Новые подходы к обеспечению занятости населения в Узбекистане
Конференция: XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
XV Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Новые подходы к обеспечению занятости населения в Узбекистане
Аннотация. В данной статье рассматривается современное состояние трудоспособного населения Узбекистана. Результаты анализа показали всю сложность ситуации проблемы рынка труда республики. Представлены новые подходы государственного регулирования обеспечения эффективной занятости населения. В статье рассматривается адресное стимулирование работодателей за организацию новых рабочих мест, широкое использование государственно-частного партнерства в обеспечении занятости социально уязвимых слоев населения.
Ключевые слова: занятость; рабочие места; государственно-частное партнерство; демографическая конъюнктура; профессиональная подготовка и переподготовка кадров; концепция МОТ; государственная поддержка индивидуальных предпринимателей.
Состояние и изменение пропорций элементов трудовой структуры общества зависит от целого ряда демографических факторов. При этом особое место принадлежит динамике общей численности населения, а также ее важнейшим составным компонентам:
·численности городских и сельских жителей, мужчин и женщин, детей, молодежи, лиц трудоспособного возраста, пенсионеров и т. п.;
·структурным сдвигам в половой и возрастной структурах населения;
·изменениям уровней, структуры и интенсивности рождаемости, смертности, брачности;
·естественному приросту, прибытию, убытию и миграционному приросту населения;
·рансформации параметров, режима и типа замещения поколений членов общества.
Причем столь заметная и весомая роль демографической конъюнктуры в формировании трудовых ресурсов и занятости населения объективно превращает ее в необходимый и обязательный элемент прикладных экономических исследований.
Узбекистан – республика, в настоящее время численность населения которой ежегодно увеличивается на 450-500 тыс. человек. Так, с 1991 года она выросла с 20,6. до 32,1 млн человек. Естественно, очень значительны и масштабы прироста трудовых ресурсов. В 1991 году численность населения младше трудоспособного возраста (0-15 лет) составляла 43,1% от общей численности населения республики; в трудоспособном возрасте (мужчины в возрасте 16-59 лет, женщины – 16-54 года) – 49,1%; старше трудоспособного возраста (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины – 55 лет и старше) – 7,8%. А в 2017 году данный показатель был равен 30,1%, 60,5% и 9,4% соответственно (табл. 1).
Таблица 1.
Возрастной состав постоянного населения Республики Узбекистан
|
1991 г. |
2017 г. |
||
Числен- |
Удель- |
Числен- |
Удель- |
|
Численность населения, всего |
20607,7 |
100,0 |
32120,5 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
младше трудоспособного возраста |
8883,7 |
43,1 |
9665,7 |
30,1 |
в трудоспособном возрасте |
10122,5 |
49,1 |
19440,8 |
60,5 |
старше трудоспособного возраста |
1601,5 |
7,8 |
3014,0 |
9,4 |
Быстрый рост населения, соответственно, и трудовых ресурсов до недавнего времени создавал серьезные проблемы на рынке труда. В решении проблем занятости населения использовались устаревшие, малоэффективные формы и методы работы, допускалось искажение реальной ситуации на рынке труда. Несоответствие количества создаваемых новых рабочих мест реальным потребностям рынка труда приводило к нарушению его сбалансированности, высокому уровню безработицы в отдельных регионах, росту нелегальной трудовой миграции и неформальной занятости. Очень низкий и уровень кредитных, финансовых, консультационно-информационных и других востребованных услуг для населения и субъектов предпринимательства в сфере трудоустройства.
Профессиональная подготовка и переподготовка производственных кадров зачастую проводились без учета текущих и перспективных потребностей отраслей экономики, их возможностей и ресурсов, в результате на рынке труда по отдельным специальностям наблюдалось образование дефицита квалифицированных кадров.
Для решения этих и других проблем, на наш взгляд, целесообразно совершенствование правового обеспечения занятости населения. Закон «О занятости населения» Республики Узбекистан был принят в 1998 году. За прошедший период в этой сфере произошли качественно новые изменения. Разработана концепция МОТ о достойном труде, появились такие совершенно новые формы занятости, как работа на расстоянии, современные гибкие методы трудовой деятельности – лизинг персонала, аутстаффинг, аутсорсинг, фриланс, коворкинг и другие. Формируется и совершенствуется государственно-частное партнерство в сфере правовых, финансовых и организационных услуг на рынке труда, трудовой миграции, подготовки и переподготовки кадров, рекрутинга трудовых ресурсов.
В целом в стране необходима разработка «дорожной карты», направленная на совершенствование и повышение эффективности работы по обеспечению занятости населения. В ней необходимо предусмотреть дополнительные меры для стимулирования работодателей на создание новых рабочих мест, особенно в сельской местности.
Реформы в сельском хозяйстве республики, переход на фермерские хозяйства снизили затраты труда на единицу продуктов аграрного сектора на 8-10%. Кроме того в убыточных предприятиях в среднем в вынужденные неоплачиваемые отпуска отправляются 2,5% всех занятых (этот показатель в промышленности достигал 8,3%, а в строительстве – 7,9%). С большими трудностями сталкивается молодежь, женщины, члены малообеспеченных семей.
При Министерстве занятости и трудовых отношений создан Государственный фонд содействия занятости. Фонд предоставляет единовременные субсидии безработным лицам, желающим начать предпринимательскую деятельность, на оплату расходов по регистрации в качестве индивидуального предпринимателя государственной регистрации малых предприятий и микрофирм. Также и работодателям, принявшим на работу лиц из числа социально уязвимых слоев населения сверх установленной квоты и их профессиональное обучение, повышение квалификации, выдаются субсидии.
Было бы целесообразно учреждение и в областях региональных фондов стимулирования создания новых рабочих мест. Источниками формирования их средств могли стать определенные поступления от перевыполнения прогнозных параметров местных бюджетов, различные гранты и средства благотворителей. Региональные фонды могли бы финансировать проекты, направленные на развитие производства в личных подсобных и дехканских хозяйствах, приобретение современного мини-оборудования и сырья для переработки, хранения и фасовки сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, потребительских товаров, создание и оснащение предприятий по оказанию бытовых, ремонтных, образовательных, медицинских, информационно-коммуникационных услуг, развитие надомного труда.
Требуется также государственная поддержка индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сельских населенных пунктах деятельность по оказанию бытовых услуг. Для того чтобы их бизнес встал на ноги, желательно освободить их от уплаты налогов на определенный период.
В Узбекистане начал развиваться семейный бизнес. В каждом районе и городе республики, прежде всего в отдаленных регионах и местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями, реализуется программа «Каждая семья – предприниматель». Она направлена на обеспечение оказания всемерной поддержки предпринимательских инициатив населения, желающего открыть свой бизнес. Для его поддержки желательно правовое закрепление найма работников по трудовому договору, а также привлечение в качестве участников субъекта семейного предпринимательства других близких родственников, достигших трудоспособного возраста.
Также будущих бизнесменов необходимо организованно обучить навыкам предпринимательства, поддержать льготными кредитами, оказать практическую помощь в организации соответствующего вида деятельности. Индивидуальные предприниматели нуждаются и в информационной поддержке. Они должны быть хорошо осведомлены о современных мини-технологиях и оборудовании, информированы о перечне и объеме продукции, на которую имеется устойчивый и актуальный спрос на местных и внешних рынках.
Особенно это важно в сельских и отдаленных районах страны. В настоящее время в республике функционирует национальная база данных «Работа.Труд» об имеющихся вакансиях. Настало время внедрения и в единую информационную национальную систему рынка труда не только с данными о вакансиях, но и о нуждающихся в трудоустройстве членов домохозяйств.
В Узбекистане в 2018 году намечено создать свыше 346,7 тысячи новых эффективных рабочих мест. Кроме этого за счет организации общественных работ и организованного трудоустройства работников за рубежом по межправительственным и межведомственным договорам будет обеспечена занятость еще 295,9 тыс. граждан республики. Новые подходы к обеспечению занятости, несомненно, будут способствовать значительному снижению напряженности на рынке труда страны.