Статья:

Современное состояние и пути развития телемедицины

Конференция: XLIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: медицина, биология и химия»

Секция: Социология медицины

Выходные данные
Демьянова И.В. Современное состояние и пути развития телемедицины // Научный форум: Медицина, биология и химия: сб. ст. по материалам XLIII междунар. науч.-практ. конф. — № 6(43). — М., Изд. «МЦНО», 2021. — С. 27-31.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современное состояние и пути развития телемедицины

Демьянова Ирина Валериановна
канд. экон. наук, преподаватель медицинского колледжа №7 г. Москвы, РФ, г. Москва

 

CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PATHS OF TELEMEDICINE

 

Irina Demyanova

Ph.D. in Economics, lecturer at Medical College No. 7, Moscow, Russia, Moscow

 

Аннотация. Приведен анализ возможностей виртуальной медицинской помощи. Выявлены преимущества отдельных компонентов телемедицины, которые повышают доступность медицинской помощи, а также расширяют возможности поставщиков медицинских услуг, позволяя охватывать новые группы пациентов и сокращать затрачиваемое на оказание услуг время.

Abstract. The analysis of the possibilities of virtual medical care is given. The advantages of individual components of telemedicine are revealed, which increase the availability of medical care, as well as expand the capabilities of medical service providers, allowing them to reach new patient groups and reduce the time spent on services.

 

Ключевые слова: информационные технологии; телемедицина; виртуальная медицинская помощь.

Keywords: information technology; telemedicine; virtual medical assistance.

 

Телемедицина является крайне важным механизмом реализации стратегии всеобщего охвата медицинской помощью. Телемедицина предполагает использование телекоммуникаций и виртуальных технологий с целью оказания медицинской помощи пациентам вне медицинских учреждений. Она включает в себя виртуальную медицинскую помощь на дому, которая может быть оказана синхронно (в режиме реального времени) или асинхронно (система «запрос-ответ»). Благодаря ей пациенты с хроническими заболеваниями и пожилые люди могут получить медицинскую консультацию, оставаясь дома.

Кроме того, она обеспечивает более быстрый доступ к специалистам и снижает необходимость поездок пациентов к поставщикам медицинских услуг и вызовов медицинских работников на дом, что наиболее актуально для населения отдаленных регионов.

Также она позволяет унифицировать медицинскую практику и оказать информационно-консультативную поддержку медицинскому персоналу сельских регионов.

Говоря о преимуществах отдельных компонентов телемедицины, следует отметить, что виртуальные визиты не только повышают доступность медицинской помощи, но и расширяют возможности поставщиков медицинских услуг, позволяя охватывать новые группы пациентов и сокращать затрачиваемое на оказание услуг время.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в большинстве стран мира активно внедряются технологии электронного здравоохранения, одним из глобальных направлений которого является телемедицина, которая уже сегодня позволяет увеличивает доступность медицинской помощи для населения удаленных территорий, пожилых и малоподвижных пациентов, а также улучшает качество оказываемой помощи благодаря возможности удаленного консультирования специалистами региональных больниц и ведущих национальных медицинских центров.

С 1 января 2018 г. в РФ вступил в силу федеральный закон (ФЗ) № 242 от 29 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

Таким образом, на государственном уровне телемедицинские технологии определяются как: информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Вкратце, что дает пациентам закон о телемедицине:

1. Врач сможет выписать, а пациент получить рецепт на нужное лекарство в электронном виде. Причем новый порядок распространяется и на наркотические и сильнодействующие психотропные препараты.

2. Врачи смогут консультировать пациентов дистанционно, проводить консилиумы и консультации с использованием медицинских документов, результатов исследований, полученных по электронной почте.

3. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) от одного из родителей ребенка-пациента или законного представителя взрослого больного также можно будет получить оперативно в электронном виде.

4. Пациент или его законный представитель сможет отправить в медицинское учреждение запрос и получить медицинские документы, справки, выписки из истории болезни и т.д. (их копии) в электронном виде.

5. Дистанционно разрешено консультировать пациентов по вопросам профилактики, собирать и анализировать жалобы и данные анамнеза, оценивать эффективность диагностики и лечения граждан. Также дистанционно врач вправе принять решение о необходимости проведения очного приема, осмотра и консультации.

6. Что касается непосредственно лечения, новый закон разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенной терапии. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения. При этом диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.

В результате принятия закона пациенты приобрели возможность получать отдельные виды медицинской помощи в более удобном формате. Теперь удаленно доктор сможет корректировать лечение, следить за состоянием здоровья пациента. Помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство. Поскольку рецепт, по закону, доктор также сможет выписать дистанционно. Поможет закон улучшить и качество реабилитации: пациенты, которым сделали сложную операцию в федеральном центре, смогут связываться из своего региона с лечившими их врачами.

Таким образом, большая ценность телемедицины – в возможности организации круглосуточного канала для разговора с доктором. Это очень удобно и необходимо молодым родителям, лицам с хроническими заболеваниями. Когда человек болеет много лет, он может просто не обратить внимания на тревожный симптом, не придать ему особого значения. А постоянное и доступное общение с телеконсультантом заставит записаться на прием в поликлинику, вызвать бригаду скорой помощи.

С 21 января 2018 года действует приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 965н, который вводит в правовое поле дистанционные отношения врач-врач и врач-пациент, являясь собственно регулятором данных отношений.

Одним из нормативных актов, действующим с 1 сентября 2018г, является национальный стандарт ГОСТ Р 57757-2017 «Дистанционная оценка параметров функций, жизненно важных для жизнедеятельности человека». Документ определяет стандартизацию дистанционного получения информации, и ее обработку медицинским работником, делая более доступной медицинскую помощь для удаленных территорий и маломобильных граждан – инвалидов и пенсионеров.

Единая государственная информационная система уже частично реализована на портале gosuslugi.ru, где пациенты могут дистанционно получить такие услуги, как:

  • запись к врачу или вызов специалиста на дом
  • получение сведений об оказанной медицинской помощи в электронном виде, если медицинское учреждение предоставляет такую возможность
  • получение сведений об оказанных медицинских услугах и их стоимости в рамках ОМС

На текущий день законодательно разрешено дистанционное консультирование, из которого выделено два направления: клиническая телемедицина (врач-врач) и пациент-центрическая телемедицина (врач-пациент).

В настоящее время с развитием информационных технологий в большинстве стран мира активно внедряются технологии электронного здравоохранения, одним из глобальных направлений которого является телемедицина. Уже сегодня она позволяет увеличить доступность медицинской помощи для населения удаленных территорий, пожилых и малоподвижных пациентов, а также улучшить качество оказываемой помощи за счет возможности проведения удаленных консультаций между специалистами региональных больниц и ведущих национальных медицинских центров. Опыт таких стран как США и Япония, свидетельствует о значительном экономическом потенциале телемедицины для системы здравоохранения. Реализованные в РФ успешные телемедицинские проекты также показали большую перспективность внедрения телемедицинских технологий для отечественной системы здравоохранения. Вступление в январе 2018 г. в силу закона о телемедицины значительно углубит интеграцию электронных технологий в систему здравоохранения, использование лучшего зарубежного опыта может быть полезно для определения наиболее перспективных направлений развития телемедицины в нашей стране.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья" от 29.07.2017 N 242-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
2. ГОСТ Р 57757-2017 Дистанционная оценка параметров функций жизненно важных для жизнедеятельности человека. Общие требования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200157018/.
3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71751294/.
4. Health and sustainable development. Telehealth. URL: http://www.who.int/sustainable-development/health-sector/strategies/telehealth/en/
5. Market Shock Report: Virtual Visits for Primary Care. Advisory Board, 2017. URL: https://www.advisory.com/research/market-innovation-center/templates/2015/msr-virtual-visits-for-primary-care.