Краудфандинговые платформы в России и за рубежом
Конференция: XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Секция: Менеджмент
XIII Международная научно-практическая конференция «Научный форум: экономика и менеджмент»
Краудфандинговые платформы в России и за рубежом
Crowdfunding platforms in Russia and abroad
Islam Kurzhiev
student, North-Caucasian Federal University, Russia, Stavropol
Oksana Alekseeva
candidate of economic science, associate Professor, North-Caucasian Federal University, Russia, Stavropol
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса краудфандинговых платформ в настоящее время в России и за рубежом. Целью данной программы считается привлечение финансовых средств для реализации бизнес-проектов как в социальной сфере, так и в экономической и политической.
Abstract. This article is devoted to consideration of crowdfunding platforms currently in Russia and abroad. The purpose of this program is the attraction of financial resources for the implementation of business projects in the social sphere, economic and political.
Ключевые слова: краудфандинг; краудфандинговые платформы; бизнес; вознаграждение, инновации, благотворительность.
Keywords: crowdfunding; crowdfunding platforms; business; reward; innovation, charity.
В настоящее время краудфандинг – это новый термин в сфере бизнеса. Благодаря этому явлению большинство предпринимателей реализовали свои бизнес-планы и смогли заработать на них. Данное определение образовалось от английского слова crowd (толпа) и funding (финансирование), что значит коллективное финансирование [2].
В общем виде краудфандинг представляет собой механизм привлечения финансирования, направленного на поддержку бизнеса, реализацию продукта, проведения мероприятий и пр. Краудфандинговые платформы могут организовываться с политической, социальной (помощь малоимущим и нуждающимся), так и инновационной (сбор средств на производство чего-то нового, усовершенствованного) целью. Краудфандинг позволит избежать участия бирж, фондов и банков в процессе получения финансирования. Даная процедура существенно упрощена и стала более демократичной.
Краудфандинговая платформа – это площадка, используемая для размещения и продвижения соответствующих проектов в интернете. Она представляет собой специализированный сервис для размещения идей. Такая платформа обеспечивает юридические и финансовые аспекты и облегчает взаимодействие участников и помогает в продвижении.
Существуют определенные виды краудфандинговых платформ:
– «все либо ничего» – денежные средства переводятся основателям проекта, только если достигнута установленная цель; в случае если цель не достигнута–средства возвращаются инвесторам;
– «сохранить всё собранное» – все скопленные денежные средства переводятся руководителю проекта, несмотря на то, была достигнута задача либо нет;
– вознаграждение – денежные средства являются вознаграждением для команды, которые готовы взяться за бизнес-план;
– договор со свободной стоимостью – инвесторы сами устанавливают стоимость ранее сформированной продукции;
– кредитование, где проценты ниже, чем в банке, что выгодно для заемщика;
– получение доли бизнеса, когда в обмен на предоставляемые деньги инвестор получает долю в частном бизнесе;
– благотворительность[2].
На рисунке 1 показана основная классификация краудфандинговых платформ по целям и по виду вознаграждения.
Рисунок 1. Классификация краудфандинговых платформ по целям и по виду вознаграждения [1]
Рассмотрим классификацию вознаграждения более подробно.
Первый вид вознаграждения (пожертвование) используются в основном в социальных и медицинских программах. В качестве примера можно привести сбор денежных средств на лечение больного ребенка и др.
Финансовое вознаграждение является инвестированием с помощью денежных средств. Таким методом в настоящее время пользуются практически все краудфандинговые платформы.
Нефинансовое вознаграждение в настоящее время самый распространенный вид краудфандинга. Например, покупка продукции, приглашение на концерт и др.
Программа краудфандинговых платформ имеет определенные этапы формирования [3]:
– формулировка идеи является важным этапом для формирования успешного бизнеса;
– организация и подготовка к программе, когда происходит подбор методов инвестирования, поиск площадки, получение необходимой информации для создания проекта;
– создание проекта;
– сбор денежных средств, когда инвесторы принимают участие в формировании бизнес-проекта;
– реализация проекта;
– отчет о проделанной работе, когда необходимо отчитаться перед инвесторами о том, что было сделано[5].
Считается, что слово краудфандинг возник одновременно с термином краудсорсинг в 2006 году, и его создателем считается ДжеффХауи, но, само явление возникло значительно раньше. Достаточно вспомнить несколько монументов архитектуры созданных за счет пожертвований (например: Храм Христа Спасителя в Москве, монумент Минину и Пожарскому, строительство статуи Свободы в НьюЙорке, Саграда де Фамилия в Барселоне и многие другие). Но, глобальный характер краудфандинг приобрел непосредственно с возникновением и формированием сети Интернет. Первым образцом интернет-краудфандинга считается получение средств на компанию гастрольного тура рок-группы Marillion.
После успешных воплощений в сфере некоммерческих цивилизованных и общественных планов краудфандинг набирает свою силу и в области финансирования местных бизнесов. Данный вид краудфандинга недавно приобрел особенное внимание американских официальных лиц. В апреле 2012 года глава Соединенных Штатов Америки, Барак Обама, поставил свою подпись в новейший указ под наименованием JOBS Act, дающий компаниям собирать до одного миллионов долларов посредством краудфандинга, в отсутствии подачи бумаг и регистраций на реализацию промоакций, как практиковалось ранее [3].
В России краудфандинговые площадки находятся на стадии развития и можно выделить несколько известных среди них. Planeta, Boomstarter, Kroogi, ThankYou.ru, StartTrack – популярные веб-сайты по привлечению денежных средств методом краудфандинга, для благотворительности и реализации творческих проектов. Рассмотрим данные платформы более подробно.
Платформа Boomstarter начала собственную работу 21 августа 2012 года. На данной площадке не учтены дивиденды трейдерам в виде капиталов или части в бизнесе.
Платформа Планета.ру. Ее второстепенными сервисами считаются трансляции выступлений, приобретения в магазине, разнообразные новости. Запустить план в этом веб-сайте может гражданин любой страны, достигнувший совершеннолетия. Данная платформа не финансирует торговые программы и общественно-политическую деятельность.
Проект Kroogi является более старой из больших отечественных площадок, построенных на принципах краудфандинга. Отличительная черта данной платформы – краудфандинг в творческой области. Тут располагаются музыкальные композиции, видеоматериалы, книги и работают по принципу «Плати, сколько сможешь».
Проект Thank You – площадка, аналогичная сервису Kroogi, на которой располагаются мелодические и литературные творения. Пользователи могут как безвозмездно загрузить любой контент веб-сайта, так и оплатить за него различную сумму по собственному усмотрению. Денежные средства выплачиваются на основе договора, составляемого на каждого пользователя, который хочет выложить свое творчество.
Платформа Start Track сформирована при помощи Фонда формирования интернет-инициатив. Здесь располагаются планы среднего и малого бизнеса. StartTrack начала одну краудфандинговую площадку, получившую больше девяносто миллионов рублей вложений при формировании.
Далее рассмотрим вложения в краудфандинговые платформы по разным направлениям.
Рекордсменом «Planeta» по сбору денег стал проект мультфильма «Три мелодии». Автор поставил цель собрать 2200 тыс. рублей и превзошел ее еще на 50 тыс. руб. [5].
Группа «БИ-2» собрала на запись альбома Spirit более одного миллиона рублей и еще один миллион рублей на запись другого альбом [5].
На официальном сайте «Planeta» указано, что по состоянию на май 2017 года было собрано более 600 млн. руб. в рамках 2790 проектов.
В отличии от России, за рубежом краудфандинговые платформы развиваются очень активно и инвесторы отдают преимущество в основном научно-техническим разработкам. Люди охотнее жертвуют средства на разнообразные проекты, соответственно сумма собранных средств на таких веб-сайтах существенно больше. Среди наиболее известных зарубежных платформ краудфандинга можно отметить [8]:
– Kickstarter (США) – считается наиболее известной краудфандинговой платформой, которая за свое время профинансировала более ста тысяч проектов на сумму более 2 миллиардов долларов. Примером такой платформы является разработка наручного гаджета;
– Indiegogo (США) – международная платформа краудфандинга, которая поддержала более шестьсот пятидесяти тысяч проектов на сумму свыше 900 миллионов долларов. Данная международная платформа создана для сбора средств на разные жизненные события: семейные празднования, свадьбы;
– RocketHub (США) – международная площадка с чертами социальной сети. Проводится сбор средств на проекты, связанные с искусством, бизнесом и наукой;
– Ulule (Франция) – гибридная краудфандинговая платформа, которая общается посредством форума, поддерживает проекты друг друга и помогает распространять информацию;
– StartNext (Германия) – краудфандинговая платформа для творческих планов, которая работает на принципе «все или ничего». Авторы фильмов, музыканты, журналисты, дизайнеры, артисты, изобретатели и другие креативные люди публикуют свои идеи на этой платформе для получения финансирования.
Темпы роста рынка краудфандинга за предшествующие года растут. За 2012 год было собрано более двух миллиардов долларов, в 2013 году рынок вырос в два раза и составил пять миллиардов долларов, в 2014 году сумма сборов на краудфанинговые платформы выросла еще в два раза и в 2016 году этот объем увеличился еще больше, компании собрали более пятидесяти миллиардов долларов.
Для осуществления значительных технических инноваций необходимо большее, чем обычное субсидирование проектов: необходимо стратегическое составление плана, строгий контроль за распределением денежных средств и наличие экономических резервов на случай, если в процессе исследования инновации необходимо значительно превысить бюджетные рамки. И здесь краудфандинговые платформы проявляют значительную помощь. Помимо этого, реализация слишком большого количества акций на первоначальном этапе может быть причиной, по которой организации будет необходимо находить вспомогательные источники финансирования для того, чтобы гарантировать доход своим инвесторам. Тем не менее, никакой другой метод финансирования не может обеспечить преимущества предпродаж, изучение рынка, рекламу посредством взаимосвязи спонсоров без дополнительных потерь. Другие источники финансирования имеют минусы, которые заключаются в ограниченности официально доступной информации, значительных рисках инвестиций в проекты. Но при реализации краудфандинговых платформ посредством общения с инвесторами, открываются пути уменьшения этих рисков.
Рассмотрим преимущества краудфандинговых платформ:
– поддержка предпринимателей. Малый и средний бизнес в начале своей деятельности, в основном, имеют недостаточную сумму собственного капитала, и при этом необходимо привлечение заемных средств. Привлеченный в свой бизнес краудфандинг снижает риски и при наступлении экономического кризиса, данный метод позволяет перераспределить свои инвестиционные проекты;
– высокая оценка экономического показателя. В настоящее время экономические показатели воздействуют на ожидания потенциальных потребителей по формированию рынка. При использовании краудфандинговых платформ и конкурентной борьбы такого воздействия может и не быть [3].
Можно выделить несколько отрицательных факторов, влияющих на формирование краудфандинговх платформ, на которые необходимо обратить внимание и устранить.
Первым из них считаются высокие расходы управления. При эффективном формировании бизнес-проекта, многие спонсоры начинают сотрудничать с организацией. Они дают рекомендации по стимулированию сбыта продукции или услуги. Однако в это же время, спонсоры ждут некого отклика от руководителя предприятия, которому доверили свои финансовые средства.
Вторым отрицательным фактором считаются различие в интересах. После того как в управлении принимает участие не только бизнесмен, но и инвесторы, могут появиться инциденты и споры по поводу развития предпринимательской деятельности. В таком случае, бизнесмену ничего не остается, как предложить своему спонсору проинвестировать только пятьдесят процентов от той суммы, которая необходима.
Следующий фактор, влияющий на краудфандинговые платформы – это размер инвестирования. В настоящее время, при инвестировании спонсором какой-либо организации, возникает проблема, сколько необходимо средств, для реализации этого проекта. И часто возникает такая проблема, что вложенные денежные средства могут не совпасть с необходимой для бизнеса суммы.
В настоящее время в России не существует правового регулирования процесса краудфандинговых платформ, но в Европе эта сфера уже давно регулируется законодательством. Они облегчают работу краудфандинговых платформ, устанавливая максимальный размер финансирования в размере 1 млн. евро, а также делят инвестиционные порталы и посреднические ресурсы на три категории, в том числе и ресурсы по предоставлению инвестиционных услуг (PSI) – наиболее профессиональную краудинвестинговую платформу, клиенты которой должны иметь определенный минимальный капитал [10].
Таким образом, краудфандинговые платформы в последние годы активно развиваются. Такое финансирование – это метод привлечения денежных средств на поддержку при производстве продуктов, на улучшение социального положения и внедрение инновационных технологий и др. Однако для получения ожидаемых результатов следует не только обосновать свою идею, но и бороться за нее, аргументировать и доносить людям ее важность и значимость. Краудфандинговые площадки являются отличным методом поиска не только финансирования в проект, но и единомышленников.