Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Северная Осетия-Алания
Конференция: XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Экономика предпринимательства
XVII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Северная Осетия-Алания
State regulation of business activity in the Republic of North Ossetia-Alania
Vladislav Dyshlyuk
graduate student of the North Caucasus Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Russia, Vladikavkaz
Zalina Cheldyeva
candidate of economic sciences, associate professor, North Caucasian Mining and Metallurgical Institute (State Technological University), Russia, Vladikavkaz
Аннотация. В статье анализируется система государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации на примере Республики Северная Осетия-Алания. Особое внимание уделяется анализу контрольно-надзорной деятельности, ее результаты по итогам предшествующих 3 лет и тенденции ее развития.
Abstract. The article analyzes the system of state regulation of entrepreneurial activity in the Russian Federation on the Republic example Northern Ossetia-Alania. Special attention is paid to the analysis of control and supervision, the results according to the results of the previous 3 years and the trends of its development.
Ключевые слова: государственное регулирование предпринимательской деятельности; контрольно-надзорная деятельность.
Keywords: state regulation of business activities; Supervisory activities.
Общеизвестно, что одной из важнейших функций государства является защита прав и свобод человека, что достигается по средствам установления и поддержания режима законности [1]
Под законностью при этом принято понимать соблюдение всеми субъектами общественных отношений норм права (закона) [12]. Данное утверждение в полной мере применимо и к отношениям возникающим из предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность в условиях современной рыночной экономики занимает все более значимую роль, отсюда и стремление государства упорядочить эту сферу жизнедеятельности общества [2].
Контроль и последующее государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.
Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.
Прямое государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по средствам закрепления в нормативно правовых актах государства норм и правил ведения предпринимательской деятельности и установлении санкций за их не соблюдение [7] (к подобного рода мерам реагирования относятся: предупреждения, штрафы, приостановления деятельности, различные предписания, предостережения и т. д.).
Проверка соблюдение закона осуществляется в основном по средствам проведения различных проверок (плановых, внеплановых, выездных, камеральных, документарных и т. д.).
Тем не менее, не смотря на всю важность контрольно-надзорной деятельности она в силу разных факторов (человеческий фактор, несовершенство законодательства, коррупция и т. д.) является определенным препятствием на пути развития бизнеса [10], и в связи с этим государство в последнее время стремится снизить давление на бизнес и облегчить ведения предпринимательской деятельности путем уменьшения административных барьеров [9].
С этой целью в данной работе на примере Республике Северная Осетия-Алания будет рассмотрено состояние контрольно-надзорной деятельности в за 2016-2017 годы.
Так в 2016 году контролирующими органами было проведено 6761 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе внеплановых - 2782 проверок. По результатам проведения проверок контролирующими органами было выдано 4243 предписания, к административной ответственности привлечено 6706 лиц.
В 2017 году это цифра составила 3000 плановых и 52 внеплановые проверки, на 2018 год органами прокуратуры согласовано 2000 плановых проверок [3].
Изменения федерального законодательства в части установления надзорных каникул, введение запрета на наложение административного штрафа (при первичном нарушении), введение в действие норм Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривающих уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению предпринимательской деятельности и незаконное возбуждение уголовного дела в отношении предпринимателя - стали реальным сдерживающим фактором для чиновников на пути вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей [8].
Тем не менее, контрольно- надзорные органы пытаются сохранить консервативные устои «палочной» системы, под любым предлогом стремясь именно к наказанию предпринимателей, а не к профилактике правонарушений. Инициируются административные расследования, путем незаконного привлечения потребителей (провокация правонарушений). Используется «негласная» оперативная информация (то есть фактически отсутствующая). За одно и то же нарушение штрафы налагаются - и на должностное и на юридическое лицо одновременно [4].
Этими фактами не исчерпывается список нарушений допускаемых должностными лицами при осуществлении функций гос/мун контроля в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Уже регулярной стала практика привлечения их к административной ответственности.
Так в 2017 году в Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РСО-Алания возбуждено 4 дела об административных правонарушениях, в АМС г. Владикавказ только в отношении одного должностного лица возбуждено 8 дел об административных правонарушениях. Массовый характер носят правонарушения в сфере соблюдения правил формирования и ведения единого реестра проверок.
По данным фактам за 2017 год Прокуратурой РСО-Алания к административной ответственности привлечено одно должностное лицо, внесено 4 представления об устранении нарушения закона.
Наибольшую обеспокоенность вызывают виды государственного контроля, при осуществлении которого, не требуется согласование с прокуратурой:
1. Оперативно-розыскная деятельность правоохранительных органов.
В 2017 году вынесено 96 распоряжений о проведении гласного ОРМ "Обследование". Возбуждено 29 уголовных дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности [6].
В результате проверок опротестовано 49 незаконных распоряжений о проведении гласного ОРМ "Обследование", в том числе 23 в отношении субъектов предпринимательской деятельности, внесено 5 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечен 31 сотрудник подразделений УЭБ и ПК МВД по РСО-Алания, в том числе руководителей - 8, о недопустимости нарушений закона предостережено 1 должностное лицо. За 2016 год в отношении субъектов предпринимательской деятельности возбужденно 67 уголовных дел, проведено 176 гласных ОРМ [6].
2. Осуществление государственного контроля налоговыми органами. Растёт число жалоб на действия налоговых органов по применению в отношении хозяйствующих субъектов властно – распорядительных полномочий (арест расчетного счета, безакцептное списание задолженности).
В 2017 году некоторыми районными инспекциями налоговой службы необоснованно взыскивались налоги с государственных субсидий, перечисленных предпринимателям в рамках программы государственной поддержки.
Установление фактов того, что указанные взыскания были незаконными и причинили ущерб предпринимателям, по нашему мнению следует рассматривать как ущерб, причинённый незаконными действиями государственного органа (должностных лиц).
Таким образом, в вопросе соблюдения прав предпринимателей, органами государственного и муниципального контроля, и правоохранительных органов, при осуществлении надзорных функций, в последние годы наблюдаются тенденции к улучшению ситуации, однако по нашему мнению необходимо и дальше работать в указанном направлении и разрабатывать новые механизмы улучшения предпринимательского климата.