между идеалом и действительностью привело к горькому разочарованию: «Лучшие годы жизни протекли, как в аду, надежды на счастье разбиты и осмеяны».
Человек несет ответственность за свою идеализацию жизни, за соблазн видеть мир таким, каким он должен быть согласно его желаниям, за свою неспособность отделить явление от сущности. Молодой герой нарушил принцип осмысленности человеческого существования. Он не дал себе труда осознать свои чувства к Ольге Дмитриевне, понять их природу и подумать о последствиях. Эта его позиция определила все последующее развитие событий жизни героя и их грустный финал» [2, с. 200].
Таким образом, в произведении А. П. Чехова «Супруга» главный герой оказался пленником устаревших представлений, не сумев проникнуть за обаятельную внешность своей супруги и распознать ее истинную суть. Преподаватель литературы может использовать этот рассказ для анализа института брака в дискуссии со школьниками, выделяя ключевые эпизоды и части, и подчеркивая важность осознания своих чувств, а также размышления о возможных последствиях, когда человек поддается влиянию эмоций и стереотипов.