Применение компьютерных технологий при обучении химии
Конференция: IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Секция: Химия
IX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: инновационная наука»
Применение компьютерных технологий при обучении химии
Аннотация. В статье анализируется значение и эффективность применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современной школе. В результате проведенного эксперимента установлено, что использование ИКТ на уроках химии улучшает усвоение материала.
Ключевые слова: химия; информационно-коммуникационные технологии; образовательный процесс.
XXI век – век информационных технологий. С каждым годом компьютер занимает все более прочное место в нашей жизни, и поэтому было бы странно, если бы педагоги упускали возможность использования этого технического средства в учебном процессе.
Химия – один из самых сложных предметов в образовательной школе. Главной особенностью обучения химии является необходимость использования разнообразных форм наглядности во время всего урока. Именно компьютер может стать универсальным средством обучения, который можно применять на всех этапах урока:
· объяснить новую тему учителю помогут цветные рисунки и фото, схемы, таблицы, электронные энциклопедии и презентации (Power Point);
· закрепить полученный материал помогут виртуальные лаборатории, тренажеры;
· для контроля знаний применяются компьютерные тестирования с использованием программы Power Point, составление кроссвордов – Excel, Word.
Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) при обучении химии дает возможность:
· более широкого использования аудиовизуальных средств, что делает содержание изучаемого материала более наглядным, понятным и интересным;
· моделирования и исследования закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести;
· воспроизведения сложных экспериментов;
· проведения быстрого и эффективного тестирования учащихся.
Занятия с применением ИКТ имеют существенное отличие от традиционной системы обучения. Теперь учитель не является основным источником знаний, его функция сводится к консультативно-координирующей.
Опрос среди учителей химии г. Уфа показал, что только 35 % педагогов регулярно используют при обучении электронные средства.
Это обусловлено недостаточной технической подготовкой для использования современных методов обучения и нехваткой времени на их освоение.
Урок с использованием ИКТ поможет достичь максимального обучающего эффекта только в том случае, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.
Определенный перечень устной, наглядной, текстовой информации превращает слайд в учебный эпизод.
Остановимся на проведении эксперимента в педагогической деятельности при изучении эффективности компьютерного обучения. Нами проводился эксперимент с целью определения эффективности различных методов обучения при обучении химии. В условиях эксперимента выявлялась эффективность компьютерного обучения в сравнении с традиционными методами преподавания.
Эффективность использования ИКТ на уроках химии проверялась нами в ходе уроков химии в 9-х классах МБОУ «Школа № 45» г. Уфа. Во время проведения уроков использовались такие программы как Power Point, Exel, Word, Movie Maker.
Для эксперимента были выбраны два 9 класса: контрольный – 9В и экспериментальный 9Г классы. В контрольном классе обучение велось по стандартному методу (традиционным способом), а в экспериментальном классе с максимальным использованием компьютерных технологий.
Перед началом эксперимента проводилось уравнивание условий в обоих классах: классы мы подбирали примерно равные по успеваемости по химии и их общей подготовки по данному предмету.
В контрольном классе были проведены уроки с использованием традиционных методов обучении. Темами экспериментальных уроков я выбрала «Щелочноземельные металлы и их соединения» и «Алюминий. Его физические и химические свойства»
В экспериментальном классе были проведены уроки химии с компьютерной поддержкой, а именно с использованием мультимедиа. Составленные мультимедийные уроки представляют собой презентации (MS Power Point), видеофрагменты с химическими экспериментами (Movie Maker).
Благодаря этому учебный материал был представлен ярко и интересно в виде различных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора, музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности учащихся.
В качестве критерия эффективности компьютерной поддержки урока выступает успеваемость учащихся, которая оценивалась по пятибалльной системе. Сравнение результатов проводилось по контрольной работе после изучения выбранных тем. Оценки этих контрольных работ представлены в сводной таблице № 1. Результаты исследований показали, что учащиеся в экспериментальном классе лучше усвоили изученный материал, о чем свидетельствуют полученные оценки.
Таблица 1.
Результаты контрольной работы
Оценки |
Классы |
|
9В |
9Г |
|
«Отлично» |
5 |
6 |
«Хорошо» |
10 |
11 |
«Удовлетворительно» |
8 |
6 |
Также нами было проведено анкетирование в 9-х классах с целью выявления заинтересованности детей на уроке с компьютерной поддержкой с использованием следующих вопросов:
1. Я лучше понимаю материал, представленный в форме презентации
А. согласен
Б. не всегда
В. Не согласен
2. Я лучше запоминаю материал, представленный в форме презентации
А. согласен
Б. не всегда
В. Не согласен
3. Мне интересны уроки химии с использованием презентаций и видеофрагментов.
А. да
Б. нет
По результатам анкетирования было выявлено, что большинство учащихся лучше понимают и запоминают материал в форме презентаций и видеофрагментов.