Первый представитель Президента России в Рязанской области
Конференция: XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: История и археология
XXII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Первый представитель Президента России в Рязанской области
The first representative of the President of Russia in the Ryazan region
Elena Volkova
Рostgraduate student, Ryazan State University named after S.Yesenin, Russia, Ryazan
Аннотация. Представленная статья посвящена введению института представителя Президента России в Рязанской области. Раскрываются его основные полномочия и функции, а также механизм взаимодействия органов и организаций, осуществляющих управление субъектом Федерации в новых политических условиях.
Abstract. The article is devoted to the introduction of the Institute of the representative of the President of Russia in the Ryazan region. The author reveals its main powers and functions, as well as the mechanism of interaction of bodies and organizations that manage the subject of the Federation in the new political conditions.
Ключевые слова: область; государство; представитель Президента; закон.
Keywords: state; governor; Duma; law; Representative of the President.
В 90-х гг. XX столетия произошло радикальное изменение всей системы государственной власти, что привело к появлению новых политических институтов в субъектах РФ.
Среди нововведений, заслуживает внимания учрежденный институт представителя Президента на местах Он официально создавался для координации действий исполнительной власти в регионе [5].
24 августа 1991 года Н.В. Молотков был назначен представителем Президента России в Рязанской области с правом приостанавливать исполнение любых решений местных органов власти, если они противоречат действующим законам (а точнее, указам Президента России). Почему Н.В. Молотков, кем он был? – беспартийный, из образованных рабочих, до назначения на должность работал на одном из рязанских заводов, был на альтернативной основе избран депутатом Съезда народных депутатов СССР. До назначения «государевым оком» был первым редактором городской газеты «Вечерняя Рязань», ставшей рупором Рязанского городского Совета. Позиционировал себя как сторонника Б.Н. Ельцина, «верного солдата Президента».
Следует отметить, что появление нового политического института вызвало полемику как, среди ученых, так и политиков. Некоторые, как, например, А.М. Салмин [3, c. 10], считали функции представителя Президента надуманными и дублирующими полномочия федеральных органов.
Введение поста представителя Президента явилось еще одним шагом к укреплению властной вертикали путем расстановки лично преданных Президенту и верных людей.
Учитывая ходатайство Рязанского городского Совета народных депутатов, президиум областного Совета обратился к Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину с просьбой о назначении Л.П. Башмакова на должность главы Администрации Рязанской области. Президент удовлетворил просьбу облсовета [2].
28 августа 1991 года состоялась внеочередная пятая сессия областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва. На повестке дня стоял вопрос: «Об избрании председателя областного Совета народных депутатов».
Сессия началась с заявления депутата Чистотина А.В. (округ 178), который предложил заслушать пояснения уполномоченного Президента, депутата Верховного Совета СССР, депутата областного Совета Н.В. Молоткова и депутата Верховного Совета РСФС В.В. Рюмина об их полномочиях, их статусе и некоторых действиях в соответствии с этим статусом, которые имели место с 22 числа этого года на территории Рязанской области.
Рюмин в подтверждении своего статуса «верного солдата Президента» рассказал, что, начиная с 19 августа он решительно противодействовал созданию чрезвычайного комитета в Рязани. Б.Н. Ельцин оценил его усердие объявил его персонально ответственным за то, что происходит на территории города и области.
Выполняя поручение Президента, Рюмин предпринимал усилия для привлечения на свою сторону руководство КГБ, МВД и прокуратуры добивался и добился предоставления возможности выступить по радио и по телевидению. Обеспечил выполнение указа Президента о департизации и прекращении деятельности Компартии. О всех действиях, которые происходили в Рязани, Рюмин доложил Президенту, а также госсекретарю и вице-президенту, Р.И.Хасбулатову. Все действия его были признаны правильными, а полномочия подтверждены.
Что касается газеты, находящейся на территории города, то в соответствии с этим указом она прекратит свою деятельность до тех пор, пока областной Совет не выйдет из кризисной ситуации, пока президиум не начнёт работать, пока, наконец, всё не прояснится и областной Совет не обратится в городской Совет с тем, каковы у него будут решения по открытию нам этого издания и т. д. Горсовет откроет, безусловно, издание, когда областной Совет примет это решение. Имеется в виду, как теперь будет функционировать эта газета, что это будет за газета. Ещё будет газета обкома партии совместно с областным Советом? Или как? Иначе ничего открыто не будет [2].
Завершая ответ о своих полномочиях, Рюмин сказал: «Мои полномочия закончились с чрезвычайным положением, и 24 числа все эти полномочия были предоставлены Н.В. Молоткову как главному инспектору генеральной инспекции РСФСР» [1].
Молотков Н.В. (округ 6). «…Что такое представитель Президента области? Ну, если нам уйти в историю (я не задержу вас экскурсом в историю), но хочу сказать, что ещё со времён Екатерины такие представители существовали, и их функции можно было бы определить одним словом – «государево око». Ну, у нас несколько иное назначение, хотя очень похожее. Смысл этого в том, чтобы отсюда, с мест, давать правдивую информацию из первых рук, информацию Президенту России о том, что происходит на местах.
Прежде всего представитель Президента представляет в области Президента, его политику, его указы, его законы, которые принимаются. И представитель Президента должен внимательно следить за тем, чтобы все органы –районные, городские, областные – выполняли эти указы. Вот основное предназначение такого представителя.
Кроме того, у него есть свои права. То есть представитель Президента может приостановить действие какого-то Совета, какого‑то исполкома своим решением (мотивированным, разумеется, решением). Это не его личное мнение, прежде всего любой человек (а представитель Президента прежде всего) должен действовать по Закону России. И сообразуясь с этим законом, представитель может приостановить действие какого-то акта, если, проанализировав его, он считает этот акт незаконным.
Представитель Президента делает предложения или представления Президенту о нарушениях должностными лицами закона РСФСР. Он может делать представления о снятии этих должностных лиц с должности, если закон (это установлено прокуратурой, а не им) нарушен. Он на этом может настаивать…
Представитель Президента должен координировать действия районного, городского, областного Советов, и если между ними возникают какие-то трения, естественно, на компромиссной основе эти нерешённые вопросы надо снимать. И если всё-таки кто-то нарушил закон, то я обязан буду доложить об этом Президенту.
Вот основные функции представителя Президента, то есть это главный хранитель законов» [1]. (Главным хранителем законов является прокурор. А «оком государевым» Пётр I называл генерал-прокурора Сената... Эта должность была учреждена для гласного надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и Сената в 1722 году в процессе реформы Сената. Генерал-прокурор, ответственный только перед царём, по определению Петра, являлся «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». При Сенате действовали генерал-фискал и обер-фискал, которым были подчинены провинциальные и городские фискалы. Фискалы были обязаны тайно следить за непорядками и о них доносить. Пользуясь очень большими полномочиями и не чувствуя ответственности, многие фискалы погрязли в коррупции и злоупотреблениях. Их стали открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» в русском языке стало обозначать «доносчик». Появилась поговорка: «доносчику первый кнут». Н.В. Молотков, называя себя «оком государевым», явно преувеличивает своё значение. – Е.В.).
Депутат Чистотин А.В. удовлетворяется ответом Николая Васильевича, но у него возникает один вопрос: «Организационный отдел Российской Федерации собирал ту информацию, которую ему слали с мест представители Президента или это собирал какой-то другой орган? Это относится к существу далее рассматриваемых нами вопросов. По чьей информации сформулировано то, что сформулировано в указе, в решении Президиума Верховного Совета РСФСР, в частности по Рязанской области, и в Указе Президента о председателе облисполкома. По чьей информации? Кем и в какой комитет она была направлена?» [1, л. 18].
Молотков Н.В.: «Я понял Ваш вопрос, готов на него ответить. Я такую информацию не давал, ибо только 24-го числа я был назначен указом, естественно, начал исполнять свои обязанности сразу. Поэтому я ещё раз хочу сказать, что такой информации я не давал. Видимо, при Верховном Совете, при Президенте существует служба информации, которая анализирует все-такие дела на местах и принимает свои решения, тем более в Верховном Совете эта служба должна быть» [1, л. 18].
Чистотин А.В.: Вероятно, как и мне, депутатам Рязанского областного Совета небезразлично, с чьей подачи столь тяжкое обвинение предъявлено двум должностным лицам – председателю областного Совета и председателю исполкома областного Совета. Поэтому я бы считал, Вам, как уполномоченному представителю Президента следовало бы располагать этой информацией с тем, чтобы довести до депутатов областного Совета» [1, л. 18].
Молотков Н.В.: «Я понял Вас. Но я ещё раз хочу повторить, что я эту информацию не давал» [1, л. 19].
Затем председательствующий, ссылаясь на то, что здесь не дознание, предлагает прекратить дискуссию и перейти к существу вопросов.
28 августа 1991 года на внеочередной сессии Рязанского областного Совета народных депутатов председателем областного Совета был избран преподаватель Высшей школы МВД В.В. Приходько. Обратившись к депутатам, он сказал: «Я не готов сейчас произносить никаких речей. Я просто хочу сказать следующее: то согласие, к которому мы сейчас всё-таки пришли, оно оставляет надежду на то, что мы вместе с вами сможем решать те сложнейшие проблемы, о которых я вам говорил и которые вы прекрасно знаете. Вы прекрасно понимаете, что только вместе, все вместе мы сможем решить эти проблемы») [1, л. 88].
Депутаты облсовета приняли обращение к Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину с просьбой пересмотреть оценку деятельности прежнего председателя исполкома облсовета В.В. Калашникова, отметив при этом, что на территории области в создавшихся с 19 по 21 августа 1991 года условиях, был обеспечен общественный порядок, не допущено противоправных действий. Кроме того, благодаря четкой позиции председателя облисполкома В.В.Калашникова, 21 августа на сессии облсовета было отклонено предложение о создании в области комитета по чрезвычайному положению [1, л. 18]. На сессии был рассмотрен вопрос о перерегистрации газеты обкома КПСС и Рязанского областного Совета «Приокская правда», выпуск которой был приостановлен после 21 августа 1991 года.
Таким образом, сессия положила начало новому периоду в истории представительной власти региона. Следует также отметить, что рассмотренные события, последовавшие за Указом Президента РСФСР №75 [4], позволяют утверждать, что данные Советам полномочия по согласованию кадровых назначений придали представительным органам региональной власти политическую значимость.