Теоретические аспекты анализа и основные тенденции развития международного бизнеса
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Мировая экономика
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Теоретические аспекты анализа и основные тенденции развития международного бизнеса
Theoretical aspects of analysis and main trends of international business development
Ildar Imaletdinov
Master’s Degree Student of the Department of Economics and Management Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow
Alexander Fedorov
Honoured Researcher of the Republic of Karelia, PhD in Educational Studies, Professor, Moscow Pedagogical State University, Russia, Moscow
Аннотация. Статья актуализирует проблему развития международного бизнеса в условиях современного финансово-экономического кризиса. Охарактеризована природа и значение финансово-экономических кризисов, их причины и последствия. Описана специфика интернационализации и форм международного бизнеса в современных условиях. Обозначены проблемы ведения международного бизнеса в России в условиях кризиса.
Abstract. The article actualizes the problem of international business development in the context of the current financial and economic crisis. The nature and importance of financial and economic crises, their causes and consequences are characterized. The specificity of internationalization and forms of international business in modern conditions are described. The problems of international business in Russia in the conditions of the current crisis are outlined.
Ключевые слова. Глобализация; интернационализация; международный бизнес; экономическое развитие; нестабильность; неопределенность; финансово-экономический кризис.
Keywords. Globalization; internationalization; international business; economic development; instability; uncertainty; financial and economic crisis.
Актуальность изучения специфики развития международного бизнеса в условиях кризиса определяется современными тенденциями и особенностями развития социально-экономических систем в их условиях глобализации, интернационализации и регионализации.
Общеизвестно, что глобализация, как ведущая тенденция развития мирового хозяйства, представляет собой качественно новый этап процесса интернационализации, когда в национальных экономиках получают развитие универсальные для всех стран элементы хозяйственной жизни, связанные с глобальными информационными сетями, повсеместным свободным обращением специфических финансовых инструментов, всеобщих политик качества и стандартов управления, предпринимательской деятельности, качества продукции. Существенной характеристикой глобализации является возможность не ограниченного территориально или регионально хозяйственного выбора предприятиями и потребителями.
Всеобъемлющие процессы глобализации и международное разделение труда способствуют развитию международного бизнеса и делают его необходимым в современной среде. Главными мотивами к осуществлению операций за пределами страны служат расширение рынков сбыта собственной продукции, сокращение издержек, путем выбора наиболее благоприятных условий ведения бизнеса, доступ к иностранному капиталу, технологиям. Все это, при правильном выборе стратегии позволяет бизнесу максимизировать финансовый результат своей деятельности.
Глобализация мировой экономики, ставшая процессом, который определяет развитие всей системы международных экономических отношений, сопровождается активной глобализацией производства и глобализацией рынков, усилением взаимозависимости национальных экономик. Наблюдается одновременное увеличение числа компаний, которые выходят на мировой рынок.
Как отмечает в своем исследовании Ю.С. Чепурко, в результате глобализации экономики «происходит трансформация основных мировых рынков, включая финансовый, рынок рабочей силы, рынок товаров и услуг, меняется структура экономики в целом, формируется конкурентная среда на международном уровне. Кроме того, происходит стремительное развитие мирового информационного и технологического пространства, информация становится ценным ресурсом и определяет процесс формирования новой экономики – экономики знаний – и не только на национальном, но и на глобальном уровне. В новой экономике формируется система инноваций на национальной, региональной, локальной, корпоративной, глобальной основе» [11, с. 3].
В исследованиях ученых обращено внимание на влияние глобализации на развитие международного бизнеса.
В современных экономических исследованиях нет однозначного подхода к определению категории «международный бизнес», между тем, большинство исследователей считают, что данная категория обозначает предпринимательскую деятельность, связанную с высокой деловой активностью использования капитала в разных формах и существующую для получения прибыли в хозяйственно-экономической деятельности международной сферы экономики.
Международная бизнес концепция известна со времен Ост-Индской компании. С течением времени международный бизнес стал развиваться во всем мире. Благодаря ему происходит обмен информацией, капиталом, ввод инноваций и технологий в мире, появляется доступность товаров и услуг всем и каждому, между странами устанавливается атмосфера дружбы, доверия, партнерства, происходит глобализация производства и т. д.
Таким образом, международный бизнес играет важную роль в развитии современной мировой экономики, однако он сталкивается с проблемами, мешающими его развитию.
В фундаментальных трудах К. Маркса, Н.Д. Кондратьева, Дж.М. Кейнса, Р. Дорнбуша, К. Рейнхарт, Д. Робинсон, С. Фишера, Ф. фон Хайека, Р. Шмалензи, Й. Шумпетера и в современных исследованиях Ж. Аттали, Дж. Перкинса, К. Рогоффа, Дж. Сороса, Дж. Стиглица, М. Фридмена, А.И. Бельчука, С.Л. Выгодского, С.Ю. Глазьева, М.Г. Делягина, А.А. Демина, В.М. Кудрова, Г.М. Куманина, С.М. Никитина, Я.А. Певзнера, Г.Х. Попова и других ученых-экономистов сделан вывод о том, что важнейшей закономерностью социально-экономического развития в условиях глобализации рыночных отношений является неопределенность и неравномерность развития экономики (не говоря уже об отдельных частях экономической системы, которые проявляются в колебаниях объемов производства и сбыта.
«Процесс неравномерного развития экономики, и тем более ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновение значительных спадов производства характеризуется как кризисная ситуация. Кризис следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике» в условиях глобализации (Д.М. Дидье) [4, с. 1-4].
Исследование проблемы развития международного бизнеса в условиях глобального социально-экономического кризиса актуально для России, с одной стороны, переживающей период трансформации, а с другой стороны, вступающей в глобальное экономическое пространство. Учет опыта регулирования экономических и финансовых кризисов в развитых и развивающихся странах, глобальных тенденций мировой экономики, особенностей отечественных условий кризисных процессов позволит России менее болезненно войти в современную цивилизованную экономику.
Теория экономических кризисов имеет большую историю. В своей работе мы опирались на теорию экономических кризисов, созданную К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная теория неразрывно связана с трудами многих видных ученых ХХ столетия и первой четверти ХХI века.
Разработка проблем современных проявлений экономических кризисов на макроэкономическом и мировом уровнях имеет более короткую историю, тем не менее, отметим, что в фундаментальных трудах и специальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Т. Бейг, А. Берг, М. Викс, Д. By, Б.Ч. Гринвальд, И. Голдфейн, Дж.А. Кальво, А. Канайи, В.М. Коллонтай, Л.А. Кормишкина, Э.Г. Мендоза, П. Мозиас, Ч.М. Рейнхард, Я.В. Сергиенко, М.Р. Стоун, Н. Чоуэири, В. Цзянин и др.) особое внимание обращено на изучение и анализ природы экономической нестабильности в странах с развивающейся и трансформируемой экономикой, что особенно значимо для современной России.
В настоящее время традиционными в анализе сущности кризиса в экономической науке являются индексный подход, позволяющий рассмотреть кризис как временное ухудшение макроэкономических показателей в результате колебаний конъюнктуры, и подход, основанный на понимании кризиса как формы движения рыночной экономики. Индексный подход наиболее характерен для зарубежных исследователей. Данный подход позволяет усилить количественную характеристику кризиса. Трактовка кризиса с позиций диалектики, как формы движения рыночной экономики характерна для отечественной науки, дает основание усилить его качественную характеристику. Данный подход, по нашему мнению, наиболее полно характеризует внешнюю форму выражения кризиса и его внутреннее содержание, объясняет механизм циклического движения рыночной экономики.
Историческое и логическое возникновение международного бизнеса произошло в связи с развитием и расширением международного разделения труда, а также в связи с формированием мирового рынка. Международный бизнес – это взаимодействие организаций различных форм собственности или подразделений компании, которые находятся в разных государствах, цель которых получить доход именно за счет преимущественной выгоды международных операций в сфере деловых отношений.
Международный бизнес представляет собой предпринимательскую деятельность, которая связана с тем, что капитал используется в разных формах и преимуществах высокой деловой активности, а также существует для получения прибыли и распространяется на международную сферу экономики.
Международный бизнес включает в себя различные хозяйственные операции, которые осуществляются двумя-тремя и более государствами. Подобные деловые отношения могут происходить и между коммерческими организациями, и между государственными учреждениями.
Если в международном бизнесе участвуют коммерческие организации, то вся их деятельность направлена на получение дохода, в отличие от государственных учреждений, имеющих, как правило, совсем другие цели.
Если рассматривать международный бизнес с позиции международных отношений в сфере экономики, то это некая конфигурация субъектов межгосударственной экономической деятельности, которая направлена на получение взаимовыгодного сотрудничества.
Процесс международного развития бизнеса проявляется в особой форме взаимодействия между субъектами. Этот процесс обладает конкретной структурой, определенной техникой, а также положениями и нормами ведения, итогами и результатами, достигаемыми в ходе такого взаимодействия.
В качестве субъектов международного бизнеса выступают как самостоятельные личности, так и целые соцструктуры, которые обладают внутренними мотивами, интересами, целями и способностями к тому, чтобы реализовываться в какой-либо сфере международной экономической деятельности.
Основные признаки субъектов международного бизнеса - это обладание внутренними мотивами, целеустремленностью, волей и способностью продвигаться к своим важнейшим целям.
Под такие признаки субъектов международного бизнеса подходят некоторые лица, организации, транснациональные структуры, международные компании, союзы, объединения, страны.
Основные черты международного бизнеса:
1. При эффективном ведении деловых операций получать доход в международном бизнесе возможно при расширении своих возможностей за пределы границ государства.
2. Использование предпринимателями дополнительных экономических возможностей, которые вытекают из ресурсной специфики заграничных рынков, особенностей права иностранных государств, своеобразия политико-экономических отношений, которые регулируются определенными видами взаимодействия на межгосударственном уровне.
3. Международный бизнес является вариантным и зависит от степени интернационализации. Стержень развития международного бизнеса включил в себя периоды определенного роста степени интернационализации, начиная от однократных поставок на заграничный рынок и, заканчивая цивилизованной структурой транснациональных компаний, для которой мировой сферой, охватывающей множество государств и рынков, является производство и дистрибуция.
4. В связи с интернационализацией для различного вида бизнеса максимально доступен мировой бизнес-сервис, который не зависит от того какому государству принадлежит и ориентирован на активность в сфере экономики, а также на эффективность различных услуг: высоконаучные, финансовые, транспортные, услуги подбора интернационального коллектива, позволяющего по максимуму реализовывать бизнес возможности.
5. Необходимо учитывать в построении бизнеса культурный фактор, а именно те требования и ограничения культуры определенного государства, накладываемые на контрагента бизнеса. Острота проблемы состоит в том, что часто культура государства базирования компании сильно отличается от культуры государства, в котором компания пребывает.
6. Международный бизнес несет за собой глобальный охват мировой системы обмена информации, мирового финансового рынка, объемную конструкцию новаторских технологий и т. п. Происходит движение от одного уровня интернационализации к другому и, соответственно, путем глобализации возрастает эффективное ведение бизнеса.
7. Международный бизнес представляет собой совокупность профессиональных знаний и умений гораздо более высокой степени, чем те, что имеются в бизнесе страны.
8. Международный бизнес впитывает в себя все самое лучшее из всей мировой практики.
9. Самым важным ресурсом международного бизнеса выступает информация, а самым важным оружием - адаптация.
10. Важным отличием международного бизнеса от национального бизнеса является тот факт, что негативные направления в экономике государства или в определенной отрасли экономики могут помочь показать для компании новые бизнес возможности.
11. Внутри государства велика конкуренция, и помощь государства четко не видна, тогда как в международном бизнесе можно почувствовать поддержку своей страны при борьбе с конкурентами.
Современные тенденции развития международного предпринимательства вынуждают предпринимателей искать наиболее выгодные условия хозяйствования. Чтобы выдерживать жесточайшую конкуренцию или уйти от нее, предприниматель задается целью поиска новых рынков сбыта продукции или же нового инвестиционного пространства, на территории которого использование ресурсов ограничено в меньшей степени. Сегодня, возросшие темпы глобализации способствуют тому, что большинство предпринимателей стремятся реализовать свой бизнес заграницей, или же организовать его при помощи зарубежных контрагентов. Этими факторами обусловлено существования колоссального количества видов и форм международной предпринимательской деятельности.
Для достижения любой из своих предпринимательских целей компания должна устанавливать формы проведения трансграничных деловых операций. Некоторые из этих форм могут существенно отличаться от форм, используемых на внутреннем рынке. На выбор форм оказывают влияние не только цель, но также внешняя среда, в которой компании предстоит действовать.
В целом, формы международного предпринимательства можно разделить на три группы:
Группа 1 - формы международного предпринимательства с закреплением их юридического статуса в стране размещения, в соответствие с местным законодательством. Фактически, создание предприятия с иностранными инвестициями или приобретение доли местного предприятия;
Группа 2 - формы международного предпринимательства с закреплением их налогового статуса, но без создания юридических лиц (представительства и филиалы иностранных юридических лиц);
Группа 3 - организационные формы международного бизнеса, основанные на договорных отношениях (без создания предприятия и закрепления налогового статуса).
Период мощного мирового прогресса и развития международного бизнеса является революционным в сфере технологических изменений, а следом - и экономических, политических, социальных.
Глобализация заключается в том, что экономические международные связи охватили почти все государства мира, и каждая из этих стран в той или иной степени зависит от международного бизнеса.
Последствия могут быть разные: казалось бы, государство пользуется всеми положительными моментами международного бизнеса при этом не испытывает последствий отрицательного характера в отсутствии каких-либо возможностей или ресурсов. Но есть и другая сторона: государство становится зависимым от мирового рынка и, соответственно, несет определенные риски, например, в полном объеме это прочувствовала Россия в кризис 1998 года.
В период глобализации в международном бизнесе появляются новые признаки, характерные для современного времени.
Интеграция экономики государства в экономику мира наделяет международный бизнес определенными чертами:
1. Доступность и всеобщность. Международный бизнес подчиняется законодательству государств и открывает возможность деловой активности для любой компании каждого государства, изменив при этом стратегию и тактику перспектив таких фирм. Несомненно, есть и ограничения.
2. Ступенчатость развития. Когда компания принимает решение вступить в международный бизнес, то начинает она с простой формы иностранной торговли, но развиваясь, велика возможность достичь наивысшей формы, которая носит название мультинациональная корпорация.
Это не просто накапливание опыта и потенциала, действия компании на международном рынке заставят преодолевать определенные препятствия, начиная от повышения качества товаров, рациональности издержек фирмы, до вопросов развития дистрибуции, грамотного использования капитала и рабочей силы, эффективной работы с сетями транспорта и т. п.
Конечно, ступенчатость существовала и до глобализации, но в условиях современности прослеживается совершенно новый технологический базис.
3. Технологическая глобализация. Компьютеризация, телекоммуникация и информатизация, существенно изменили черты международного бизнеса. Выделим три из них:
Эффективность осуществления, находясь в офисе компании;
Осуществление в режиме реального времени;
Охват различных бизнес рынков товаров, работ, услуг, рабочей силы, капиталов, информации и т. п., за счет телекоммуникаций.
4. Финансиаризация. Этот термин Ж.-П. Серван-Шрайбера подчеркивает одну из важных черт международного бизнеса - финансовую составляющую международных деловых отношений, включая замысел и конечный результат, а также является стержнем международного бизнеса, неким центром с вращающимися вокруг него интересами, решениями, стратегиями.
До периода глобализации доход так же являлся главной целью международного бизнеса, но в новом периоде использования и поиска международным бизнесом определенных преимуществ, рассчитывают на новый финансовый инструмент, дающий огромные возможности на мировом финансовом рынке.
Возможности компьютеризации и телекоммуникаций уникальны и велики, а потому финансиаризация рассматривается как мерило международного бизнеса.
5. Сложное взаимодействие национального и интернационального. Очень много споров возникает у исследователей и практиков по вопросу международного бизнеса о воздействии на деловые мировые отношения процессов конвергенции и дивергенции в отрасли национальной культуры.
В рамках нашего исследования особое внимание было уделено проблеме экономических кризисов. В этой связи следует напомнить определение экономического кризиса Н.Д. Кондратьева: «В самой общей своей форме существо экономического кризиса сводится к тому, что народное хозяйство отдельных стран и мировое хозяйство в целом, как подвижная система элементов, теряет равновесие и переживает острый, болезненный процесс перехода к состоянию нового подвижного равновесия. С экономической точки зрения кризис является всегда лишь острым и болезненным процессом ликвидации создавшихся в строе народного хозяйства несоответствий, нарушающих равновесие его элементов, процессом» [5, с. 174].
Экономические кризисы тоже бывают разные. Их можно классифицировать, прежде всего, по затрагиваемым ими сферам:
· кредитный кризис (нехватка денежных и кредитных средств в банковской сфере и сфере других финансовых институтов);
· финансовый кризис (более широкое распространение кризиса в финансовой сфере, которое может включать резкое изменение стоимости финансовых активов, дисбаланс спроса и предложения ликвидных активов, бюджетные проблемы, чрезмерную вынужденную поддержку государства в виде денежных вливаний и рекапитализации);
· экономический кризис (множество экономических проблем: коллапс валютной системы, гиперинфляция, спад ВВП, рост безработицы и т. д.);
· фискальный кризис (государство не может оплатить свои долги и не может сделать новые достаточные займы, необходимые для покрытия расходов бюджета, рост процентных ставок);
· валютный кризис (резкое снижение стоимости валюты);
· гиперинфляция (резкий рост цен).
Однако в целях ответа на вопрос о продолжительности кризиса наиболее важной представляется классификация кризисов по причинам их возникновения. Поняв причину кризиса, становится ясным его содержание, его сущность, что является абсолютно необходимым для оценки его продолжительности. По причинам возникновения можно выделить следующие типы кризисов:
· циклические,
· структурные,
· внешние шоки.
Теория циклов (К. Маркс, Т. Мальтус, М.И. Туган-Барановский, Н.Д. Кондратьев, П.А. Сорокин, А.Л. Чижевский) достаточно известна. С этой точки зрения кризис – это определенный, закономерный этап в циклическом развитии системы.
Циклические кризисы по своей природе, причинам возникновения тесно связаны с разрешением экономических проблем структурного характера.
Другое дело, что необходимо различать структурные проблемы, возникновение которых внутренне присуще самой рыночной системе хозяйствования (перепроизводство, которое в большей степени было характерно для ранних стадий развития; проблема ссудного капитала; гипертрофированное развитие фондового рынка и т. п.) и структурные проблемы, возникновения которых вполне можно было бы избежать при грамотной и ответственной экономической политике. В первом случае как раз и происходят циклические кризисы. Разрешение же своего рода «необязательных» структурных проблем происходит через кризисы структурного характера.
Они бывают совершенно разные – экономические структурные кризисы. К примеру, трансформационный экономический кризис в России в 90-х годах прошлого века – это тоже структурный кризис. Диспропорции в планово- командной экономике стали запредельными, страна дошла до пустых прилавков, и переход к рыночной системе хозяйствования стал неизбежен, хотя и сопровождался глубочайшим экономическим кризисом.
Структурные кризисы могут распространяться на период в несколько экономических циклов. Это самые продолжительные и серьезные кризисы, так как на исправление некоторых диспропорций, к примеру, между отраслями, могут уйти годы.
Кризисы могут быть вызваны и внешними шоками. Здесь работает так называемая «теория катастроф» (природные и социальные катастрофы - Т. Постон, И. Стюарт, В.И. Арнольд). Основная причина возникновения кризиса – неожиданные и непредвиденные события во внешней среде системы (глобальные изменения в окружающей среде, политический кризис в государстве, скачкообразные изменения валютного курса, радикальные изменения в законодательстве и т. п.).
Для России в настоящее время объяснение нынешнего экономического кризиса в том числе внешними шоками (падение мировых цен на нефть, санкции) более, чем актуально.
Системная финансовая нестабильность является основной проблемой правительств, центральных банков и регулирующих органов. Финансовые потери от мировых финансовых кризисов достигают глобальных экономических масштабов, и восстановление национальных экономик после них происходит достаточно медленно. Поэтому механизмы моделирования экономики позволяют ответить на вопросы о том, как предсказывать спады, как их контролировать или хотя бы иметь влияние на них.
Политика модернизации экономики, которую в настоящее время пытается продвигать Россия, особенно нуждается в инвестиционных драйверах, чтобы пройти несколько этапов обновления, в том числе реконструкцию и обновление инфраструктуры, технологической базы и фондов развития и поддержки.
Здесь стоит отметить нежелание российских ресурсодобывающих компаний реинвестировать свои средства в экономику России, в это же время наблюдается массовый отток капитала из страны. Ситуация ухудшилась паническим выводом средств, случившимся в 2014 году, в связи с геополитическим кризисом, вызванным конфликтом с Украиной. По экспертным оценкам, в 2014 году из России было выведено порядка 70% иностранного капитала. Однако уже сейчас существуют отдельные положительные прогнозы от иностранных экспертов. Одна из самых главных целей для экономики РФ на данном этапе – достижение докризисного уровня объема иностранных инвестиций. Этой цели можно добиться, привлекая иностранный капитал и стимулируя активность представителей международного бизнеса в экономике страны.
Рассмотрим четыре наиболее распространенные формы ведения международного бизнеса.
В первую очередь рассмотрим импорт и экспорт. Экспортом принято считать такую бизнес-активность, когда продукт производится в одной стране, а реализуется нерезидентами в другой стране. Импортом называют такой вид деловой активности, при котором в страну ввозятся товары, технологии или другого капитала, в последующем данные позиции подлежат реализации на рынке страны-импортера. Эта разновидность международного бизнеса является наиболее распространенной в мире из-за своих низких издержек.
Вторая форма ведения международного бизнеса – лицензирование. К лицензированию относят соглашение между организациями из разных стран, касающееся прав на использование бренда, технологий или любого другого актива одной организации за определенную плату другой организацией. Широко распространена данная практика в условиях, когда размещение собственного производства в другой стране является нерентабельным на данном этапе или если логистические расходы относительно высоки. Известны случаи, когда этой формой ведения бизнеса пользовались, чтобы обойти государственное ограничение деятельности иностранных фирм. Наиболее часто лицензированием пользуются, чтобы максимизировать своё присутствие на мировом рынке – ярким примером могут послужить сети кофеен Starbucks.
Третьей формой ведения международного бизнеса является стратегический альянс и совместное предприятие. Данные формы объединены в один тип, так как целью их использования является достижение взаимовыгодных или даже общих целей. Совместное предприятие является крайней формой такого партнерства, в процессе кооперации несколько компаний общими усилиями создают новую организацию для преследования общих целей. Данная форма объединения позволяет уменьшить затраты на развитие и производство, в некоторых случаях удается расширить технологические и ценовые цепочки. Подобную модель использовали в своей экономической деятельности такие компании, как Motorola и Toshiba. Они создали альянс, целью которого было развитие производства микропроцессоров. Не менее успешно эту форму использовали, к примеру, компании Nestle и General Mills. Они создали совместную компанию под названием Cereal Partners Worldwide, которая позволила им расширить свои цепи поставок за счет совместного производства и распространения злаковых продуктов.
Наиболее значимой формой ведения международного бизнеса для экономики страны является прямое инвестирование (ПИ). Большинство определений данной деловой активности отмечают наличие двух факторов:
1. Наличие хотя бы двух стран, участвующих в данной активности.
2. Ввод таких понятий, как владение и контроль.
К ПИ, как правило, относят вложения финансовых ресурсов в производство и реализацию продукта в принимающей стране. В текущей экономической ситуации данная форма ведения международного бизнеса является приоритетной. Рассмотрим исторический пример, когда решались схожие экономические проблемы при аналогичных обстоятельствах.
В современной истории России существуют положительные примеры успешного привлечения иностранных инвестиций (ПИИ) в страну.
В рамках исследования было установлено, что комплекс перечисленных методов продемонстрировал неоднозначный результат. Во‑первых, большая часть объема инвестиций пришла в экспортно-сырьевой сектор экономики, а также в проекты с наиболее высокими показателями рентабельности в коротком временном промежутке (торговля, финансовые услуги, общественное питание). Этот срез является показательным и демонстрирует роль экономики России на мировой арене.
В настоящее время, первой и основной тенденцией, оказывающей влияние на развития международного предпринимательства, является увеличение масштабов предпринимательских структур, интернационализация предпринимательских отношений и ориентация сотрудничества на достаточно длительные сроки. Предпосылками к такому сценарию служат высокие темпы технологического развития, позволяющие создать оптимальные условия в области логистики и транспортировки. Научные достижения в области коммуникаций, такие, как спутниковая связь, не только ускоряют взаимодействие партнеров, но и позволяют осуществлять оперативный контроль над любыми международными операциями.
В качестве второй тенденции необходимо выделить изменчивость конъюнктуры интернациональных рынков и усиление международной конкуренции.
Третьей существенной тенденцией современного международного предпринимательства является развитие международных институтов, призванных поддерживать предпринимательские процессы во всем мире. В результате глобализации предпринимательства, создаются международные организации призванные поддерживать торгово-производственные отношения между контрагентами различных стран.
Четвертой тенденцией является активное применение современных информационных технологий в предпринимательской деятельности. Современный этап эволюции предпринимательских отношений характеризуется всплеском развития информационных технологий, позволяющих сокращать транзакционные издержки, производить любые операции за короткие сроки, а также автоматизировать предпринимательские процессы.
Шестой тенденцией, является повсеместное распространение диверсификации предпринимательской деятельности. Диверсификация активно использовалась предприятиями и раньше, но в современном предпринимательстве стратегия диверсификации приняла масштабный характер в качестве наиболее успешной стратегии страхования рисков и расширения бизнеса.
В современных условиях развития предпринимательства, зависимых от мировой геополитической обстановки, вести узкоспециализированную деятельность особенно рискованно. Если в одной сфере вводятся барьеры, затрудняющие эффективность функционирования бизнеса, то всегда есть вероятность перенести стратегические приоритеты в другую сферу.
Зарубежные рынки сбыта и приобретения ресурсов могут стать мощным фактором снижения ущерба фирмы от колебаний цен или от дефицита в какой-либо конкретной стране. Сезонные колебания в уровне продаж и прибылей в одной стране могут быть компенсированы или смягчены благодаря несовпадению экономических циклов в различных странах мира.