Оценка состояния инвестиций в основной капитал в Российской Федерации
Конференция: XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Финансы, денежное обращение и кредит
XL Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Оценка состояния инвестиций в основной капитал в Российской Федерации
EVALUATION OF THE STATE OF INVESTMENTS IN FIXED CAPITAL IN THE RUSSIAN FEDERATION
Al-Shaeli Mohammed Hussein Khamees
Graduate student Mordovia State University. N.P. Ogareva, Russia, Saransk
Аннотация. На протяжении десятилетий правительство РФ говорит о привлечении инвестиций. В статье постараемся разобраться в пользе иностранных инвестиций для российской экономики, оценим достижения и преграды на пути улучшения инвестиционного имиджа страны.
В статье постараемся разобраться исследованию теоретических основ инвестиционного потенциала экономики России и выявлению финансовых возможностей его увеличения. По мнению экспертов, основной причиной привлечения частных инвестиций является стабильность экономики.
Abstract. For decades the Russian government has been talking about attracting investments. In the article we will try to understand the benefits of foreign investments for the Russian economy, evaluate achievements and obstacles on the way of improving the investment image of the country.
In the article we will try to understand the research of theoretical bases of investment potential of Russian economy and to reveal financial possibilities of its increase. According to experts, the main reason to attract private investments is the stability of the economy.
Ключевые слова: инвестиции; реинвестиции; инвестиционная привлекательность; инвестиционный климат; экономические санкции; иностранные инвестиции; инвестиции в основной капитал.
Keywords: investments; reinvestments; investment attractiveness; investment climate; economic sanctions; foreign investments; investments in fixed assets.
Инвестиции обычно понимаются как долгосрочные инвестиции в различные отрасли внутри страны и за ее пределами с целью получения прибыли. В то же время невозможно приравнять инвестиции к простому финансовому инструменту – их значимость гораздо выше.
В зависимости от источника средств, инвестиции выделяются:
Государство – выделено из бюджета.
Частный – поступает из частного фонда или индивидуального инвестора.
Продукция направлена на развитие отрасли.
Интеллектуальные – вкладываются в человеческий капитал.
Иностранные – приезжают из-за границы.
С точки зрения государства, наиболее важными являются иностранные инвестиции – они приносят максимальный ресурс внутри страны.
Таким образом, масштабные инвестиции в любую отрасль означают ее развитие: строятся и модернизируются предприятия, реализуются социально значимые программы, растет производительность и производительность труда.
Значение иностранного капитала настолько велико, что страны готовы гарантировать инвесторам определенные преференции – экономические и законодательные.
Это тем более важно, потому что инвестиции стимулируют внешние связи, и с ними в страну приходит новый управленческий опыт.
В какой форме инвестиции могут поступать в экономику государства?
Портфолио. Средства инвестируются в несколько областей, образуя общий пакет. Это минимизирует риски инвестора. Примером является приобретение акций ряда компаний, занятых в различных сферах бизнеса.
Реальный (прямой). Это прямое вложение средств в конкретную компанию или проект.
Как правило, речь идет о покупке активов предприятия и контроле над ним.
Очевидно, что роль прямых инвестиций особенно велика: вложение капитала в виде притока свежей крови влияет на экономику.
Теперь давайте обратимся к российскому опыту – какие виды инвестиций преобладают и какова их роль в развитии страны.
Для Российской Федерации вопрос модернизации производственных мощностей является особенно актуальным. Большинство из них были унаследованы от советских времен, а спустя десятилетия предприятия нуждаются в модернизации.
Нынешним владельцам собственных средств для возобновления производства недостаточно.
Кроме того, ряд компаний находятся в плачевном состоянии после кризисов последних лет. Поэтому российская сторона заинтересована во всех уровнях финансовых вложений, в том числе:
Первоначальные инвестиционно-венчурные проекты, запуск новых компаний и предприятий.
Реинвестирование – реинвестирование в полученную от него прибыль;
Инвестиции в расширение бизнеса – развитие новых и смежных областей в дополнение к достигнутым вехам.
Инвестиции для частичного изменения бизнеса – модернизация, реорганизация и диверсификация существующих компаний.
Как показывает статистика, приток капитала в российскую экономику увеличивается, несмотря на негативное влияние санкций. Аномальный всплеск в несколько процентных пунктов был отмечен в 2017 году – тогда рост инвестиций превысил ожидания экспертов.
Улучшение было связано с реализацией крупных проектов (строительство Крымского моста и чемпионата мира). В прошлом году наиболее быстро растут инвестиции в:
Пищевой промышленности, промышленности и производстве химической продукции, добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, охоте и рыбалке.
EY (Ernst & Young), крупнейшая консалтинговая и аудиторская компания, также зафиксировала улучшение инвестиционного климата.
В рейтинге самых привлекательных для инвесторов стран Россия впервые заняла высокую строчку – седьмое место в топе, опередив Бельгию. Авторы рейтинга учитывали количество проектов с участием иностранного капитала, а также количество рабочих мест, созданных за счет инвестиций.
Однако успех Российской Федерации в последние годы не отменяет ряд системных проблем.
Ключевую роль в привлечении средств из-за рубежа играет инвестиционная привлекательность – то, как страну оценивают потенциальные инвесторы. Что влияет на их выбор?
Потенциал территории.
Разработка законодательной базы.
Уровень коррупции.
Экономическая ситуация.
Кадровый потенциал.
И если в Российской Федерации нет проблем с человеческими ресурсами и природными богатствами, нестабильность законодательства и кризисные тенденции в экономике отталкивают иностранный капитал. По мнению экспертов, инвесторы в России защищены только де-юре. Фактически всегда существует риск того, что власти откажут им в защите - они будут менять акцизы, пересчитывать формулы или отменять существующие преференции.
Связанные с законодательством проблемы налогообложения в Российской Федерации.
Таким образом, из года в год в стране увеличивается налоговая нагрузка на иностранный капитал. Это особенно актуально для тех инвесторов, которые работают в российских регионах: они не получают каких-либо существенных льгот, таких как налоговые каникулы.
Еще более тревожной тенденцией для инвесторов является общая нестабильность законодательства (в том числе налогового). Обращает на себя внимание небольшой интервал между внесением новых изменений в Налоговый кодекс и их реализацией. Так же быстро, принятые меры отменяются. Вектор реформ очевиден: если инвестор запустил проект в одном режиме, он хотел бы реализовать его в тех же условиях. Таким образом, изменения в законодательстве в сочетании со снижением подоходного налога - эти меры чаще всего предлагается рассмотреть правительству.
И последний момент, который важен для реалий Российской Федерации, заключается в том, что инвестиции оправдывают себя только грамотными инвестициями.
Нерациональное привлечение средств и их использование в устаревших отраслях приводит к противоположному результату: эффективность снижается, средства труда, такие как здания и оборудование, рушатся, конкурентоспособность падает.
Печальным результатом такого управления является банкротство предприятия. Чтобы этого избежать, привлечение инвестиций следует начинать со стратегии: обоснование их целесообразности, анализ комбинации с собственными ресурсами.
Правительство планирует в ближайшее время принять ряд мер по улучшению инвестиционного климата.
В отличие от дорожных карт, которые устанавливают очень конкретные технические цели для упрощения и ускорения определенных административных процедур, на этот раз перед правительством стоят более сложные институциональные задачи, сосредоточенные на законодательных, нормативных и правовых аспектах ведения бизнеса.
В этих областях труднее ставить конкретные численные цели и, как следствие, труднее контролировать их достижение.
Однако при успешной реализации предложенных мер возможен положительный сдвиг в сторону более ориентированной на инвестиции экономики.