Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент активизации инвестиционной деятельности
Конференция: XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Региональная экономика
XVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Территория опережающего социально-экономического развития как инструмент активизации инвестиционной деятельности
The territory of advanced social and economic development as an instrument of investment activity activation
Olga Gromyshova
Student, «Volgograd State Technical University», Russia, Volgograd
Аннотация. Государство в последние годы уделяет огромное внимание к развитию отстающих территорий, делая их привлекательными для отечественных и иностранных инвесторов. В данной статье раскрывается сущность и задачи территорий опережающего социально-экономического развития, сравниваются льготные режимы специальных площадок с общими условиями, а так же дан анализ эффективности существования данных территорий и их значимости.
Abstract. In recent years, the state has paid great attention to the development of lagging areas, making them attractive to domestic and foreign investors. This article reveals the essence and objectives of the territories of advanced socio-economic development, compares preferential treatment of special sites with the General, as well as the analysis of the effectiveness of the existence of these territories and their importance.
Ключевые слова: Российская Федерация; ТОСЭР; инвестиции; экономическая активность.
Keywords: Russian Federation; TOSER; investments; economic activity.
В любом государстве есть центральные регионы, развитие которых не требует дополнительных вложений, но, вместе с этим, есть и другие, которые находятся на «иждивении» центра. Задача государства сгладить имеющийся дисбаланс и повысить экономическую эффективность от всей территории страны.
В Российской Федерации на 2017 год насчитывается примерно сорок субъектов, существование которых затруднительно без значительных дотаций со стороны государства, они не способны самостоятельно развиваться под влиянием различных факторов. Для того чтобы активизировать деловую активность, и поднять экономику данных регионов, и, следовательно, всей страны, было принято решение создать специализированные зоны с льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями, которые помогут привлечь инвестиции.
О создании территорий, которые способствовали бы поддержке и развитию субъектов, впервые заявил президент Владимир Путин в ежегодном докладе Федеральному собранию 12 декабря 2013 г. [2] Нормативный акт № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» был принят 23 декабря 2014 г. и вступил в действие 29 декабря того же года. Этот документ определяет правовой статус таких зон, меры господдержки и порядок, в соответствии с которым осуществляется деятельность в их пределах.
Для начала, приведем определение территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения [1].
Особенности ТОСЭР: данная территория создаётся на срок до 70 лет; на территории ТОСЭР разрешена добыча и переработка полезных ископаемых; инвестиционными площадками выступают индустриальные парки; управляющей компании переданы функции регулятора ТОСЭР; возможность привлечь к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений.
На Таблице 1 представлены льготы для резидентов ТОСЭР.
Таблица 1.
Льготы, предоставляемые резидентам территории опережающего социально-экономического развития
Страховые взносы |
Общие условия |
Для ТОСЭР |
Налог на прибыль |
20 % |
5 % (5 лет) |
Налог на имущество |
2,2 % |
0 % |
Земельный налог |
1,5 % |
0 % |
Страховые взносы |
30 % |
7,6 % (10 лет) |
Первые ТОСЭР были реализованы на территории Дальнего Востока. В Дальневосточный округ было направлено самое малое число инвестиций, данная площадка не являлась привлекательным субъектом для инвестирования, это и большие расстояния, и незначительное по количеству население, и, как следствие, низкий спрос.
Уже сегодня здесь функционируют 17 компаний в ТОСЭР, фактически объем инвестиций составил порядка 30 млрд. рублей. В планах Правительства до конца года запустить ещё 44 новых предприятия, что составляет 137 млрд. рублей инвестиций. Из бюджета на данный момент выделено более 4,5 млрд. рублей на создание инфраструктуры [3].
Стоит отметить, что проекты в ТОСЭР разнообразны, это и судостроение, и нефтехимия, и газохимия, переработка природных ресурсов, инвестиции в сельское хозяйство, транспорт и логистика. В основном, преобладают несырьевые производства.
Создание в России таких зон способно решить проблему моногородов. Моногород – это город, экономическая деятельность которого тесно связана с каким-либо крупным предприятием (либо группой компаний). Поэтому становится важным создать условия для стабильного развития городов путём привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий.
В целях повышения привлекательности моногородов для внешних инвесторов создаются территории ТОСЭР. По состоянию на 1 июля 2017 были зарегистрированы 35 резидентов, проектами которых предполагается создание к 2026 году более 7900 рабочих мест и привлечение 29,4 млрд. рублей инвестиций [3].
В общем, по России, на 2017 год были созданы 17 ТОСЭР в моногородах: Набережные Челны Республики Татарстан, Гуково Ростовской области, Юрге Кемеровской области, Краснотурьинске Свердловской области, Тольятти Самарской области, Каспийск, Бакал, Дорогобуж, Кировск и Емва и др.
В январе 2018 года провели ревизию территорий опережающего развития на. Не все площадки ТОСЭР оказались способными привлечь инвесторов, количество таких площадок не превышает 5 % от общего объема. Данные территории закроют до появления запросов на создание инвестпроектов.
Стоит отметить, что территории Дальнего Востока признаны лидирующими по итогам 2017 года по количеству и объему прямых инвестиций. Объем инвестиций в данном округе вырос до 17,1 %, из которых 17 % - инвестиции от резидентов ТОСЭР. В ходе проверок также были выделены самые эффективные ТОСЭР, это такие площадки как «Белогорск», «Южная Якутия» и «Кангалассы» [5].
Для того чтобы увидеть первые результаты введения ТОСЭР, необходимо подождать ни один год, так как данный проект является капиталоёмким, и рассчитан на довольно длительный срок. Тем более, для предполагаемых инвесторов, инвестиции, направляемые в развитие ТОСЭР, являются высокорискованными.
Таким образом, ТОСЭР является веянием новых условий российской экономики, когда требуется значительный приток инвестиций и развитие самого большого региона России – Дальнего Востока, а так же отстающих в экономическом плане моногородов. Поэтому создание подобных территорий, в рамках которых действует сбалансированный комплекс факторов, направленный на стимулирование устойчивого развития производства, логистики, услуг на инновационной основе, позволяет отстающим регионам нарастить производственный потенциал и, в дальнейшем, показать устойчивые результаты.