Статья:

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ТЕАТРА В ГОРОДЕ ШЕКИ В 50-60-е ГОДЫ XX ВЕКА

Конференция: LI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Театральное искусство

Выходные данные
Камил Ф.о. РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ТЕАТРА В ГОРОДЕ ШЕКИ В 50-60-е ГОДЫ XX ВЕКА // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф. — № 8(51). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 4-9.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ТЕАТРА В ГОРОДЕ ШЕКИ В 50-60-е ГОДЫ XX ВЕКА

Камил Фикрет оглы Адиширинов
канд. филол. наук, Шекинский региональный научный центр при Национальный академии наук Азербайджана, Азербайджан, Шеки

 

DEVELOPMENT OF THE PEOPLE S TEATER  IN SHEKI  IN THE 50-60 s OF THE XX CENTRY

 

Kamil Fikret Adishirinov

Candidate of Philological Sciences, Sheki Regional Scientific Center at the national Academy of Sciences of Azerbaijan. Azerbaijan, Sheki

 

Аннотация. Азербайджанский театр в общем направлении изучен на уровне кандидатских и докторских диссертаций, но региональные театры не изучены по конкретному направлению. Нынешняя тема впервые изучается из регионального направления. Правда, о развитии театрального искусства в Шеки отдельными авторами – театроведами и литературоведами написаны статьи. Но эти статьи не носят комплексный характер и полностью не отражают отдельные стадии деятельности Шекинского театра с этой точки зрения, считать решение проблемы совершенным с указанными замечаниями невозможно и актуальность данной статьи связана с отражением впервые в более широком виде деятельности Шекинского народного театра в 50 – 60 гг. XX века. Научная новизна темы определяется постановкой проблемы, так как, впервые, посредством этой статьи, исследован период развития Шекинского народного театра в 50-60 гг. XX века и донесен до внимания читателей.

Abstract. The researched theme is topical. Whether The Azerbaijan Theater has independently studied in the direction of candidacy and doctoral dissertations, but region theaters have not been researched in the concrete direction. The current theme is firstly researched in regional direction. It is true that, there have been written articles about the development of theatrical art in Sheki by many authors-specialists in drama and literary study. But the content of separate development stages of Sheki Theater, has briefly described in these articles, not fully reflected. In this regard, those inscriptions cannot be considered a perfect solution to the problem and scientific innovation of current article is related to the fact that, Sheki Theater’s activity in 50-60th years is widely represented here for the first time.The scientific novelty of the theme is determined by statement of the problem.  So that by means of this article, Sheki Theater's 50-60th years development phase of the twentieth century has been thoroughly explored for the first time and is brought to the attention of readers.

 

Ключевые слова: литературно-культурная среда; Шекинский народный театр; заслуженный артист; репертуар; драма; сюжет; театральный критик.

Keywords: literary-cultural atmosphere;  Shaki Theater; honored artist; repertoire; drama; subject; theater critic.

 

Корни театрального искусства в Азербайджане связаны с образом жизни, быта, традициями народных торжеств и свадеб, а также мировоззрением народа. В таких древних церемониях как “Саячы”, “Новруз”, “Говсеч”, наряду с хором, танцами и диалогом, встречаются также драматические сюжеты, движения, а иногда и художественные образы. Игра “Коса-коса”, составляющая важный эпизод церемонии “Новруз” − настоящий образец театра. В меджлисах озанов − ашугов, сценах “Зорхана”, выступлениях эквилибристов, а также на церемониях “Йух”, широко распространенных в древности, элементы уличного театра были достаточно сильными [5].

Театровед Н. Е. Ширинова изучившая театральную жизнь Азербайджана в записях, опубликованных статьях под названием “Некоторые моменты истории азербайджанского театра” выразила интересные, положительные мысли о развитии театра в Азербайджане.

Исследователь писала: «Начиная со второй половины ХIX века общественно-политические события, происходившие в Азербайджане, придали мощный стимул развитию просветительского движения в стране. В различных областях литературы, культуры и искусства произошли коренные изменения формы и содержания. Данный период оказался знаменательным и для азербайджанского театра.

Великий мыслитель Мирза Фатали Ахундов, принесший в азербайджанскую литературу драматический жанр, сыграл решающую роль в превращении народного театра в искусство профессионального театра” [7]. Видно, что “Национальный азербайджанский театр возник во второй половине XIX века на основе комедий первого азербайджанского драматурга, видного мыслителя и философа Мирзы Фатали Ахундова.

Первый профессиональный театральный спектакль на азербайджанском языке был показан 10 (23) марта 1873 года. Инициаторами спектакля были педагог реального училища Гасанбек Меликов-Зардаби и ученик училища Наджафкулибек Везиров. На сцене Бакинского общественного собрания учащиеся реального училища сыграли спектакль по пьесе М. Ф. Ахундова «Визирь Ленкоранского ханства».

17 апреля 1873 года в том же зале Бакинского общественного собрания был показан второй спектакль − другая комедия М. Ф. Ахундова «Гаджи Кара» («Приключения скряги»)» [6].

Велика роль города Шеки в распространении азербайджанской культуры в мире.

Прежде всего, отметим, что одна из жемчужин мировой архитектуры Дворец Шекинских ханов расположен в этом городе. Как один из составных частей азербайджанского театра, Шекинский театр, каждый этап которого богат важными театральными событиями прошёл 142 летний путь развития. Любительская труппа, сыгравшая в 1879 году комедию «Гаджи Гара» М.Ф. Ахундзаде положила начало театра в этом регионе. В итоге этот путь привел к созданию в 1936 г. государственного тетра. Однако, этот путь был негладким. Шекинский театр, из-за проблем в финансировании и нехватки актёров, в 1949 году закрылся. Но любители театра Шеки не дали погаснуть огню театра в этом древнем центре культуры. В 1975 году театр возобновил свою деятельность. С поддержки государства, в исследуемый нами 50 – 90-е гг. жизнь в театре возобновилась. В связи с тем, что Азербайджанский государственный институт культуры и искусства направил группу студентов работать в Шеки, театр в своей деятельности вступил в полосу удач.

В 50-60-х гг. XX века Шекинский народный театр сыграл заметную роль в формировании литературно-культурной среды в городе Шеки. В эти года, в труппе театра, наряду с такими мастерами сцены как Билгеиса Алескерова и Мамедкебир Гаджиоглы, работали такие талантливые молодые люди как Захид Мустафаев, и выпускник Азербайджанского института культуры Назим Билалов. Благодаря неустанному труду директора театра Мамедкебир  Гаджиоглы, на сцене ставились актуальные произведение местных и общереспубликанских драматургов. Под режиссурой Мамедкебир Гаджиоглы, в 1959 – 65 гг. были удачно осуществлены постановки таких произведений, как «Знак любви» С.С. Ахундова, «Невезучий юнец» А. Агвердиева, «Невеста за пять рублей» М.С. Ордубади, «Айдын» Д. Джаббарлы, «Не та, так эта», «Асли и Керем» У. Гаджибекова, «Совесть» Б. Вахабзаде, созданное двумя местными (Шекинскими) писателями Л. Гасановым и Г. Расуловым «Прости меня родная», «Земляки» А. Мамедова и т.д.

В 1965-м г. М. Гаджиоглы уходит с поста директора. Однако, спустя год, глубокая любовь к сцене возвращает его обратно к своей профессии. Талантливый режиссер, рука об руку с коллективом, обогащает репертуар театра новыми произведениями. Он, в 1967 – 68 гг. подготовил к постановке произведения народного поэта С. Вургуна «Вагиф», «Фархад и Ширин», «Муж и жена» У. Гаджибекова, «Ну и попали» С.  Алескерова и «Улдуз».

Высоко оценив творческие успехи опытной актрисы народного театра Билгеис Алескеровой, государство присвоило ей звание заслуженной артистки Азербайджанской ССР. В этом же году был торжественно был отмечен 20 летний сценический юбилей актрисы.

Как и прежние годы, в 50 – 60-е гг. Нухинский народный театр гастролировал по соседним районам республики. Актеры театра несколько раз выступили перед трудящимися Азербайджанских городов Кировобад (ныне Гянджа), Загатала, Куткашен (ныне Габала), Балакан, Варташен (ныне Огуз), Агдаш, Грузинских Сигнах и Лагодехи, в которых были встречены с большим интересом. Театр многократно участвовал в республиканском показе и за качество культурной услуги населению завоевывал успехи.

В исследуемый период, Нухинский (Шекинский – К.А) народный театр, наряду с формированием культурной среды в Шеки, преследовал и благотворительную цель. С записи видного представителя интеллигенции Шеки, врача-писателя Лютфели Гасанова под названием «Жизнь, посвященная сцене» мы читаем: «…Тут нельзя пройти, не вспомнив случай, рассказанный одним из старых коллег Гаджиоглы: – Точно не помню, кажется было начало двадцатых годов. Мы со своей труппой поехали в село Гум Кутгашенского района. В следующий день должны были дать представление. Вечером Гаджиоглы пришел ко мне. Он был расстроен. Спросил у него, что случилось? Он ответил, что был в детском доме и ему там не понравилось, дети ходили в лохмотьях. … По инициативе Гаджиоглы в селе Гум дали три представления, а на вырученные деньги Гаджиоглы купил одежду и надел на тринадцать детей. Такие благотворительные действия мы видели от Гаджиоглы очень часто» [1].

Руководство Нухинского народного театра построило свою деятельность в сотрудничестве с труппами авторитетных театров столицы. Хорошим примером данного утверждения является гастрольная поездка 20 июня 1961 года в Шеки, по приглашению любителей театра Нухи, Азербайджанского государственного академического драматического театра имени Мешеди Азизбекова. Постановка произведения Сабита Рахмана «Аликули женится» во время гастролей, вызвали у зрителей высокие нравственные эмоции. В исследуемые 50-е гг. приводя на сцену прекрасные образцы мировой и Азербайджанской литературы, театр усилил свою приверженность к интернационализму и современности. В 1947 году по причине финансовых трудностей театр закрылся. И это в то время, когда театр наращивал свои творческие успехи. Однако, говоря языком видного театроведа, профессора Ильхама Рахимли, «Любовь к театру населения Шеки, не дала погаснуть театральной жизни» [3;4]. В Педагогическом институте, педагогической школе, шелковом комбинате, средних школах и в домах культуры стали открываться кружки драмы.

В 70-х гг. XX в., в сфере культуры, литературы и искусства, чувствовалось сильное оживление. В апреле 1975 года, Совет Министров Азербайджанской ССР принял решение, об открытии в городе Шеки драматического театра. Открытие, заново, в городе Шеки драматического театра, являющийся знаменательным событием в культурной жизни Шеки и республики, со стороны театральных зрителей было оценено высоко: «…Создание заново в 1975 г. в Шеки государственного театра, явилось значимым событием в культурной жизни республики. Это было не только увеличением числа государственных театров, но было значимо и с точки зрения удовлетворения постоянно растущих идейных и литературно-эстетических потребностей людей, связанных с общим развитием жизни” [2, с. 536–537]. В 1975 году, 3 выпускника актёрского факультета Института искусства имени Мирзаага Алиева были направлены на работу в город Шеки. Велики были в развитии театра заслуги талантливого актера и режиссёра Вагифа Аббасова. В 70-х гг., первый секретарь горкома партии С. Муртузаев оказал Вагифу Аббасову непосредственную помощь, в преодолении возникающих трудностей. Была улучшена материально-техническая база театра.

Объект, построенный в 1972 году для культурного отдыха рабочих, в 1975 году, по предложению директора Шекинского шелкового комбината Т. Эфендиева, был превращен в здание Шекинского драматического театра. В том же году, театр назвали в честь видного драматурга Сабита Рахмана. В результате требовательности Вагифа Аббасова и заботы С. Муртузаева культурному подъему, были улучшены жилищные условия актеров. Директором вновь созданного театра стал Назим Билалов.

Как видно с проведенного анализа, среди составных частей богатой культуры Азербайджана, роль Шекинского театра существенна. Театр начал свой путь развития с 1879 г., прославился, пройдя длинный, богатый, исторический, а также противоречивый путь развития.

В исследуемые 50 – 60 гг. XX в. театр прожил запоминающийся период своего развития. Выросшие в последующем в звезд Азербайджанского театра режиссеры Джахангир Новрузов, Гусейнага Атакишиев, Вагиф Аббасов, актеры, удостоенные звания народного артиста Мухтар Ибадов, Новруз Джафаров, Гамар Мамедова, Ханлар Гашимзаде, Ариф Юсифов, Рафик Юнусов начинали свои творческие пути с этого театра. Как видим, Шекинский театр побывал в гастролях не только в республике, но и в зарубежных странах, и своей профессиональной игрой заслужил признание зрителей.

 

Список литературы:
1. Гасанов Л. Жизнь, посвященная сцене// Газета «Шекинский рабочий», 1964, 1 августа.
2. Керимов И. Исторические и этапы развития азербайджанского профес- сионального театра. - Баку, Маариф, 2002. 576 с.
3. Рахимли И. Шекинский театр – наш гость // Газета «Коммунист»,1977, 25 января.
4. Рахимли. И. Творческая страсть и профессиональная строгость // Газета «Коммунист», 1981. 23 сентября.
5. Развитие искусства театра и кино в Азербайджане [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://a-r.az/az/page/112 (дата обращения: 09.08.21).
6. ГБУ. Азербайджанский государственный драматический театр [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  http:// www. azerteatr. ru/ index. php/istoriya.html (дата обращения: 10.08.21).
7. Ширинова Н. Е. Некоторые моменты истории азербайджанского театра (В контексте творчества Ильяса Эфендиева). [Электронный ресурс]. – Режим доступа :  https: // cyberleninka. Ru /article / v/ nekotorye – momenty – istorii – azerbaydzhanskogo – teatra – v – kontekste –tvorchestva – ilyasa-efendieva (дата обращения: 11.08.21).