Статья:

Выражение образа «малой родины» посредством описательных характеристик (на примере жителей Архангельской области)

Конференция: II Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: филология, искусствоведение и культурология»

Секция: Теория и история культуры

Выходные данные
Юркова М.В. Выражение образа «малой родины» посредством описательных характеристик (на примере жителей Архангельской области) // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам II междунар. науч.-практ. конф. — № 2(2). — М., Изд. «МЦНО», 2016. — С. 10-16.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Выражение образа «малой родины» посредством описательных характеристик (на примере жителей Архангельской области)

Юркова Марина Викторовна
аспирант, Северного (Арктического) федерального университета, РФ, Архангельск

 

The demonstration of the small homeland's image through descriptive characteristics (by the example of the Arkhangelsk region’s inhabitants)

 

Yurkova Marina

Postgraduate, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Russian Federation, Arkhangelsk

 

Аннотация: Целью данной статьи является анализ образа «малой родины», выраженного посредством описательных характеристик (прилагательных). Анализ произведен на основе данных социологического опроса, который был проведен среди жителей Архангельской области с ноября 2015 по апрель 2016 года. Исследование выявило, что основными характеристиками Архангельской области в глазах жителей региона являются большой размер, красота местной природы, холодный климат и сложные условия жизни.

Abstract: The objective of this paper is to analyze small homeland’s image which was brought out through descriptive characteristics (adjectives). Analysis is based on the data of a sociological survey which had been conducted among inhabitants of the Arkhangelsk region from November 2015 to April 2016. The research revealed that the main Arkhangelsk region’s characteristics in the perception of its inhabitants are its vast size, the beauty of local nature, the cold climate and the difficult living conditions.

 

Ключевые слова: образ региона; образ малой родины; Архангельская область.

Keywords: the image of the region; the image of one's small homeland; the Arkhangelsk region.

 

По определению М.П. Крылова «малая родина» – это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственной логикой [1, С.188].

Образ «малой родины» есть «набор отрывочных, казалось бы, малосвязанных между собой словесных, зрительных, поведенческих текстов» [4]. Основой для формирования этого образа являются уникальность природного и культурного ландшафта, исторические и политические события, известные выходцы из региона, региональные ресурсы [6, С.108].

В рамках нашего исследования был проведен социологический опрос, направленный на изучение образа Архангельской области в глазах жителей региона. Анкетирование проходило с ноября 2015 по апрель 2016 и охватило 510 жителей региона из различных городов и районов области.

При ответе на один из вопросов анкеты респондентам было необходимо описать Архангельскую область пятью прилагательными. Данная методика применена для выявления основных характеристик Архангельской области в глазах ее жителей и понимания, какой образ региона сформирован у респондентов: позитивный или негативный. Стоит отметить, что большинство респондентов (32,6%) при ответе на этот вопрос использовали нейтральные прилагательные, либо сочетали позитивные характеристики с негативными. 25% при описании региона использовали только позитивные прилагательные, 12,6% – только негативные. 29,8% затруднились с ответом.

 

Рисунок 1. Общая характеристика ответов

 

Поскольку при описании региона респондентами были указаны противоположные характеристики, при анализе данных нами было выделено пять бинарных оппозиций:

 Большая (32,9%) / Маленькая (0,6%);

 Красочная (4,1%) / Серая (9%);

 Богатая (9,4%) / Бедная (5,5%);

 Перспективная (1,9%) / Неперспективная (4,3%);

 Чистая (0,8%) / Грязная (6,9%).

 

Рисунок 2. Указанные прилагательные. Бинарные оппозиции

 

Отметим при этом, что оппозиция «Большая/Маленькая», на наш взгляд, не несёт в себе оценочного характера. К категории «большая» в данном случае были также отнесены такие прилагательные как «огромная», «обширная», «громадная», «бескрайняя». Большое количество респондентов (32,9%), использовавших данные определения при описании региона, объясняется фактологией. Согласно данным официального портала Правительства Архангельской области, ее площадь составляет 589 913км2 [3], что делает регион крупнейшим на Европейской части России. Прямые или косвенные упоминания больших размеров Архангельской области достаточно растиражированы в СМИ, на них часто делается упор в образовательном процессе, поэтому естественно, что это прилагательное использовали в описании треть опрошенных (как правило, указывая его в первую очередь). Что же касается характеристики «маленькая» (0,6%), то, видимо, она вызвана личным восприятием респондентов.

Всего 4,1% назвали Архангельскую область «красочной» (также к этой категории отнесены прилагательные «яркий», «живописный»), в то время как 9% (что вдвое больше) описали ее как «серую», «унылую», или «мрачную». Такой результат может быть обоснован климатическими особенностями региона: затяжные и слякотные весна и осень, короткое лето, преобладание пасмурной погоды над солнечной в течение всего года, очень короткий световой день зимой [2].

«Богатой» область назвали 9,4% опрошенных, однако большинство из них при этом уточняло, что область богата ресурсами/людьми/природными богатствами. 5,5% назвали ее «бедной», оговорив при этом, что она бедная экономически. Упадок региональной экономики также нашел свое отражение в таких характеристиках как «разоренная»/«разграбленная» (0,8%) и «дотационная» (0,8%), представленных на диаграмме ниже.

Только 1,9% респондентов назвали регион «перспективным», а 4,3% (что вдвое больше), наоборот, отметили ее бесперспективность. Такое соотношение может быть объяснено затянувшимся экономическим упадком, проблемами в социальной и культурной сфере, а также неэффективными действиями руководства региона по устранению этих проблем [5]. Стоит также отметить, что 2,4% опрошенных назвали область деградирующей, двое человек употребили слово «вымирающая», что отражено на диаграмме ниже.

«Чистой» Архангельскую область назвали всего 0,8% респондентов, в то время как «грязной» – 6,9%, что больше практически в 9 раз. Объяснить этот результат можно двумя причинами: климатическими особенностями региона (в первую очередь, затяжными и слякотными осенью и весной) и склонностью жителей к разведению мусора (при описании жителей региона ее отметили 1,4% опрошенных).

На диаграмме ниже представлены остальные указанные прилагательные:

 

Рисунок 3. Указанные прилагательные

 

Второй по популярности после прилагательного «большая» стала характеристика «холодная», его указали 25,3% респондентов. Еще 1,2% использовали более мягкое прилагательное «морозная». Такой высокий процент вполне объясним спецификой регионального климата с продолжительной холодной зимой и прохладным летом.

Часть респондентов использовала в описании характеристики комплиментарного характера. Так прилагательное «красивая» стало третьим по популярности, его использовали 20,4% опрошенных. Также 4,5% употребили прилагательные «лучшая», «восхитительная», «очаровательная», 3,9% – «интересная», «привлекательная», а 2,9% – «загадочная», «волшебная», «таинственная», «сказочная».

Респондентами был использован достаточно широкий спектр прилагательных, описывающих природное разнообразие региона: «лесная» указали 12,9%, «зеленая» – 3,9% «рыбная» – 2,3% «морская» – 2,1%, «речная/озерная» – 2,1%, «болотистая» – 1,9%, «грибная/ягодная» – 0,8%. Присутствовали также характеристики, касающиеся климатических особенностей: 5,9% назвали область «снежной» или «зимней», 2% – дождливой.
Стоит отметить тот факт, что прилагательные «арктическая/полярная» и «поморская» набрали всего по 1%, несмотря на постоянное освещение в региональных СМИ тем, связанных с Арктикой и наименование в них региона «Поморьем», в то время как определение «северная» использовали 7,2% респондентов.

7,4% опрошенных использовали прилагательные «любимая» и/или «родная», тем самым подчеркнув свою личную связь с регионом. 2,7% назвали область «гостеприимной», 2,5% – «исторической», 2,2% – «суровой», 2,1% – «уникальной», «самобытной», 0,8% – «тихой», «спокойной».

4,1% респондентов охарактеризовали Архангельскую область как «непроходимую», «бездорожную», 3,5% описали ее как малонаселенную, 2,3% – как «отдаленную» (от центра). Особняком стоят прилагательные «забытая», «заброшенная» («к сожалению, заброшенная»), которые указали 6,6% опрошенных, тем самым выражая обиду, что потенциал их малой родины не реализовывается в полной мере и регион приходит в упадок.

Таким образом, самыми популярными характеристиками стали «большая» (32,9%), «холодная» (25,3%), «красивая» (20,4%). Стоит отметить, что исходя из приведенных прилагательных, большинство опрошенных видят в регионе как позитивные, так и негативные черты. В глазах респондентов Архангельская область – это большой и красивый регион с разнообразной природой, холодным климатом и слабыми перспективами для дальнейшего развития. Поэтому можно отметить, что на формирование образа «малой родины» помимо природного и культурного ландшафта, исторических событий и региональных ресурсов также оказывает большое влияние сложившаяся социально-экономическая ситуация.

 

Список литературы:
1. Крылов М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности// Мир психологии. –2005. – № 3 – С. 187-200.
2. Общая характеристика климата Архангельской области и Ненецкого автономного округа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sevmeteo.ru/files/arh-nao.pdf. (Дата обращения: 09.12.2016).
3. Портал Правительства Архангельской области. Регион [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dvinaland.ru/region/-8vjeeb6s. (Дата обращения: 11.12.2016).
4. Сандомирская И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/cultur/sadomirskaya-rodina.htm (Дата обращения: 10.12.2016).
5. Уровень жизни населения Архангельской области признан худшим в стране [Электронный ресурс]. – Режим доступа: рд29.рф/?p=103872. (Дата обращения: 11.12.2016).
6. Юренкова Е. А. Визуальный аспект региональной идентичности // Город невест? Брендинг территорий и региональные идентичности: мат-лы всерос. науч. конф. (Иваново, 12-13 сент. 2013 года) / ред. М. Ю. Тимофеева. – Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2013. – С. 108-109.