ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ОСВОЕНИЕ СИСТЕМОЙ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ СВЕТОВЫХ ФОНТАНОВ
Конференция: LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
Секция: Изобразительное и декоративноприкладное искусство и архитектура
LXXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»
ВОСПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА В ДНЕВНОЕ И ВЕЧЕРНЕЕ ВРЕМЯ И ЕГО ОСВОЕНИЕ СИСТЕМОЙ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ПРИМЕРЕ СВЕТОВЫХ ФОНТАНОВ
PERCEPTION OF URBAN SPACE IN THE DAYTIME AND EVENING AND ITS DEVELOPMENT BY A SYSTEM OF SMALL ARCHITECTURAL FORMS ON THE EXAMPLE OF LIGHT FOUNTAINS
Rena Alieva
Candidate of Art History, department Russian State Artistic and Industrial University named after S.G. Stroganov – RGHPU, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается светоцветовая организация городских пространств на примере световых фонтанов, их влияние на сложившуюся городскую среду в дневное и вечернее время суток.
Abstract. The article discusses the light and color organization of urban spaces on the example of light fountains, their influence on the current urban environment in the daytime and in the evening.
Ключевые слова: восприятие; городская среда; малые архитектурные формы; световые фонтаны.
Keywords: perception; urban environment; small architectural forms; light fountains.
Город ночью прост и вечен,
Светит трепетный неон…
Давид Самойлов [10]
На психологию зрительного восприятия открытых пространств городской среды существенно влияет вечернее освещение. Однако проектирование освещения улиц, площадей, парков и набережных, рассчитанное только на удовлетворение функциональной деятельности человека, часто противоречит его эстетике. Следовательно, предназначение света — это способность решать одновременно как утилитарные, так и эстетические задачи.
В основе световой культуры города лежат законы масштабности, тектоники, ритма и других категорий композиции. Комплексное проектирование улиц, площадей, парков и набережных, стремление представить мегаполис как единый организм придает проблематике вечернего освещения особое значение. Самые современные инновационные решения в этой области не нуждаются в энергии. Солнечные светодиодные лампы для ночной подсветки объектов и спутниковые смартфоны для обмена мгновенной информации по всему миру — это ключи XXI века для освещения мегаполисов.
Свет является универсальным источником всего человеческого потенциала. После тысячелетий человеческой зависимости от освещения огнем Томас Эдисон продемонстрировал первую коммерчески жизнеспособную электрическую лампу. Он «включил» современную эру неустанно сияющих мегаполисов, начав с Эйфелевой башни в 1889 году; пролетая в самолете над Нью-Йорком, американский физик-атомщик Ник Холоньяк (тогда молодой исследователь из «General Electric») подумал, что освещение города требует принципиально иного подхода. В 1960 году он изобрел красный полупроводниковый лазер, который сегодня известен как лазерный диод, в конце XX века нашедший широкое применение в CD- и DVD-проигрывателях и в сотовых телефонах [4,5,11].
В начале 1960-х годов английские и американские специалисты выступали за более гуманные и чуткие к природе подходы к городскому планированию и развитию. Эта проблематика отражена в трудах: «Образ города» Кевина Линча (1960); «Безмолвная весна» Рейчел Карсон (1962) — эта публикация положила начало экологическому движению; «Смерть и жизнь великих американских городов» Джейн Джекобс (1961) [1,2,3].
Концепции Дж. Джекобс игнорировались в течение 60-х годов XX века. Человеческий подход в городском дизайне и общественном освещении стал преобладать с 1970-х гг. Дизайнеры начали различать живое сценическое освещение, а также стандартное техническое освещение. С продолжающейся эволюцией светодиодов и других полупроводниковых систем, новый цифровой язык света развивается (Ritter, 2006). После 1960-х годов бум в международном туризме способствовал созданию пространственной среды городских историко-культурных центров с целью проектирования их собственной индивидуальности. Генеральные планы городского освещения включают стратегии обеспечения безопасности, идентичности, престижа, рекламных вывесок, борьбы с загрязнением окружающей среды. Новое осветительное оборудование и методы проектирования обеспечивают эстетическую интеграцию освещения в чутких к природе зонах, вызывают тонкие эмоциональные переживания. Светодиодная технология позволяет создавать различные световые сцены в течение годового цикла.
Важная тема, связанная с освещением городских пространств, — энергосберегающий свет, а также более широкое использование солнечных батарей и других возобновляемых источников энергии. Для энергоэффективности, безусловно, важен тщательный выбор оборудования. Дизайнеры руководствуются международными стандартами DIN, национальными законами по охране труда и техники безопасности, а также индивидуальными правилами городского планирования. Планирование освещения общественных мест является творческим и очень сложным техническим процессом.
Так, благодаря работе американского светодизайнера Ричарда Келли, к 1950 году появились такие термины, как «общее свечение», «акцентное свечение» и «декоративное свечение» («игра бриллиантов»), описывающие эффекты в дизайне освещения. Общее свечение (свет чтобы видеть) относится к искусственному варианту дневного солнечного луча, чтобы выделить одну или несколько специальных функций. Акцентное свечение (свет чтобы увидеть) — это общее освещение участка (включая и горизонтальную поверхность, и вертикальные стены), дающее рассеянный и равномерный уровень оптически комфортного освещения. Игра бриллиантов (свет чтобы увидеть) относится к мимолетному, динамичному зрелищу, в котором свет является повествовательным, а не постоянным элементом [9, с. 97].
В городской среде освещение может манипулировать нашим сознанием и подсознанием. Между рассветом и закатом люди всегда полагаются на солнце в освещении города. Оно провоцирует малые архитектурные формы — ориентиры в городских пространствах — сиять, отбрасывать тени, проявлять цвет и т.д. И естественный свет, и искусственное освещение в темное время суток обеспечивают восприятие городских пространств.
В дневное время городская среда способствует работе и отдыху людей, ночью общественные пространства могут становиться таинственными или праздничными, как во время общественных мероприятий. Уникальность вечернего и ночного облика городских пешеходных зон зависит от особенностей местности и климатических условий. Малые архитектурные формы, обладающие наибольшей световой активностью способны задавать тон полихромии всего окружения, помогают утвердить их доминантную роль, создать систему ориентиров. Световой проработке подлежит весь предметно-пространственный комплекс фрагмента городской среды. Объекты этого комплекса рассматриваются во взаимосвязи с природным и искусственным окружением с учетом дневного и вечернего времени суток (при искусственном освещении радикально изменяется колористика, а, следовательно, и пластический образ).
Говоря о светодизайне малых архитектурных форм, необходимо обратиться к книге «Световой дизайн города» Н.И. Щепеткова. Ее автор утверждает, что к объектам городской среды, из которых формируются световые ансамбли, относятся прежде всего природные элементы (поверхность земли и воды), «планшет» ансамбля, зеленые насаждения и другие вертикальные поверхности («ограждения» организуемого пространства) и третья группа объектов — «заполнение» пространства. В роли этих объектов выступают малые архитектурные формы, как декоративные, так и утилитарные. В художественном освещении элементов «заполнения» применяются те же приемы, что и в архитектурном освещении объектов городской застройки. Однако световые образы на улицах, площадях, в парках и набережных, порой более декоративны. По мнению Н.И. Щепеткова, многие пластические формы городских пространств могут стать и уже стали «светонесущими», в которых свет становится в вечернее время их второй, равнозначной функцией. К примеру, подсвечиваемые фонтаны в Москве: «Мега-Торнадо» в Мытищах, фонтан в парке «Музеон» и многие другие [7, с. 269]. (рис.1,2).
Рисунок 1. Фонтан «Мега-Торнадо». Рисунок 2. Фонтан в парке Музеон.
Москва, Россия. 2008. Москва, Россия. 2013.
Интересны своим проектным решением и светоцветовым дизайном тематические фонтаны в Великобритании: «Сады Мира» (1998) и «Халлам» (2005) в Шеффилде, Йоркшир; фонтан в саду Пиккадилли в Манчестере (2002) [8, с. 171-173]. (рис.3-5)
Рисунок 3. Фонтан «Сады Мира». Рисунок 4. Фонтан в Саду Пиккадилли.
Шеффилд, Йоркширю. 2005. Манчестер, Англия. 2002.
Рисунок 5. Фонтан «Халлам». Шеффилд, Йоркшир. 1998
Поющие фонтаны по всему миру дают магические представления, построенные на взаимодействии света, музыки и потоков воды: фонтан им. Франциска Кржижика в Праге (Чехия) «танцует» под произведения Моцарта; «выступление» фонтана в Сиане (Китай) сопровождают национальные и всемирно известные мелодии; фонтан в парке развлечений в Нячанге (Вьетнам) полностью управляется компьютером; у светомузыкального фонтана в московском парке Царицыно звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского и произведения, исполняемые оркестром Поля Мориа.(рис. 6)
Рисунок 6. Поющий фонтан. Царицыно, Москва, Россия. 2007
Краткий ретроспективный анализ показывает, что практика городского освещения следует за развитием светотехники, но недостаточно полно транслирует заказ на тот тип продукции, который необходим для формирования надлежащих, в том числе эстетических, качеств световой среды, за которые ответственны градостроители, архитекторы и дизайнеры.
Свет несет не только новую эстетику среды в темное время суток, но и должен помочь рассеять опасения людей, находящихся ночью в открытых пространствах, — это функциональная потребность. Другая функциональная потребность — обеспечение хорошей видимости в часы пик (с ежегодно увеличивающимся транспортным и пешеходным движением), которые в зимнее полугодие приходятся на темное время суток.
В настоящее время многие художники по свету работают именно с самыми затемненными и небезопасными участками городской среды, однако существует и другая сторона этой реализованной практики. Хотя естественное восприятие темного пространства не может не вызывать чувства незащищенности, высокие уровни освещения и блики от него в вечернее время суток могут слепить людей. Глазам (особенно у пожилых людей) нужно время, чтобы отрегулировать яркость и темноту. Глаз имеет два основных типа рецепторов для контроля зрения. Клеточные рецепторы позволяют распознавать цвета и детали в условиях дневного или яркого освещения; способствуют периферическому зрению и работают в условиях слабого (близорукого) и темного (скотопического) состояния. Когда глаза должны адаптироваться от светлых условий к темным, рецепторы становятся все более активными, чтобы достичь максимального понимания темно-синего и зеленого, а затем (через 5–30 минут) черного и белого. Адаптация к яркому свету происходит значительно быстрее, а конусные рецепторы используются для интерпретации ярких цветов. Эти оптические эффекты впервые были записаны чешским анатомом Яном Пуркине в 1819 году [6].
Власти больших городов видят преимущества в финансировании света, особенно в отдаленных от города пространствах. Когда местные демографические и экономические условия достигают критического уровня напряженности, необходимо улучшить ночное освещение, чтобы желаемый дух места нашел выражение, и таким образом поддержать всплески активности горожан. Вспомним здесь парк Хай-Лайн в Нью-Йорке. Дизайнер по свету Эрве Дескоттс (L'Observatoire International) установил светодиодные полосы вдоль дорожек, под сидениями, ступеньками и поручнями. Благодаря этому интенсивность света остается низкой, что создает романтическое настроение, подчеркивает огни окружающих зданий и позволяет избежать большего загрязнения фотонами ночного неба Манхэттена.
Правительства крупных городов внедряют и расширяют возможности интеллектуального освещения городских пространств, способных стимулировать местную ночную экономику, нанимают консультантов для разработки генеральных планов общественного освещения и спонсируют фестивали искусства уличного освещения. Более того, власти поддерживают архитекторов и дизайнеров, проектирующих открытые пространства. Освещение открытых пространств — самая основная проблема сегодня. Широко распространенный белый свет от светодиодных светильников для уличных фонарей обеспечивает наилучшую видимость, однако при чрезмерной яркости он может вызывать некоторые нарушения здоровья людей и фауны. Многие предпочитают теплое освещение, кого-то приводят в ужас длинные тени, падающие от малых архитектурных форм. И это лишь некоторые общие проблемы, которые должны быть сбалансированы светодизайнерами.
Сопоставление внешнего освещения и спецэффектов всегда было основным (оптическим) тестом креативности в проектировании. Примерами оригинального освещения открытых пространств служат: фонтан на Замковой площади в Суонси, известный как «Кровавый фонтан» (Blood Fountain), фонтанный комплекс в парке Победы в Москве и фонтан «Вулкан» в Абу-Даби. (рис. 7-9)
Рисунок 7. Фонтан на Замковой Рисунок 8. Фонтанный комплекс
площади. Суонси, Уэльс. в парке Победы. Москва. Россия.
Рисунок 9. Фонтан «Вулкан». Абу-Даби. ОАЭ
Среда мегаполисов все чаще связана с сетевым подключением. Сегодня свет стал самым захватывающим инструментом и платформой для творческого самовыражения в мегаполисах. Профессионалы в области архитектуры и инженерии, дизайнеры малых архитектурных форм реализуют свои идеи в создании статических композиций из инертных строительных материалов, а также используют динамические интерактивные компоненты и их интерфейсы. День и ночь структуры мегаполисов управляются цифровыми датчиками, механизмами обратной связи, которые запрограммированы для прогнозирования атмосферных осадков, дорожной ситуации и т.п. Однако умная городская среда должна развиваться не только с помощью технологий — в улучшении качества жизни должно участвовать общество, граждане должны влиять на социальную жизнь. В ХХI веке существует огромный потенциал для творческого преобразования ночной среды с новыми технологиями освещения, требующие от нас переосмысления наших ценностей.
Можно утверждать, что:
– восприятие городского пространства в дневное и вечернее время в результате его освоения системой малых архитектурных форм зависит от освещения и необходимости осуществлять их «привязку» к контексту, визуально соединять их с другими элементами с ориентацией на перспективу формирования будущего светового ансамбля (улица, площадь, парк, набережная) или их «включения» в этот ансамбль;
– с внедрением малых архитектурных форм создается альтернативная искусственная световая среда, которая не является зеркальным повторением дневной; она приобретает собственный потенциал по многим параметрам. Это очевидно при исследовании образных достоинств и особенностей городской среды. Светопотребляющая малая форма становится светоизлучающей, что принципиально важно для переосмысления восприятия городского пространства в дневное и вечернее время.