Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь
Конференция: XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Экономика
XII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь
В республике идет поиск наиболее эффективных организационно- управленческих построений системы социальной политики, совершенствуется деятельность ее основных направлений, осуществляется подготовка профессиональных кадров социальной сферы. Об успешности социальной политики в стране можно судить по обобщающим показателям благосостояния граждан – уровню и качеству жизни.
Анализируя динамику уровня жизни населения будем использовать только самые важные показатели, такие как: занятость, бюджет прожиточного минимума и потребительская корзина, демографический показатель, ВВП на душу населения.
Важную роль для оценки уровня жизни населения играют, прежде всего, потребительские бюджеты. В качестве главных системообразующих базовых потребительских бюджетов в Беларуси разрабатываются и используются: минимальный потребительский бюджет и бюджет прожиточного минимума. Среднедушевой МПБ в расчете на одного члена семьи из четырех человек в месяц в 2011 г. составлял 73,36 р., в 2016 г. – 284,21 р., а уже в 2017 г. – 325,13 р. (таблица 1.) [23, с. 111, 120; 18].
Важнейшим показателем, характеризующим результативность социальной политики, является индекс человеческого развития (ИЧР) (таблица 2.) [23, с. 79; 18].
Таблица 1.
Динамика величины минимальных социальных стандартов в Республики Беларусь за 2011-2017 гг.
Показатели |
Годы |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Минимальный потребительский бюджет (в расчете на одного члена семьи из четырех человек), р. |
73,36 |
130,03 |
160,83 |
201,72 |
241,7 |
284,21 |
325,13 |
Бюджет прожиточного минимума (в расчете на душу населения в месяц), р. |
47,44 |
82,52 |
102,35 |
131,18 |
153,8 |
173,1 |
199,32 |
Минимальная заработная плата, р. |
100,00 |
153,22 |
184,14 |
210,01 |
210,01 |
230,0 |
265,0 |
Таблица 2.
Обобщающие показатели оценки уровня жизни населения Республики Беларусь за 2013-2016 г.
Годы |
ИЧР |
Индекс ожидаемой продолжительности жизни, скорректированный с учетом неравенства |
Индекс образования, скорректированный с учетом неравенства |
Индекс дохода, скорректированный с учетом неравенства |
Квинт ильный коэффициент дохода |
Коэффициент Джини |
|||
Значение |
Снижение (рост), % |
Значение |
Снижение (рост), % |
Значение |
Снижение (рост), % |
||||
2013 |
0,786 |
0,736 |
-8,8 |
0,735 |
-5,4 |
0,617 |
-12,1 |
4,0 |
0,283 |
2014 |
0,798 |
0,737 |
-7,4 |
0,819 |
-5,4 |
0,636 |
-12,1 |
4,0 |
0,275 |
2015 |
0,798 |
0,726 |
-7,6 |
0,781 |
-4,8 |
0,685 |
-11,1 |
4,1 |
0,276 |
2016 |
0,796 |
0,740 |
1,9 |
0,834 |
6,8 |
0,763 |
11,4 |
4,2 |
0,279 |
Согласно Докладу о человеческом развитии, подготовленному ПРООН в 2017 г., наша страна в 2016 г. заняла 52-е место среди 188 стран в международном рейтинге по индексу человеческого развития. Беларусь разделила 52-е место в рейтинге с Оманом, а Индекс человеческого развития составил в 2015 г. – 0,798, а в 2016 г. – 0,796. Из трех суб-индексов, на основе которых рассчитывается ИЧР, наилучшие результаты Беларусь продемонстрировала по Индексу образования (0,834 балла), а наихудшие – по Индексу доходов (0,763 балла). Если в первом случае успехи закономерно связаны с высокой ожидаемой и средней продолжительностью обучения, то во втором случае низкий результат был вызван экономическими трудностями и замедлением темпов роста. Таким образом, наша страна вплотную подошла к тому, чтобы войти в группу стран в очень высоким уровнем человеческого развития (ЧР).
По сравнению с 2015 г. ИЧР Республики Беларусь в 2016 г. снизился на 0,002 балла и составил 0,796 балла. Рейтинг Беларуси понизился на 1 позицию относительно 2015 г. и находится на уровне 2013-2014 гг. Беларусь занимает 2 место среди стран ЕАЭС по значению ИЧР, уступая только России (0,804 балла) и незначительно обгоняя Казахстан (0,794 балла). Темпы роста ИЧР Беларуси в 2012-2016 гг. составляют 0,38 %, что является самым низким значением темпа роста ИЧР среди стран ЕАЭС за 2012-2016 гг. и меньше среднего значения темпа роста ИЧР в странах ЕАЭС в 5 раз. Темпы роста ИЧР в странах с уровнем дохода выше среднего и странах с высоким уровнем дохода превосходят аналогичный показатель Беларуси в 4,6 и 4 раза соответственно. Номинальные денежные доходы населения Республики Беларусь в 2016 г. по данным Национального статистического комитета составили 58750 млн. р., что на 504142,2 млн. р. больше, чем в 2015 г. Но реальные денежные доходы существенно не изменились и составили 93,1% к предыдущему году (таблица 2.3).
Таблица 3.
Денежные доходы населения Республики Беларусь в 2011-2016 гг.
Показатели |
Год |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Денежные доходы населения, млн. р. |
16571,3 |
32157,0 |
44228,5 |
52627,5 |
56289,2 |
58750,0 |
Денежные доходы в расчете на душу населения, р./мес. |
145,7 |
283,1 |
389,3 |
462,8 |
494,3 |
514,9 |
Реальные денежные доходы населения, в% к предыдущему году |
99,7 |
121,9 |
116,3 |
100,9 |
94,1 |
93,1 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к предыдущему году |
98,9 |
121,5 |
116,3 |
100,9 |
94,1 |
92,7 |
Соотношение располагаемых ресурсов: |
|
|
|
|
|
|
10 % наиболее и 10 % менее обеспеченного населения, раз |
6,0 |
5,9 |
5,9 |
6,0 |
6,1 |
5,7 |
20 % наиболее и 20% наименее обеспеченного населения, раз |
3,3 |
4,7 |
5,7 |
4,5 |
4,7 |
4,0 |
Источник: [23, с.29, 109, 146].
Так, в 2016 г. денежные доходы населения республики возросли на 3,8 % при росте потребительских цен на товары и услуги на 18,1 %. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 2,8 %. В 2016 г. реальные денежные доходы населения снизились по сравнению с 2014 г. на 1,4 %, что является негативной тенденцией и влечет снижение покупательской способности населения.
Основной источник денежных доходов населения это заработная плата и трансферты населению (пособия, пенсии, стипендии). Доля данных источников в образовании денежных доходов населения более 80 %. За последние 8 лет в данной структуре не произошло существенных изменений. Основным источником доходов остается оплата труда – ее удельный вес в доходах населения составляет от 63,1 % до 65,4 %.
Средняя заработная плата в республике за 2016 г. составила 671 р. Таким образом, можно говорить о тенденции роста как номинальной, так и реальной заработной платы в республике. В 2017 г. по величине средней заработной платы лидируют по-прежнему работники, занимающиеся информацией и связью (2352,9 р.). Худшая же ситуация по прежнему в сфере образования и сельском хозяйстве (557 руб. и 575,9 р. соответственно). Средняя заработная плата работников в Республике за 2017 г. составила 794,9 р. Номинальная средняя заработная плата работников в январе 2017 г. составила 720,7 р.; рабочих и служащих – 721,1 р. По сравнению с декабрем 2016 г. начисленная средняя зарплата работников снизилась на 80,9 р. На эту же сумму снизилась средняя зарплата рабочих и служащих. Реальная заработная плата работников в январе 2017 г. составила 99,8 % к январю 2016 г.; рабочих и служащих – 99,9 %.
Одной из основных проблем роста уровня жизни населения Республики Беларусь является рациональное регулирование доходов и расходов. Отметим, что доходы и расходы населения являются переменными величинами. Проанализировав данные, можно сказать, что ежегодно происходит номинальный рост доходов, однако он не всегда сопровождается реальным ростом. Расходы по своей общей сумме определяются доходами, которые показывают, на что и сколько тратит денежных средств население, т. е. характеризуют в укрупненном виде структуру потребностей населения. В структуре денежных расходов населения по-прежнему основное место занимают расходы на питание и непродовольственные товары. Однако их удельный вес снизился в 2017 году по сравнению с 2016 годом. Исходя из данных, представленных выше, реальные доходы и расходы населения сократились, и как следствие, это оказало негативное воздействие на уровень жизни населения Республики Беларусь.