Связь научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» с методологией системного подхода
Конференция: I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Медицина и фармацевтика
I Международная заочная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Связь научной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» с методологией системного подхода
Communication discipline "Public Health and Health Care" with a systematic approach methodology
Dantsiger Dmitry
MD, Professor, GBOU DPO "Novokuznetsk State Institute of Advanced Medical", Russia, Novokuznetsk
Andrievskii Boris
PhD, Associate Professor, GBOU DPO "Novokuznetsk State Institute of Advanced Medical", Russia, Novokuznetsk
Makhov Vladimir
PhD, Associate Professor, GBOU DPO "Novokuznetsk State Institute of Advanced Medical", Russia, Novokuznetsk
Аннотация. Модернизация отрасли здравоохранения предусматривает использование системного подхода, позволяющего объединить разрозненную деятельность организаций, нацелить их на решение проблем здоровья населения. Такой научной дисциплиной становится общественное здоровье и здравоохранение, которая отвечает решению поставленных задач. Именно эта дисциплина предназначена для подготовки руководителей разных уровней системы здравоохранения.
Abstract. Modernization of the health care industry involves the use of a systematic approach to combine the fragmented activities of the organizations aim to solve their health problems. This scientific discipline becomes a public health and health care that meets the task. It is this discipline is designed to prepare managers at various levels of the health system.
Ключевые слова: система охраны здоровья населения.
Keywords: the system of public health.
В самом начале обратим внимание на следующий факт – в здравоохранении принято различать: 1. Систему здравоохранения, ограниченной финансами и другими ресурсами отделом, управлением, департаментом или соответствующим министерством и 2. Систему охраны здоровья населения, выходящей на рамки ведомственного подчинения.
Критерием оценки первой системы является ее деятельность, отраженная набором показателей полноты и качества, своевременности и преемственности и другими в совокупности позволяющие говорить о нагрузке системы.
Критерием оценки второй системы является уровень и качество состояния здоровья всего населения. К показателям здоровья населения относятся: демографические характеристики (рождаемость, смертность, продолжительность жизни и др.); заболеваемость (классификация, первичная и накопленная, острая и хроническая, исходы с выздоровлением и летальность и др.); инвалидность с рождения и приобретенная и др.; физическое, психическое и духовное состояние.
Известно, что медицина, в большинстве своем – это борьба со следствием. А нужно устранить именно причину и вернуть организм к исходному состоянию.
В цикле медицинских наук, во всей системе медицинского знания научная дисциплина «общественное здоровье и здравоохранение» занимает совершенно особое место. Анатомия, физиология и патология отдельного организма – вот три последовательных этапа, замыкающими клиническую медицину. Изучению её предшествует общее ознакомление с законами неорганического и органического мира. Увенчивается всё медицинское преподавание терапией, которая в основной своей массе представляет сумму эмпирических знаний без связи с предыдущими дисциплинами.
Несколько особняком стоит общая гигиена, нормативная дисциплина, указывающая, какие условия и качества внешней среды обусловливают оптимум физиологических функций.
Среди этой разноголосой семьи медицинских знаний дисциплина «общественное здоровье и здравоохранение» претендует не только на равноправность, но даже более того – на дирижерское место.
Какая черта является наиболее характерным отличием общественного здоровья и здравоохранения от других врачебных дисциплин, преподающихся на медицинском факультете? Это ясно из самого обозначения «общественное».
Общественное здоровье – это единственная медицинская дисциплина, которая подходит к анализу всех патологических явлений, составляющих предмет медицинского изучения, не с точки зрения их индивидуальных проявлений, с какой они получают наиболее наглядный интерес для клинической медицины, а под углом зрения их социальной обусловленности. Индивидуальная патология не могла возвыситься до понимания социальной стороны всех патологических процессов по двум мотивам.
Один из них состоит в том, что при изучении только клинических явлений невозможно установить их закономерность, потому что мы будем поражены множеством индивидуальных различий. Правда, даже в области индивидуального медицинского анализа многие патологические явления настолько явно выдают свою социальную природу, что она уже издавна не могла остаться не подмеченной, например, роль социальных факторов в патогенезе туберкулеза или в развитии эпидемий.
Второй мотив социальной слепоты клинической медицины – это внушенная всем медицинским образованием врача – привычка, рассматривать себя как пользователя отдельной больной личности, как механика индивидуального человеческого тела и поэтому решительно отбрасывающего все «социальные подходы» просто потому, что они были ему излишней обузой в процессе установления диагноза и прописывания соответствующего медикамента [3].
Решение многочисленных конкретных задач, – какая совокупность вредных внешних воздействий и защитных сил организма в каждом отдельном случае лишила организм биологического равновесия, называемого здоровьем, – относится к области индивидуальной медицины. Но для социального анализа эти явления не имеют существенного значения. Задача социального анализа исчерпывается объективным утверждением факта, что наличие определенных неблагоприятных физических воздействий, вырастающих на определенной социальной среде, вызывает в среднем в определенном числовом выражении появление определенного количества заболеваний.
В систему охраны здоровья населения региона или муниципального образования должны входить все сферы деятельности (производственная, обеспечивающая, экологическая и т.д.). Управление этими сферами – прерогатива органов власти. В таком комплексе система здравоохранения, помимо выполнения своих медицинских и санитарных функций, несет еще и функцию обеспечения социально-гигиенической информацией. Она должна информировать органы управления о том, как функционирует каждая сфера по критерию здоровья [2].
Только в этом условии необходимо определять конечный результат деятельности, как улучшение здоровья населения, а не возлагать это только на систему здравоохранения, ограниченной своими ресурсами.
Системный подход позволяет произвести полный охват всех основных звеньев системы охраны здоровья населения, как давно устоявшихся, оседлых и обустроенных территорий, так и особенно в районах нового освоения.
К непременным требованиям использования методологии системного подхода должны быть учтены следующие звенья: материально-техническая база; кадровое обеспечение; организация труда; финансовое обеспечение. Лишь в таком сочетании система способна эффективно работать и недоучет хотя бы одного из этих звеньев неизбежно приводит к распаду или неэффективной деятельности системы [1]. Это, говоря языком кибернетики, «прибор обслуживания», который должен быть адекватен «потоку требований» на обслуживание, т.е. определенной численности населения, дифференцированной по ряду признаков, главным из которых является уровень и структура заболеваемости и ее исходов, требующей квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Список литературы:
1. Венедиктов Д.Д. О здравоохранении в России – каковы перспективы? Управление здравоохранением, 2012, № 2-3 (33-34), с. 85-95
2. Разработка комплексных региональных программ «Здоровье населения» / Методические рекомендации. В.В. Бессоненко, Ю.П. Дощицин, А.И. Бабенко, В.И. Ветков. – М. Минздрав РСФСР, 1988. – с. 44.
3. Шиган Е.Н. Системный подход к оценке деятельности лечебно-профилактических учреждений Бюллетень Сибирского отделения АМН СССР, 1981, № 5, с. 15-21.